Орфоэпические пятиминутки на уроках русского языка в 5-м классе (на примере применения скороговорок)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Переходя из начальной школы в среднюю, многие ученики ждут от пятого класса продолжения игровых действий и моментов на многих уроках, как это было на начальной ступени обучения. Педагоги, стремясь выполнить программу, как замечено на практике, порой забывают о преемственности обучения пятиклашек в среднем звене. А ведь порой именно игровых моментов, пусть и на пять минут, не хватает на обычных уроках, чтобы снять интеллектуальное напряжение и сменить вид деятельности. Одним из таких действий может быть – проведение орфоэпических разминок, пятиминуток, в частности на уроках русского языка. Варианты их проведения различны: найти слова с правильной/неправильной постановкой ударения, с правильным/неправильным произношением, произнести скороговорку. Варианты обыгрывания скороговорок:

  • проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно...);
  • проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами рук и т.д.), тем самым развиваем мелкую моторику рук;
  • импровизированное инсценирование скороговорок (персонально или по группам);
  • создание скороговорных приветствий.

Поговорим о последнем варианте орфоэпических пятиминуток, ведь благодаря этому жанру устного народного творчества у учащихся вырабатывается навык и умение правильного произношения различных звуков речи. Попытаемся определить, что же такое скороговорка, какова история ее происхождения, кто первым из педагогов стал применять скороговорки на уроках и какова же их роль в современном уроке.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

Трудно сказать о времени зарождения скороговорок на Руси,  документальное подтверждение в виде берестяных грамот и рукописей только подтверждают факт уже сформировавшегося фольклора, но не дают полной картины. Скорее всего,  устная передача сказок и былин, возникновение “профессиональных” сказителей, вывели легкую речевую разминку перед изложением основного рассказа в оригинальный жанр творчества. Проговаривание скороговорок помогало развить навыки устной речи, освоить затрудненное произношение сочетания звуков, а их в древнем языке было предостаточно. Но “разминка” происходила перед людьми, которые   собрались слушать истории из жизни богатырей или сказ о славных победах воинства. Поэтому скороговорка должна была носить и смысловую нагрузку, близкую к теме рассказа. Например, “страшилище стрел каленых, да страшит ворога у порога”, уже дает некоторое представление о содержании последующей истории.

 По другой версии, о древности скороговорок говорит содержание многих текстов. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище”, скорее всего, появляется до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” подразумеваются древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Благодаря им, мы можем узнать, о чем велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка. Например: “Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд”, “Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки”.

Но, тем не менее, всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор “скороговорить” — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

Впервые опубликовал солидное для тех времен собрание скороговорок (49 текстов) В.И. Даль в “Пословицах русского народа” в 1862 году.

Записанные фольклористами тексты скороговорок во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века, показывают, что интерес к скороговорке со стороны взрослых утрачивается, но педагогическая ценность этого жанра сохраняется до сих пор.

Но вот кто первым стал использовать скороговорку на уроках неизвестно. В древнеримских письменных свидетельствах упоминается тот факт, что именно римляне были первыми людьми, употреблявшими скороговорки для организации своей речи и обучения ораторскому искусству. Я предлагаю ученикам, как Цицерон клал за щеки камушки, класть леденцы: так и приятнее, и вкуснее, и проговаривать. Задача скороговорки – весело учить чистоте произношения трудных звуков и фраз, содействовать преодолению косноязычия, развивать чувство языка.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Теперь скороговорки используются для тренировки и развития речевого аппарата, обучения красиво и правильно говорить. Скороговорки, как игровой момент урока, очень хорошо воспринимаются детьми, не вызывают утомления, что очень важно в современном уроке. Происходит довольно быстрое исправление невнятности произношения, исчезает “каша во рту”, ребенок становится уверенным в себе.

 Использование на уроках русского языка скороговорок является мощным средством для обучения как репродуктивно, так и продуктивной речи. Многие скороговорки наиболее ярко характеризуют национальные особенности народа и помогают учащимся глубже познакомиться с культурой нашей страны (об этом мы писали выше).

В практике возможно использование скороговорок на разных этапах урока русского языка, привлекая при работе с ними различные иллюстрации.

Этапы работы над скороговорками:

  • презентация урока, несколько слайдов которой, посвящены орфоэпической пятиминутке;
  • работа над содержанием. При необходимости нужно снять лексические трудности (раскрыть значение устаревших слов, узнать их этимологию);
  • работа над произношением. Первый вариант: начинать произносить одну из скороговорок беззвучно, то есть без участия голоса, в медленном темпе, далее произносить шепотом, потом постепенно увеличивать скорость и голосовое звучание. Второй вариант: сначала произносятся трудные звукосочетания, затем слова с этими звуками, словосочетания, предложения.

Вначале проводится хоровая, потом индивидуальная работа.

От урока к уроку запас выученных скороговорок растет. Сохранить интерес к данному виду работы позволяют следующие задания:

  1. Кто быстрее проговорит выбранную скороговорку.
  2. Учащиеся по очереди называют скороговорку, тот учащийся, который не может вспомнить больше ни одной скороговорки – выбывает из игры, учащийся, оставшийся последним – выигрывает.
  3. Учитель произносит начало скороговорки, а ученики хором завершают ее.
  4. Соревнование в группах. Называется поочередно по одной скороговорке. Выигрывает та группа, которая последней называет скороговорку.
  5. Учитель или кто-то из учеников загадывает скороговорку и называет из нее одно слово – остальные учащиеся должны угадать скороговорку.
  6. Учитель дает вперемешку слова из изученных ранее скороговорок, а ученики составляют из них скороговорку и произносят её. Это задание подходит для парной работы.
  7. Не менее интересно проведение скороговорного диктанта (Приложение 1). При его проведении важно учитывать следующие обстоятельства:
  • текст, предназначенный для диктанта, обязательно должен нравиться детям, вызывать у них положительные эмоции;
  • с текстом детей нужно познакомить (а возможно, и обыграть его) за несколько уроков до написания;
  • в данном виде работы обязательно должен присутствовать элемент занимательности, в том числе и мотивировании детей (например: тот, кто без ошибок напишет скороговорный диктант, получит медаль с надписью “Скороговорному искуснику” или приобретет право стать скороговорным инструктором, который вместе с учителем подбирает (или придумывает) текст для следующего скороговорного диктанта).

Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.

Таким образом, скороговорка тренирует артикуляционный аппарат, то есть меняет (улучшает) способность чисто произносить сложные сочетания звуков, это ее главная функция. Подобные произведения русского фольклора скороговорки можно и нужно использовать не только на начальной ступени обучения учащихся, но на среднем и старшем этапах обучения, когда использование скороговорок не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков, но и стимулирует речевую деятельность учащихся.

Приложение 2

Источники и литература.

  1. https://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200802105 (Развитие речи учащихся с использованием фольклора (скороговорок, пословиц и поговорок) О.А. Аникина / Русский язык. №21. 2008.
  2. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy yazyk/library/2014/07/11/ispolzovanie-skorogovorok-na-urokakh (Использование скороговорок на уроках немецкого языка (из опыта работы) Мельникова С.И.)
  3. http://www.gramota.ru/class/skorogovor
  4. http://www.menobr.ru/forum/forum8/topic52/ (Форум  “Секреты работы классного руководителя”)
  5. http://bukashka.org/index.php/home/helpbuka/skorogovorki.html (Скороговорки)
  6. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/skorogovorki-schitalki-istorija-pojavlenija-skorogovorok-i-schitalok.html (Скороговорки, считалки. История появления скороговорок и считалок)
  7. http://fb.ru/article/155517/chto-takoe-skorogovorka-skorogovorki-dlya-detey-dlya-diktsii-slojnyie-skorogovorki (Что такое скороговорка? Скороговорки для детей для дикции. Сложные скороговорки.)
  8. https://urok.1sept.ru/articles/587530/ (Детская игровая поэзия на уроках литературного чтения. Скороговорки.)
  9. http://znayka.net/skorogovorki/ (Скороговорки)
  10. http://www.jlproj.org/this_bibl/skor.pdf (Нестеренко А.А. Синтез скороговорок. Анализ работ педагогов в дистанционном курсе “Мастерская знаний”)
  11. http://www.proshkolu.ru/user/TANUSENCIA/file/1877523/user/TANUSENCIA/ (Татьяна Александровна Корж “Артикуляционная гимнастика для вокалистов”)
  12. Долбилова Ю.В. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку: 5-8 классы. Ростов н/Д: Феникс, 2011.