Прощание с «Азбукой». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи: закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильные названия), знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.

Формируемые УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.

Ход урока

I. Постановка целей и определение темы урока

Сегодня у нас праздник - прощание с “Азбукой”. Хотя прощаться - это обычно грустно. Но у нас будет не грустное прощание. Мы будем прощаться с “Азбукой” весело. И с благодарностью. Ведь “Азбука” вас многому научила. Для многих из вас она стала первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой.

II. Работа по теме урока

1. Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

2. Знают взрослые и дети
И шахтёр и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Песня “Чему учат в школе”, сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

Приложение 2

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два, по слогам читать слова Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Книжки добрые любить и воспитанными быть Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

3. 1 класс – это первый задорный звонок.
1 класс – это первый серьёзный урок.
1 класс – это первая в жизни оценка
Это шумная, радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки:
1 класс – это первая школьная книжка.

4. Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах букваря.

5. Есть, друзья, у букваря
Очень верная сестра.
Ты назвать ее сумей-ка.
Это … абвгдейка.

6. До свиданья, до свиданья,
Книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье,
Ждут тебя твои друзья.

Азбука

Приложение 1

Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,
И письму, и чтенью,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпенью.

Вас сегодня не узнать
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас.

“Песенка – азбука”, Б.В. Заходер

1. Тридцать три родных сестрицы, 
Писанных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

2. К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, – 
Очень просим всех ребят 
С ними подружиться!

3. А, б, в, г, д, е, ж – прикатили на еже.
З, и, к, л, м, н, о – дружно вылезли в окно.
П, р, с, т, у, ф, х – оседлали петуха.
Ц, ч, ш, щ, э, ю, я –это все твои друзья.

4. Пять сестрёнок потерялись,
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали 
В азбучном порядке.

5. Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

 “Веселое путешествие от А до Я”, С.Я. Маршак

6. Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

7. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

8. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края 
Откроет путь от А до Я.

7/1

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

8/2

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

9/3

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

10/4

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

11/5

С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.

12/6

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма  и  ша  (запомни: Маша)
К нам явилась на урок.

13/7

Если слоги встанут рядом 
Получаются слова
Ты  и  ква, а вместе – тыква.
Со  и  ва, читай: сова.

14/8

Из слов составим предложенье:
Достойны буквы уваженья!

Азбука, сл. 3. Петровой,  муз. А. Островского

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев.

Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.

Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Припев.

“Всегда вместе”, А.А. Шибаев

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.

Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!

Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм!
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали … Вдруг:
– Тс-с!

Показалось им, что где-то рыдают. Прислушались.

– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали как маленькие дети:

– Уа! Уа!
Аукались:
– Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

БДМ       ВСГД       ВМСТ!

И услышали радостное (но тоже непонятное):

У-Е         Е-А           Е-Е!

Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ       ВСЕГДА       ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались.

15/1

Всем известно: 
Буква  А – алфавита голова.
Знает Петя, знает Света
А – похожа на ракету.

16/2

В – ватрушка, Б – баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.

17/3

В букве  Р  живёт Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет …
Буква  Р  – раненье пулей,
Что у сердца носит дед.
Разбудили утро рельсы – 
Распахнулась даль и ширь.
Начиналась с этой буквы
Наша Родина и жизнь.

18/4

Ш  и  Щ – родные сёстры,
Различить их очень просто
Носит  Щ  всегда с собой
Этот хвостик небольшой.

19/5

Полезные мы очень буквы,
Но есть у нас одна беда
Бываем мы всегда строчными, 
А вот большими – никогда.

20/6

Посмотрите на меня, 
Разве я не хороша!
Не худющая как  А,
И не толстая как  Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней,
(Обращаясь к Азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву  Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!

Азбука

Ай-я-яй, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква  Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно: 
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

“Буква  Я”, Б.В. Заходер:  

Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -
Ну, так слушайте рассказ
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
- Я, -
Сказала буква "Я", -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква "Я"
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
... Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
"...яяяяя!"
Как зальется буква "X":
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы "Ю"!
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

21/7

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умалять сестрицу:
“Ну, прочитай еще страницу!”
Не надо звать, 
Не надо ждать,
А можно взять 
И почитать!

Школьная полька, сл. З. Петровой,  муз. Д. Льва-Компанейца

Хорошо весёлой песне
Не смущаясь подпевать
Хорошо с друзьям вместе
Нашу польку танцевать.

Припев:

Раз-два-три, повернись
Веселее улыбнись
Раз-два-три, не зевай
И не отставай.

Если хочешь веселиться
Приглашаем к нам сейчас
Только ссориться и злиться
Запрещается у нас.

Припев:

Раз-два-три, повернись
Веселее улыбнись
Раз-два-три, не зевай
И не отставай.

Приложение 3