Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по строению и многообразию покрытосеменных растений.
Задачи:
- продолжить формирование у учащихся умения оценивать строение и многообразие покрытосеменных растений, биологические и экологические особенности, обобщить биологический материал.
- углублять и расширять знания, полученные учащимися на уроках, пробудить интерес к предмету, сделать процесс познания увлекательным
- проверить уровень усвоения биологических понятий, изучаемого материала, степень его понимания.
Оборудование: 10 кубиков, 60 звездочек, 36 указателей, 1 лист плотной бумаги, 6 коробок, призы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы и цели занятия.
Слайд 1
– Добрый день. Сегодня ____ __________ 2014 года. И мы начинаем “Звездный час” по теме “Строение и многообразие покрытосеменных растений”, чтобы обобщить и систематизировать биологический материал, степень его понимания, а также с целью расширения экологического и биологического кругозора, чтобы сделать процесс познания биологии увлекательным.
Представление.
– Представляем участников игры: Это (6 пар: участник + его помощник)
И уважаемое жюри:_______________________________
– А теперь послушаем, что приготовили наши участники, что они могут рассказать о себе. (Участники рассказывают о себе и дарят подарки – поделки из природного материала)
– Кто лучше себя представил, получает звездочку.
– Продолжаем “Звездный час”. Правила игры вы хорошо знаете: за правильный ответ получаете звездочку, если ваш помощник отвечает правильно, то вы получаете дополнительную звездочку. Прослушав задание, вы должны поднять указатель с цифрой.
Итак:
1 тур
Слайд 2
Цель: Знаете ли вы строение покрытосеменных растений.
Слайд 3
1. Цветковыми растениями называют такие растения, которые:
1. цветут один раз в году
2. цветут хотя бы один раз в жизни
3. цветут через каждый второй год
Слайд 4. Ответ: 2
Слайд 5
2. Стебель у растения бывает:
1. только растущим прямо вверх
2. растущим как прямо вверх, так и стелющимся по почве
3. растущим прямо вверх, стелющимся, укороченным и др.
Слайд 6: Ответ: 3
Слайд 7
3. Главные части цветка:
1. лепестки
2. пестик и тычинка
3. лепестки и чашелистики
Слайд 8: Ответ: 3
Слайд 9
4. Цветки у растений:
1. в большинстве случаев собраны в соцветия
2. располагаются поодиночке или собраны в соцветия
3. располагаются поодиночке
Слайд 10: Ответ: 1
Слайд 11
5. Все цветковые растения можно разделить на:
1. двулетние и однолетние
2. однолетние и многолетние
3. однолетние, двулетние и многолетние
Слайд 12: Ответ: 3
ИТОГ: Подсчитывается количество звездочек у каждого участника. Тот, у кого оказалось звездочек меньше – выбывает из игры вместе со своим помощником.
(Утешительный приз)
2 тур
Слайд 13
Цель: повторить и систематизировать знания о классификации покрытосеменных растений.
Слайд 14
Послушайте загадку и поднимите табличку того представителя, о котором в ней говорится
Загадка:
Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов?
Слайд 15
1. К какому классу относят этого представителя?
1. Сложноцветные
2. Крестоцвеные
3. Розоцветные
Слайд 16: Ответ: 3
Слайд 17
2. Капуста обыкновенная образует кочан:
1. на первый год жизни
2. на второй год жизни
3. на третий год жизни
Слайд 18: Ответ: 1
Слайд 19
3. По краю корзинки у подсолнечника находятся:
1. ложноязычковые цветки
2. воронковидные цветки
3. язычковые цветки
Слайд 20: Ответ: 1
Слайд 21
4. Цветок злаковых имеет формулу:
1. О3+3Т3+3П1
2. О(2)+2Т3П1
3. Ч4Л4Т2+4П1
Слайд 22: Ответ: 2
Слайд 23
6. Плод лилейных:
1. трехстворчатая коробочка или ягода
2. боб
3. семянка
Слайд 24: Ответ: 1
Слайд 25
7. У каких растений стержневая корневая система:
1. ячмень
2. свекла
3. пшеница
Слайд 26: Ответ: 2
Слайд 27
8. Поднимите табличку с цифрой, обозначающей представителя покрытосеменных растений
1. лиственница
2. ряска
3. дуб
Слайд 28: Ответ: 2, 3
ИТОГ: Выбывают участники, у которых наименьшее число звездочек (Поощрительный приз)
Остались 3-4 игрока
3 тур
Слайд 29
(Проводится, как и первый)
Цель: обобщение, повторение строения и изученных классов покрытосеменных растений.
– Прослушав задания, вы поднимаете указатели с цифрой
Слайд 30
1. Существуют такие виды корней:
1. главные
2. придаточные
3. боковые
Слайд 31: Ответ: 0
Слайд 32
2. Различают зоны корня:
1. корневой чехлик, зона деления, роста, всасывания, проведения
2. корневой чехлик, зона роста, проведения
3. зона всасывания, корневой чехлик, деления, роста
Слайд 33: Ответ: 1
Слайд 34
Выберите правильный ответ
3. Листорасположение бывает:
1. супротивным
2. очередным
3. мутовчатым
Слайд 35: Ответ: 0
Слайд 36
4. Жилкование листьев бывает:
1. сетчатое, дуговое, параллельное
2. сетчатое, параллельное
3. дуговое, параллельное
Слайд 37: Ответ: 1
Слайд 38
5. Это черты, признаки, которые характерны для покрытосеменных растений:
1. орган семенного размножения – цветок
2. плод, внутри которого семена
3. насчитывает около 250 тысяч видов
Слайд 39: Ответ: 0
ИТОГ: По количеству набранных очков отбираются двое учащихся для участия в 4 туре игры. (Утешительный приз).
4 тур
Слайд 40
Помещается лист, с написанным на нем словом
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Задание: Составить из букв этого слова как можно больше слов. Кто больше составит слов, учитывая звездочки, побеждает
Подведение итогов:
Слайд 41
Награждение призами.
Слово победителю. Вручение кубка. Оценки за урок.
Фронтальная беседа:
– Над какой темой мы сегодня работали?
– С какой целью проводился “Звездный час”
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Урок окончен. Все свободны.
Слайд 45. Всем спасибо!