Специфика социально-педагогической реабилитации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях ДДИ

Разделы: Коррекционная педагогика


Резюме: необходимость написания данной статьи обусловлена отсутствием настоящего системного подхода к абилитации детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.

Ключевые слова: абилитация, адаптация, арттерапия, междисциплинарный подход, коррекция, реабилитация, социализация.

Характеристика ДДИ № 28: Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 28 (далее ГКУ ДДИ № 28) Департамента социальной защиты населения города Москвы был основан в 1975 году. Сегодня в детском доме проживает 501 ребенок в возрасте от 4 до 18 лет. 

Основная цель всех направлений деятельности Детского дома - интерната - создание необходимых условий для сохранения и укрепления соматического и психического здоровья, максимальная социализация, абилитация детей с ограниченными возможностями с учетом их способностей и ресурсов, успешная интеграция в общество.

Сложный процесс реабилитации (абилитации) наших воспитанников осуществляют следующие отделения: Отделение социально-трудовой реабилитации; Отделение психолого-педагогической помощи; Отделение милосердия; Отделение медико-социальной реабилитации.

В отделении медико-социальной реабилитации проживают дети, страдающие тяжелой и глубокой степенями интеллектуального дефекта, осложненного тяжелой соматической патологией, эпилепсией, хромосомными аномалиями, аутизмом.

Отделение медико-социальной реабилитации Учреждения предназначается для: освоения и использования традиционных и новых эффективных методик и технологий в проведении реабилитационных мероприятий; направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи; обеспечение взаимодействия специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей-инвалидов для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье, осуществления их обучения основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми-инвалидами (Постановление Мин.труда и соц.развития № 54, от 08.08.2002г.).

В материалах ВОЗ (1972 г.) указывается, что “медицинская модель” психического заболевания, которая обычно служила основой для лечения психически больных, постепенно уступила место более широкому, социальному подходу к проблеме (The Milbank Memorial Fundquarterly…, 1972). Эксперты ВОЗ подчеркивают, что реабилитация больных и инвалидов – это комбинируемое и координируемое использование медицинских, психологических, социальных и профессиональных мер с целью обучения инвалидов для достижения ими, по возможности, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. По мнению A. Neufeldt (1998), изолированный биологический подход в случаях расстройств, с которыми связано представление как о длительных мало меняющихся состояниях, вносит мало позитивного. В тоже время социальная модель в сочетании с ориентацией на личность, оказывается наиболее продуктивной и заставляет общество учитывать их интересы и нужды.

Отсюда следует, что новый взгляд и подходы к процессу реабилитации детей с ограниченными возможностями требует разработки и реализации особых специальных адресных, интегративных моделей и технологий.

Отделение медико-социальной реабилитации ГКУ ДДИ №28 до 2008 года не имело в своем составе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую и социальную реабилитацию, поэтому, индивидуальная программа реабилитации (ИПР) осуществлялась по медико-биологической модели. Психолого-педагогическая и социальная помощь ограничивалась работой воспитателей и сводилась к формированию элементарных навыков самообслуживания и простейшей бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, находящихся в ДДИ на постоянной форме пребывания.

С целью оптимизации реабилитационного процесса и реализации на практике междисциплинарного подхода в штат сотрудников отделения были введены следующие специалисты: учитель-дефектолог, медицинский психолог и музыкальный руководитель, для полноценного осуществления психолого-педагогических и социальных мероприятий в рамках ИПР.

Как уже неоднократно отмечали ученые и практики под влиянием лечебных воздействий начинают восстанавливаться физиологические функции организма и именно на этой стадии должны подключаться адекватные реабилитационные мероприятия, включая: массаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры, музыкотерапию, игротерапию, психолого-педагогические технологии и др. Очевидно, что успех данных мероприятий во многом зависит от того, насколько рано они начались.

Тесный контакт, междисциплинарное взаимодействие между специалистами (психологом, педагогом, воспитателем, музыкальным руководителем, врачом, медицинскими работниками, родителями ) чрезвычайно необходимо для оптимизации всего процесса реабилитации и максимально возможной социализации детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая коррекция, психологическая помощь и поддержка ребенку и семье (ближайшему окружению) является важным направлением в междисциплинарной модели реабилитации.

Так, совместными усилиями специалистов отделения медико-социальной реабилитации: учителя- дефектолога, музыкального руководителя, медицинского психолога в тесном контакте с воспитателями активизировалась работа по социально- бытовой адаптации наших детей. Многие, из которых, нигде ранее не обучались до 13-ти и 16-ти летнего возраста, навыки самообслуживания у нескольких воспитанников, даже самые элементарные были не сформированы, наблюдались нарушения поведения, ориентация в окружающем мире и коммуникативные навыки. В рамках программы реабилитации воспитанники особенно нуждались в обучении персональной сохранности, доступных навыках общения (только 10 %, проживающих в отделении детей владеют речь).

Все занятия педагогов делятся на индивидуальные и занятия в группе. Необходимым условием эффективности междисциплинарной модели взаимодействия специалистов является высокое качество профессиональной деятельности каждого из них. Так, психолог формирует условия признания и уважения ребенка-инвалида со стороны взрослых и со стороны группы сверстников, эмоционально-комфортную среду для максимально возможного развития у него внимания, памяти, мышления, основных видов деятельности. Организует игровые занятия для групп в сенсорной комнате ДДИ с целью коррекции эмоционально-волевой сферы у детей. Эффективность коррекционных мероприятий существенно подкрепляется психологической поддержкой семьи, это предполагает проведение систематической информационно-просветительской работы с родителями, повышением уровня их осведомленности и сотрудничества со специалистами в решении проблем ребенка.

Усилия учителя-дефектолога направлены на развитие сенсорно-перцептивной сферы, формирование навыков социально-бытового ориентирования, улучшение тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, нормализацию языкового механизма, речевых функций ребенка, развитие у него воображения и способности выражать свои мысли словами.

Учитель музыки, в своей деятельности делает акцент на развитие эмоциональной отзывчивости и адекватному реагированию воспитанников. Обучает детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен), помогает овладевать песенным репертуаром с учетом их возможностей (где диапазон мелодии, удобен для ее воспроизведения, ритм несложный, так же понятный и простой для произношения текст). При этом использует музыку различного жанра от классической до современного детских песен.

По результатам прохождения полугодового цикла индивидуальных занятий, командой специалистов была выделена группа детей, которым особенно нравились занятия пением, игры, хороводы и музыкальные физкультминутки в группах. Что привело к решению о проведении экспериментального детского театрализованного представления в отделении, которое никогда ранее здесь не проводилось. Музыкальный руководитель представила своим коллегам сценарий сезонного праздника “Осень” по мотивам русской народной сказки “Репка”.

Все репетиции проходили в форме новых групповых занятий, где уже совместно все три специалиста работали над достижением более эффективных результатов в социально-бытовой адаптации воспитанников, посредством известных арттерапевтических приемов. Главной идеей стало – активное развитие самой личности ребенка в целом, а не коррекция ее отдельных функций.

Групповые занятия проходили в сенсорной комнате ДДИ, использовались комбинированные музыкально-танцевальные, чередующиеся с отдыхом и релаксацией формы.

По мнению ученого-исследователя И.В. Евтушенко (2002г.), обучению “особого” ребенка танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Все упражнения направлены на формирование телесной ориентировки в пространстве, совершенствования навыков ходьбы и бега, развития способности к координации движений. Повышение общего жизненного тонуса, нормализация деятельности многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), улучшение координации движений, активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания с использованием элементов арттерапии подтверждаются исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой. Эффективность влияния музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания у данной категории детей раскрывается в работах Е. З. Яхниной.

Успех первого театрализованного музыкального праздника вдохновил всех членов “команды” к составлению и разработке отдельной реабилитационной программы на основе различных арттерапевтических приемов и техник, активно применяемых в специальной педагогике и психологии. К сожалению, методик по воспитанию развитию детей данной категории очень мало и в основном они являются функционально узко направленными. Поэтому, специалисты взяли за основу игровые методики для детей 3-х и 5-ти лет, в которых присутствовали: пение, имитация звучания голосов птиц и животных, хороводы, простые танцевальные движения под музыку с использованием игровых приспособлений, элементы актерской игры, включающие в себя доступные для выполнения действия персонажей известной детям сказки, также упражнения с игрушками – убаюкивание кукол, мишек, звон погремушек, маракасов, дробь барабанов, звучание металлофонов, игра на ложках.

При составлении плана интегрированного занятия учитываются основные принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, методы и формы доступного обучения детей со сложной структурой дефекта, изложенные в научно-методических подходах, рекомендандациях, психолого-педагогических разработках, таких известных ученых, как (Л.С Выготского, Г.В Цикото, А.Р.Маллера, Е.А.Стреблевой, Н.А. Худенко, Е.А.Екжановой, И.М. Бгажноковой,Т.Д.И. Монтесори, О.Г.Гаврилушкиной и др). Все они выделяют:

  • индивидуальный и дифференцированный подход к личности ребенка;
  • учет индивидуальных медико-психологических показаний, возможностей и интересов детей;
  • доступность и постепенность игровых заданий;
  • наглядность и выразительность игрового материала.

Правильно организованный и продуманный коррекционно-развивающий, психотерапевтический процесс воздействия на детей средствами музыкального искусства и движений учитывает многие возможности музыки в различных ее сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью). А по отношению к ребенку-инвалиду выступает, прежде всего, источником позитивных переживаний, обеспечивает формирование элементов музыкальной культуры, эстетического воспитания и осуществляет коррекцию отклонений в двигательной, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

В новую группу вошли воспитанники отделения в возрасте от 12-ти до 18-ти лет – 8 девочек и 9 мальчиков. Учитывая реабилитационные возможности и потребности детей, основными задачами специалистов стали:

  1. Формирование простейших приемов и форм социального взаимодействия и общения.
  2. Обучение игре друг с другом, умению работать в группе.
  3. Развитие двигательной функции, когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и стимуляция речевой активности.
  4. Привитие детям элементарных навыков культуры поведения в общественных местах.
  5. Расширение репертуара необходимых навыков самообслуживания и личной гигиены.

За год реализации программы междисциплинарного взаимодействия специалистами и родителями были отмечены следующие позитивные изменения в состоянии детей:

  1. Усилилась мотивация детей к групповым занятиям. Появилась радость общения и взаимодействия друг с другом.
  2. Улучшение психо-эмоционального климата в группе способствовало увеличению времени пребывания детей на индивидуальных занятиях, улучшилась работоспособность.
  3. Созданная эмоционально положительная среда оказала благоприятное воздействие на когнитивные процессы: улучшилась память и слуховое восприятие, внимание стало более устойчивым, расширился пассивный и активный словарный запас.
  4. Улучшилась общая координация движений их точность и равновесие, через познание образа своего тела в пространстве.
  5. Расширился арсенал навыков самообслуживания: одевание/раздевание, элементарная гигиена, культура приема пищи, внешняя опрятность и пр.
  6. Уменьшились приступы психомоторного возбуждения через развитие волевых качеств.
  7. И самое главное, индивидуальные особенности и творческий потенциал детей сделал их ближе не только для педагогов, но самих родителей.

К сожалению, экономическое, социально-культурное развитие современного российского общества, недостаточное финансирование государством социальных программ и неготовность значительной части формирующего российского бизнеса, элиты системно заниматься благотворительной деятельностью, затрудняет в полной мере реализовывать возможности творческой реабилитации детей с проблемами в развитии и их социальной адаптации и социализации.

Библиография:

1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.М.- Владос.2007г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.,1983.

3. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

4. ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта., М., “Просвещение”, 2010.

5. Иванов А.А., Творческое взаимодействие в системе “особый” ребенок – родитель. – педагог дис… канд.пед.наук.,Спб., 2005

6. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании". - М.: Academia. - 2001 - С.7-18.