Программа профилактических занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Я самый самый!!!»

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность. Последние психологические и социологические исследования свидетельствуют об увеличении количества подростков, переживающих кризисные состояния. Как известно, кризисное состояние требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как подросток склонен путать необычность своей реакции на кризис с необычностью своего поведения.

Мысли и чувства подростка в этот период жизни, могут быть болезненными и непонятными не только ему самому, но и близким, и даже специалистам, что является психологически оправданным, поскольку в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, привычное, взвешенное поведение и правильная оценка.

Для скорейшего выхода из состояния кризиса человеку важно принять своё поведение как “нормальное”. Если ему будет объяснено, что его реакции – это следствие кризисных изменений, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.

Безусловно, у каждого человека свой путь восстановления из кризиса. Поэтому нужно понимать и ценить индивидуальные переживания, представлять порядок высвобождения, быть готовым к особым проявлениям и переходам кризисной личности на нормальный режим жизнедеятельности.

Кризисное состояние в самом общем смысле можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникают неразумные с точки зрения личности и неадекватные в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. При решении личностного кризиса мы чаще всего сталкиваемся с кризисными состояниями на различных уровнях существования человека: соматическом; нервно-психическом; психологическом (как конфликт базовых структур личности, в том числе и духовных компонентов); социально-психологическом (как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к окружающей среде) (Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984).

Как правило, кризисное состояние имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого оно требует системного, комплексного подхода, поэтому в работе с кризисными состояниями очень важен междисциплинарный подход.

Цель: формирование активной жизненной позиции подростка.

Задачи:

  • способствовать снижению тревожности и эмоционального напряжения;
  • оказывать помощь в адекватном реагировании на различные аспекты трудной жизненной ситуации;
  • обучать приемам саморегуляции поведения и эмоционально-волевой сферы;
  • помогать подросткам в выявлении собственных индивидуально-личностных особенностей;
  • расширить границы восприятия самого себя, других людей и ситуации в целом;
  • пополнять и обогащать знания о себе, своих возможностях, особенностях и ресурсах;
  • развивать коммуникативные умения.

Целевая группа: подростки в возрасте 11-14 лет. В неё рекомендуется включать как учащихся, переживших или переживающих стресс или трудную жизненную ситуацию, так и подростков, чьё развитие и социальная ситуация может характеризоваться как стабильно позитивная.

Методы: анкетирование, тестирование, беседа, проективные рисунки, игры-драматизации,

Организационные условия для проведения занятий: наличие специализированного и оснащенного кабинета для проведения групповых тренинговых занятий (если кабинета нет, свободное помещение для проведения групповых занятий).

Общее количество часов: 10 занятий.

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия: 1 час – 1 час 20 минут.

Предполагаемый результат реализации программы:

  • актуализация субъектной позиции;
  • расширение границ восприятия самого себя, других людей и ситуации в целом;
  • пополнение и обогащение знаний о себе, своих возможностях, особенностях и ресурсах,
  • развитие коммуникативных умений.

Тематический план занятий

№№
п/п
Тема занятия Кол-во
часов
Упражнения и игры,
применяемые на занятиях
Психологические приемы и техники
1. Введение в курс “Я самый самый!!!” Знакомство. Принятие правил групповой работы 1 Упражнения “Здравствуйте, это Я!”, “Клубок ожиданий”, “Правила группы”, “Пусть поменяются местами те, кто…”, “Мой подарок тебе” Знакомство, обсуждение ожиданий участников, групповая дискуссия, принятие правил группы
2. “Каков я на самом деле?!” и “Каким меня видят другие?!” 1 Игра “Рукопожатие”, упражнения “История друга”, “Автобиография”, “Мой подарок тебе” Повышение групповой сплоченности, продолжение знакомства, групповая дискуссия, рефлексия
3. Что я знаю о своих возможностях и особенностях? 1 Игра “Хлопушки”, упражнение для самодиагностики “Кто Я?”, проективный рисунок “Автопортрет”, “Мой подарок тебе” Повышение групповой сплоченности, самодиагностика, групповая дискуссия, проекция образа себя, рефлексия
4. “Взгляд со стороны” 1 Игра “Рекорд группы”, упражнения “Мой сосед”, “Если бы этот человек был…”, “Мой подарок тебе” Повышение групповой сплоченности, групповая дискуссия, проективные ассоциации, рефлексия
5. “Ярмарка личностных качеств” 1 Игра “Слепой и поводырь”, упражнения “Хочу сказать, что ты..!”, “Прожить месяц”, “Чемодан”, “Мой подарок тебе” Сплочение группы, групповая дискуссия, проекция образа будущего, рефлексия, получение нового сенсорного опыта
6. “Каким разным и непонятным я иногда бываю!” 1 Упражнения “Живой кокон”, проективный рисунок “Меня что-то беспокоит”, “Дыхательная гимнастика”, “Мой подарок тебе” Сплочение группы, групповая дискуссия, проекция образа тревожной ситуации, снятие тревожности, рефлексия
7. “Помоги себе сам” 1 Игра “Броуновское движение”, “Самомассаж”, “Релаксация”, “Достань звезду с неба”, “Мой подарок тебе” Сплочение группы, обучение приемам саморегуляции, снятие тревожности, рефлексия, групповая дискуссия
8. Мой жизненный путь 1 Игра “Наша сказка”, “Путаница”, проективное упражнение “Образ жизненного пути”, “Мой подарок тебе” Сплочение группы, проекция образа жизненного пути, обсуждение целевого и смыслового компонента, групповая дискуссия, рефлексия
9. Планирование жизненного пути 1 Игра “Печатная машинка”, проективное упражнение “Я через 70 лет”, “Розовый пузырь”, “Мой подарок тебе” Сплочение группы, проекция образа себя в будущем, релаксация, рефлексия, визуализация
10. “Я самый самый!!!” 1 Проективное упражнение “Я самый самый!!!”, рефлексивное упражнение “Я – до и Я – сейчас”, “Мой подарок себе” Самопрезентация, проекция образа себя, рефлексия, групповая дискуссия, подведение итогов групповой работы

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. С. 19–44.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
  3. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37–50.
  4. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности / Отв. ред. И.А. Джидарьян. – М., 1991. С. 5–38.
  5. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. – М., 1991.
  6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1996.
  8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев, 1984.
  9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н / Д., 2004.
  10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986.
  11. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
  12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, состояние и динамика смысловой реальности. – М., 2003.
  13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
  15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
  16. Родионов В.А. Прививка от стресса. – Ярославль, 2006.
  17. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.
  18. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
  19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М., 200.
  20. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Приложение