Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. – М.: Просвещение, 2012.
Одной из форм организации урока по данной теме может стать самостоятельная творческая работа учащихся.
В целях ознакомления с реформами петровской эпохи в сфере культуры и быта группе учащихся было предложено поставить несколько сценических постановок, характеризующих быт и нравы людей того времени.
Следует отметить, что ознакомление и работа с материалом для этих учащихся начинается раньше, чем прохождение программы подведет весь класс к изучению этой темы.
В данном случае является целесообразным задать классу самостоятельное домашнее изучение параграфа по теме: “Изменения в культуре и быту в годы правления Петра ”.
Комплексная дидактическая цель.
Воспитательный аспект: формирование целостного отношения
- к кардинальным изменениям всей культурной жизни страны;
- к оценке новшеств в области культуры, введенных Петром I;
- развитие эстетического восприятия.
Обучающий аспект:
- обеспечить усвоение понятий об основных событиях, причинно-следственных связях, масштабах происходящего, влиянии на последующие события, место и роль отдельных личностей в формировании линии исторической определенности, взаимоотношений человека, личности и событий;
- овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач;
- приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной исторической информации, свободной ориентации в ней.
Развивающий аспект:
- продолжить формирование навыков понятийно-логического и образного мышления, развития речи, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, в ходе изучения темы учащимся предлагалось:
а) разработать с помощью учителя ряд сценариев, характеризующих быт и нравы петровской эпохи (в ряде сценариев использованы фрагменты произведений А.Н.Толстого “Петр I”; Ю. Германа “Россия молодая”)
б) постановка сценок;
в) разработка костюмов и декораций;
г) представление театрализованного проекта.
Изучение нового материала.
1. Урок начинается с представления нескольких сценок. Кроме этого на протяжении всего урока на столах учащихся лежит раздаточный материал, с цитатами. Характеризующими отношение к петровским преобразованиям известных историков и философов (раздаточный материал), которые могут помочь в формирование отношений учащихся к реформам Петра в области культуры, а также оказать помощь в процессе ответов на вопросы, формулируемые учителем в ходе урока.
Сценка 1
Место действия: дом богатого купца Артамонова.
Действующие лица: Артамонов и его дочь Александра, по мужу боярыня Волкова.
Действие:
Санька прихорашивается у зеркала: Ах, папенька, я недавно с Петром Алексеевичем на куртаге танцевала. Он мне намеки делал. По всему видать - скоро с мужем за границу поедем. В Пруссию, а может в самый Париж.
Купец: Ой, Санька, не зазнавайся. Давно ли лаптем щи хлеба, да подолом сопли терла? А теперь вся в золоте, да в шелкам заморских. Помни, кому всем обязана. Если бы не брат твой - Иван - что с самим Лексан Данилычем пирогами торговал, ничего бы у тебя не было.
Санька: Полно батюшка. Я и за вас словечко замолвлю. Петр Алексеевич услышит, протекцию составит.
Купец: И то, верно, чай не последние люди в государстве. К нам с уважением, а уж мы расстараемся. И государь-батюшка доволен будет, и сами в накладе не останемся.
Сценка 2
Место действия: Петербург, Невская Першпектива.
Действующие лица: император Петр I и губернатор Ингерманландии А.Д.Меншиков.
Действие:
Петр I, любуясь на строящийся город: Эх, Алексашка, хорошо-то как.
Меншиков держится за щеку и жалобно вздыхает: Вам-то может и хорошо, мин херц, а у меня весь портрет разнесло. Уж болел бы зуб и болел. А Выдрать надо, драть! Так дернули, аж искры из глаз о сю пору сыплют.
Петр 1: Да полно тебе, Данилыч, судьбу пенять, чай не все зубы выдернул. Ладно, пошли, нам с тобой столько еще сделать надо.
Далее учитель предлагает учащимся ряд вопросов:
1. Просмотрев эти миниатюры вы, наверное, уже догадались о какой стороне жизни Российского государства петровской эпохи мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? – Об изменениях произошедших в культуре и быту; об изменении роли отдельных слоев общества (каких?) например, купцов.
2. Что вам показалось новым в поведении персонажей, что мы не могли бы наблюдать, скажем во времена Алексея Михайловича или Бориса Годунова? – Многочисленные иностранные слова; изменение положение женщины, ее появление вне дома; упоминание балов, поездок за границу.
Сценка 3
Место действия: дом князя Долгорукого.
Действующие лица: сам князь и его лакей Мишка.
Действие:
Князь сидит на кровати, зевает, тянется рукой к подбородку, отдергивает руку и плюет: Тьфу ты, господи, срам какой, с голым рылом ходишь как баба какая-то. Срам один. Мишка, одеваться подай.
Вбегает Мишка, в одной руке кафтан, в другой чашка с белым порошком: Одеваться, так одеваться, но сначала меловым порошком зубы чистить пожалте.
Князь: Окстится тебе, бесовское предлагаешь.
Мишка: Может и бесовское, а только указ самого императора царь-батюшка Петра Алексееевича. Так что исполнять извольте
Князь: Грехи наши, грехи. Иноземные порядки не к добру, ох не к добру.
Сценка 4
Место действия: дом бояр Буйносовых.
Действующие лица: боярыня Авдотья Матвеевна, боярышни Авдотья и Марья, дворовая девушка Фроська.
Действие:
Авдотья Матвеевна входит в горницу, крестится на иконы, зевает, садиться за стол. Кричит: Фроська, подай щей вчерашних, да шевелись.
Вбегает Фроська, в руке фарфоровая чашка.
Боярыня: И чтой-то это?
Фроська: Кофей, как боярышня давеча повелели.
Боярыня: Пакость-то какая, никак отравить нас иноземцы эти повелели.
Открывается дверь, входят боярышни и в один голос говорят: Ах! Мутер, не хотите вы политезу учиться. Все бы Вам по-старинке.
Марья: Вот недавно на ассамблее у Ртищевых, кто в сарафане вышел? Мы за Вас краснели, краснели. Чуть не полпуда муки извели - щеки пудря.
Евдокия: А на завтрева мы к Голицыным приглашены, Вы с папенькой все скупитесь. Из-за вашей скудости так в девках и останемся. Встают и уходят.
Боярыня: От трещотки. Все бы им маскарады, да ассамблеи. А откуда денег брать. Деревни и так пустели - кто на строительство государево взят, кто в солдаты. Так скоро дождемся, что родовитые бояре милостыню просить пойдут, довел нас антихрист, ой довел.
Далее учащимся вновь предлагается ряд вопросов:
1. Скажите, кто, на ваш взгляд, противился тем изменениям, которые происходили в стране? – Бояре, старая аристократия, может быть духовенство.
2. О каких изменениях в развитии общества, кроме изменений в культуре и быту говорят действующие лица миниатюр? - В связи с войной, строительством, увеличением налогов феодальная аристократия стала терять доходы, а следовательно и положение, на ее место приходят люди не знатные, но умные, талантливые, смелые, стремящиеся служить своему Отечеству.
3. Обратили ли вы внимание, от лица каких сословий идет в основном речь в представленных фрагментах и можно ли на этой основе сделать какой либо вывод? – Речь идет от лица представителей дворянского и купеческого сословия. Можно сделать вывод, что жизнь, быт и культура простых людей не изменились.
3. Рефлексия
В качестве рефлексии, учащиеся предлагается составить синквейн по теме урока:
Реформа
нужная разносторонняя
изменить догнать перестроить
возможны цитаты (из дополнительного материала, розданного учащимся)
прогресс
Помимо этого учащимся предлагается ответить на вопрос о развитии русской науки первой четверти XVIII века. Что является проверкой выполненного предварительного домашнего задания по тексту учебника.
4. Подведение итогов урока
Таким образом, мы с вами можем сделать вывод о многообразии изменений, произошедших в русском обществе первой четверти XVIII века, в годы правления Петра I, реформы в области культуры перевернули жизнь русского дворянства, но подобные нововведения почти не затронули крестьян и не нарушали вековых традиций миллионов людей. Тем самым, разрыв между высшими и низшими слоями общества стал увеличиваться.
5. Домашнее задание.
Помимо повторения параграфа в учебнике, учащимся предлагается воспользоваться дополнительной литературой для внеклассного чтения по данной тематике.
Раздаточный материал к уроку
Цитаты:
Историк “Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился”.
“…главной ценностью петровских реформ…прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500…”.
“…резкое изменение “старого” быта и национальных традиций, предпринятое императором…далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди “стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России”.
Н.М.Языков
О! проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины,
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны.
Н.П.Огарев
Не пойдет волной обратною
Волга – матушка раздольная,
И стезею благодатную
Русь вперед польется вольная!