Домострой – памятник русской культуры XVI века

Разделы: История и обществознание


Содержание

  1. Введение
  2. Семья и брак по домострою
  3. О роли женщины в средневековой семье
  4. Заключение
  5. Список литературы
  6. Приложение

Введение

Домострой по праву считается одним из наиболее интересных литературных памятников русского средневековья. Произведение это заслуживает внимания уже в силу своей тематики, несколько нетипичной для книжной культуры Древней Руси. Домострой был призван упорядочить обыденную жизнь, соотнести ее с этическими устоями христианской морали. На страницах этого литературного памятника запечатлен весьма значительный по своим масштабам срез коллективной памяти, аккумулирующий жизненный опыт нескольких поколений наших предков [4.C.5]. В настоящее время обращение к Домострою актуально, прежде всего, потому, что бережно сохраненный им груз многовековых традиций может стать тем интегрирующим и стабилизирующим началом оздоровления национальной культуры, без которого, по сути, немыслимо ее нормальное функционирование в современных кризисных условиях.

В представленной работе предпринята попытка рассмотреть “Домострой” и как памятник “ограничительной литературы” с определенной идейной установкой заложенной в него автором, и как произведение, выражающее представления о нормах домашней жизни XVI века. Кроме того так предполагается возможность определить возможные причины отчего на протяжении многих лет текст этого памятника литературы считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни. Возникает необходимость объективной оценки важности этого культурного наследия для современного общества.

Семья и брак по домострою

Что бы ни говорили сегодня, но известно, что крепких семей во времена “Домостроя” было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плеточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд? [4.C.15].

“Домострой” показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по “Домострою”, является школой подготовки к жизни, и каждый ее член от слуг и детей до главы “господина” имеет свои строго определенные права и обязанности. В композиционном отношении памятник делится на три части: религиозные наставления “Как веровати и как царя чтить” (гл. 1—15), семейные отношения “Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам” (гл. 16—29), хозяйственные рекомендации “Как дом свой добре строити” (гл. 30— 63) [2.C.26]. 64-ю главу на современном языке можно назвать резюме всего произведения, она же является практически самостоятельным сочинением, написанным, как наставление отца к сыну, духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра [2.C.29]. Послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание “Домостроя” [2.C.30]. Каждое положение книги аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом — тексты Священного Писания, но не только его. Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы.

“Дом вести – не лапти плести”. Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому — одновременно и хозяйству, и помещению, и людям, его населяющим. Дом вести — государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину [1.C.89].

Разумеется, “Домострой” писался не как художественное произведение, но время поставило его в ряд литературных памятников Древней Руси. В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг.

Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что “Домострой” стремился к смягчению этих нравов, — стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично. “Дом вести – не лапти плести” [3.C.36].

О роли женщины в средневековой семье

Что же было главным в древнерусской семье? Понимание единства рода и ответа, который она держит пред Богом: если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом [3.C.38].

В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве.

Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать [3.C.39]. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни причем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание [5.C.110]. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе, и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью [3.C.45].

Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом и перед государем, и даже перед общественным мнением, соседями. Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... [4.C.21].

Заключение

Насколько Домострой отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с нерациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на памятник "темного средневековья"?

Прошло почти пятьсот лет со времени создания “Домостроя”. Жизнь, несомненно, идет вперед. Сегодня мы можем говорить о развитии науки и техники, культуры в целом, о развитии общественных отношений, о громадном шаге вперед в изучении природы, о неизмеримо возросших возможностях человека. Но стал ли человек духовно богаче, нравственно выше, чем наш соотечественник пятьсот лет тому назад? Нет, к сожалению не стал. И тогда возникает вопрос: современно ли это произведение сегодня?

В подтверждение этой мысли приводятся слова известного историка В.О.Ключевского: “Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова” [4.C.23].

Ведь, вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей.

Список литературы

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. – 297 с.
  2. Домострой. Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова, М.: Советская Россия, 1990. – 485 с.
  3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху “Домостроя” // Общественные науки и современность, 1995, № 3. С.35-46.
  4. Колесов B.B. Домострой без домостроевщины // Домострой. М., 1990. С. 5-24.
  5. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М.: Наука, 1992. – 199 с.

Рисунок 1

“Домострой” состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

  • О строении духовном. (Как веровати)
  • О строении мирском. (Как царя чтити)
  • Об организации семьи. (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
  • Об управлении семейным хозяйством. (О строении домовном)
  • Кулинарная группа.
  • Послание и наказание. (Ото отца к сыну)

Рисунок 2

Страницы из памятника русской литературы XVI века “Домострой”

Приложение 1

Приложение 2