Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева

Разделы: Литература


Тип учебного занятия: занятие общеметодологической направленности.

Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.

Образовательные технологии: технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения: кейс-технология.

Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.

Методы в рамках здоровьесберегающих технологий: метод чередования заданий, активные методы деятельности учащихся.

Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод анализа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-дидактический материал: презентация “Юный патриот Ваня Солнцев”, карточки с заданиями, таблицы успеха.

Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое, умение определять основные качества характера Вани Солнцева, формирование таких личностных качеств, как сопереживание.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Звучит песня Лебедева-Кумача “Вставай, страна огромная…”

Обращение к обучающимся.

- Взволновали ли вас эта песня?

- Почему?

- Как, по-вашему, война – это страшное явление?

- Кто принимал участие в Великой Отечественной войне?

- А дети?

- Какое произведение к сегодняшнему уроку вы прочитали?

- Понравилось ли оно вам?

- А что именно понравилось?

Подготовка обучающихся к занятию: слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. Задача: развитие мотивации детей к учебной деятельности.

УДД – личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Познавательные:

Осознание познавательных действий.

II. Самоопределение деятельности
- Кто же такой сын полка?

Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен там на довольствие или же такие дети “…содержались в действующей армии за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации. Термин получил широкое распространение в СССР в годы Великой Отечественной войны

  Задача: актуализировать объективный опыт учащихся.

УУД:

Личностные: имеют мотивацию к учению.

Познавательные: извлекать необходимую информацию.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной цели
- Вот вы и подсказали тему сегодняшнего урока. Какая она?

- В каком жанре написано произведение? (Повесть)

- Что такое повесть? Назовите особенности повести.

- Каким показан Ваня Солнцев в повести?

- Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке?

Ученики определяют тему урока

Тема урока – “Юный патриот Ваня Солнцев в произведении Катаева “Сын полка”.

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Цель – охарактеризовать главного героя произведения Катаева “Сын полка”

Задача: грамотно сформулировать учебную цель.

УДД:

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя.

Регулятивные: уметь обсуждать возникающие проблемы, уметь вносить необходимые дополнения.

Личностные:

Иметь внутреннюю позицию, осваивать роль ученика.

Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

IV. Систематизация знаний
- Назовите эпизоды из жизни Вани Солнцева. Обучающиеся отвечают на вопрос, называя основные эпизоды книги. Задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы, обеспечить повышение уровня осмысления материала.

УДД

Познавательные: извлекать нужную информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия

Личностные: желание совершенствовать свои знания.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность.

Дома вы работали по вопросам, подбирали материал для работы в группах.
1. Эпизод Качества
2. Первая встреча (мальчик в окопчике) Ужас, испуг, готовность к отпору, самодисциплина
3. Жизнь у разведчиков Смекалка, сообразительность, проявляет сильный характер
4. Побег Находчивость, решимость, желание приносить пользу
5. Встреча с Енакиевым (сценка) Настойчивость в достижении цели
6. Вновь у разведчиков Смелость, находчивость, учится дисциплинированности
7. Плен Мужество, верность долгу, прирождённый талан разведчика
8. “Завещание” Енакиева Благодарность, вера в мечту

- Так какие же качества характера Вани были выявлены в результате этой работы? Посмотрите на доску.

Класс разбит на 6 групп, каждая из которых работает по вопросу домашнего задания.

Материал, который они собирали, записан в тетрадях.

На доску вывешиваются черты характера по каждому эпизоду, написанные фломастером.

Обучающиеся самостоятельно определяют черты характера мальчика

Задача:

Выявить затруднения в деятельности групп.

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

1. Кейс-задания (с использованием кейс-технологии)
  1. Можно ли назвать Ваню Солнце героем? Обоснуйте свой ответ.
  2. Как вы понимаете эпиграф к повести “Сын полка”: “Это многих славный путь”?
  3. Почему повесть Катаева “Сын полка” так называется?
  4. Можно ли назвать поведение Вани в плену подвигом? Обоснуйте свой ответ?
  5. Как вы считаете, почему Ваня захотел стать военным?
  6. Могла ли по-другому сложиться жизнь Вани Солнцева? Почему?

2. Заключительное слово учителя.

  • Как вы считаете, достигли мы цели сегодня на уроке?

Верно. Но чтобы достичь цели, нам помогли ребята. Очень понравилась работа учеников…

Как видим, повесть “Сын полка” - произведение о судьбе простого крестьянского мальчишки, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Он познакомился с замечательными людьми, которые согрели его своей добротой и вниманием и помогли стать смелым бойцом, “сыном полка”.

И самое главное: пройдя все испытания, мальчик не теряет чувства человеческого достоинства: он скорее умрёт, чем покорится врагу. Патриотизм и мужество – неотъемлемые черты его характера.

Кейс-задания

Дети разделились на три группы. Перед ними импровизированный кейс, в котором находятся проблемные вопросы. Поочерёдно команды вытягивают из кейса вопросы для обсуждения.

Команды отвечают на вопросы.

Задача: выявить качество и уровень полученных знаний и способов действий, развить способность к оценочным действиям.

УУД

Регулятивные: осваивать способы действия, способность внутренний план действия.

Познавательные:

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

Уметь слушать, принимать свою и чужую точку зрения.

Личностные: иметь внутреннюю позицию, уметь оценивать жизненные ситуации.

1. Слово учителя.

Как вы думаете, ребята, был такие ребята в годы войны, которые, как Ваня, помогали старшим товарищам, участвовали в военных действиях?

Да, совершенно верно, У Вани Солнцева был реальный прототип – Исаак Платонович Солнцев. Как дорогую реликвию хранил Солнцев фотоаппарат, подаренный ему самим В.П. Катаевым. Солнцев был почётным пионером Одессы.

Война закончилась, когда Ване-Изе было пятнадцать лет. Платоныч горд, что получил во время войны медали: “За взятии Берлина”, “За взятие Будапешта”, “За взятие Кенигсберга”, “50 лет победы в Великой Отечественной войне”, “За оборону Сталинграда”. Особо выделял он первую боевую медаль. Дорого ему и удостоверение “Сын полка” (нагрудный знак), выданное Ракову (Солнцеву) Ивану Платоновичу “как символ далёкого фронтового детства и личного участия в Великой Отечественной войне”.

- Как можно назвать таких людей, как Ваня Солнцев и его прототип? (Патриотами)

- Кого называют патриотом? Сообщение подготовила ученица.

2. Словарная работа.

Патриот – человек, любящий Родину.

Патриотизм – любовь к Родине.

Напишите синквейн на основе изученного материала

1-я строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (Ваня Солнцев)

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие (находчивый, храбрый)

3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы (помогает, рискует, борется)

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы и отношение к ней ( Участвует в войне.)

5 строка – синоним ключевого слова (патриот)

Ваня Солнцев

находчивый, храбрый

помогает, рискует, борется

Ваня Солнцев любит свою Родину

патриот

Заполнение таблицы.

1 Трудно ли было определить тему (плюс или минус)
2 Трудно ли было определить цели урока  
3 Трудно ли было выявить черты характера  
4 Трудно ли было подобрать цитаты  
Обучающиеся внимательно слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Работают над словарными словами.

Словарь Ожегова

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом.

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов свой Родины.

Ваня Солнцев: находчивый, храбрый, помогает, рискует, борется.

Ваня Солнцев любит свою Родину

патриот

Заполнение таблицы

Задача:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов, обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.

УУД Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания на практике.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

На выбор:
  1. Составить кроссворд по повести Катаева.
  2. Нарисовать иллюстрацию к этой повести Катаева.
  3. Письменно ответить на вопрос: “Что привлекает вас в характере Вани Солнцева?”
   

Приложение 1