Имя существительное. Повторение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК «Школа России»

Цель: Повторить орфограммы, связанные с именем существительным

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся об имени существительном.
  • Развивать умение находить орфограммы в именах существительных.
  • Воспитывать аккуратность, чувство взаимовыручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Ребята, у нас с вами сегодня не простой урок, а урок – путешествие. И отправляемся мы с вами в это трудное путешествие, чтобы спасти наших любимых сказочных героев Мальвину и Пьеро. Дело в том, что Карабас Барабас поймал их и запер в комнате. Мальвина и Пьеро просили, чтобы он выпустил их, но он лишь посмеялся в ответ. А потом он ушел в другую комнату, принес 3 ключа и сказал: «У меня 3 ключа, и только один подходит
к замку в твоей комнате. Если вам повезет, и вы выберете правильный ключ, то будете свободны. Ну а если нет…» И с этими словами он ушёл.
Но дело в том, что все это слышал Буратино. Во время разговора он стоял под окошком. Он пообещал девочке, что узнает, какой ключ открывает дверь. Он пошел к черепахе Тортилле, и она подсказала ему, что нужно делать. И он немедленно отправился в путь по волшебной дороге, где за выполнение заданий дают букву. Буратино надеется собрать все буквы и узнать слово, которое написано на нужном ключе.
Вы знаете, что Буратино был не очень хорошим учеником. И поэтому я предлагаю вам отправиться с ним вместе. Чтобы помочь Буратино давайте рассмотрим ключи. На каждом написано слово. На одном – чайка, на другом – майка, а на третьем – лайка. Надо выяснить, ключ с какой надписью подходит.

Прежде чем отправиться в путь, давайте проверим, всё ли мы взяли. Нам понадобится тетрадь (сегодня это будет дневник путешествия), учебник – источник мудрости и знаний, ручки, карандаши и карточки. Ну, если все готовы, то в путь! Мы сажаем Буратино в машину.
А сами начинаем заполнение дневника путешествия. Первая запись – это всегда указание даты начала путешествия. Какое сегодня число? Месяц? День недели? Запишем. А какое число было вчера? Завтра? Какой день недели был вчера? Сегодня? И еще сделаем запись «Классная работа».

2. Игра-путешествие

1) Пока мы с вами заполняли дневник путешествия, наш автомобиль подошёл к станции «Красивая». Эта станция называется так, потому что жители этой станции очень красиво пишут. И букву они отдадут, если мы с вами красиво выполним чистописание.

Кк
корова Катя знаки

  • Какими частями речи являются эти слова?
  • Что называется именем существительным? (схема)
  • Привести примеры имен существительных, связанных со школой.
  • На какие группы можно разделить эти слова? (одуш.-неодуш., ед.ч-мн.ч., с 2 гласн. и 3 гласн., с 3 согл. и 2 согл., собств. и нариц.)

Вроде бы мы очень старались и выполнили задание этой станции и можем получить в подарок букву. Это буква А. Нам это пока помогло не сильно, в каждом слове есть буква а. Значит едем на следующую станцию.

2) Следующая станция «Загадкино». На этой станции нужно отгадывать загадки. Отгаданные слова записывать. Причем все отгадки – это словарные слова. (1 ученик у доски)

– Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?(Мороз)

– В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Берёза)

– Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.(Собака)

– Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

– Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пор
И кричат: – Кар! Кар! Кар!(Ворона)

– Голодная – мычит,
Сытая – жует.
Всем ребятам молоко даёт.(Корова)

– Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонным,
Крикун неугомонный.(Петух)

– Давайте проверим того, кто работал у доски. Подготовьте, пожалуйста, смайлики.

– Всё проверено, ошибки исправлены. Я думаю, что мы заслужили ещё одну букву. Это буква К. Но такие буквы тоже есть во всех словах, значит надо ехать дальше за новой буквой.
– Какой частью речи являются эти слова? Докажите. На какие группы их можно разделить эти слова?
– А на какую орфограмму все эти слова? Как их можно проверить?

– Мы сегодня говорим об имени существительном, а какие еще орфограммы могут быть в имени существительном?

  • безударные гласные проверяемые ударением (з…ма – зимы)
  • заглавная буква в именах собственных (Роза – роза)
  • парный согласный на конце слова (шка… – шкафы)
  • жи, ши, ча, ща, чу, щу
  • правописание чк, чн (дочка, солнечный)

3) Я не просто так спросила про орфограммы, так как мы отправляемся на станцию потерянных букв. Станция называется «Растеряйкино». (Работа с карточками) В словах на этой станции потерялись буквы. Вы должны показывать своей карточкой нужную гласную.

Удач…, сл…ды, пуш…стый, м…сты, рощ…, ч…до, еж…, л…сток.

– Какое слово вам кажется здесь лишним? Запишите эти слова, подчёркивайте пропущенные буквы. За эту станцию Буратино получает букву Й

4) Следующая станция «Спортивная» Физминутка. За эту станцию Буратино получает букву А

5) Буратино наш мчится вперёд. Ему нужно узнать последнюю букву. Её он может получить на станции «Превращайкино». Задание этой станции находится в учебнике на странице 121 №234. За успешное выполнение задания Буратино получает последнюю букву Ч.

– Теперь Буратино может мчаться к Мальвине и Пьеро и сказать им, что ключ с надписью «чайка» подходит к двери. Но сначала давайте подведём итог нашего путешествия. Вспомним, что наз-ся именем существительным? Какие корневые орфограммы вы знаете?

– Буратино называет Мальвине нужное слово, и друзья снова на свободе, снова вместе.

– А чтобы мы и дальше могли помогать другим, нам нужно много тренироваться не только в опасных приключениях, но и дома.

3. Домашнее задание: стр. 126, №243.

Буратино

Домик