Методическая разработка кружка "Домоводство": "Этот удивительный бутерброд"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Главной задачей воспитания считается сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.

Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данное мероприятие предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Вот почему с детских лет необходимо воспитывать индивидуальную потребность в ведении ЗОЖ как основного проявления культуры здоровья. В законе РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. В соответствии с ним разработан ряд нормативно-правовых документов, в которых проблема сохранения и укрепления здоровья становится предметом особого рассмотрения.

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому обучающиеся должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Данное мероприятие проводилось в общежитии ГБПОУ “Сахалинский политехнический центр № 1” на заседании кружка “Домоводство”.

Возраст участников – 16–18 лет.

Основная форма работы –  групповая.

Цели: формировать установку на здоровое питание; научить готовить бутерброды; развивать эстетический вкус; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Задачи: познакомить с блюдом “бутерброд”; научить приготовлению бутербродов; создать условия для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), набор продуктов для изготовления бутербродов, инвентарь, посуда, инструменты.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Ведущий: Тема нашего кружкового занятия носит название “Этот удивительный бутерброд”. Сегодня мы узнаем, что такое бутерброды, какие виды бутербродов бывают, как изготовляются, а также сами научимся изготавливать бутерброд. Но вначале поговорим вообще о завтраке: полезном, здоровом, правильном.

2. Вводная часть. Ведущий: Всем известная поговорка советует завтрак съедать самому, обедом делиться с другом, а ужин так вообще отдать врагу. Завтрак помогает нам проснуться и поднять настроение, а для многих из нас он вообще может стать единственным временем в течение дня, когда можно побыть наедине с собой… И при этом сколько людей – столько и мнений по поводу того, каким должен быть завтрак (и должен ли он быть вообще).

Обучающийся 1: Информация по этому вопросу весьма противоречива, а если обратиться к кухням народов мира, то от разнообразия вариантов просто голова идёт кругом. К примеру, по традиции Аюверды, завтрак должен быть минимальным, лёгким и не слишком ранним – чашка зелёного чая с мёдом, а если этого мало, то можно добавить горсть орехов. Итальянцы не представляют себе утра без капучино и сладкой булочки-бриошь. Традиционный английский завтрак – это далеко не “овсянка, сэр”, а довольно-таки плотная трапеза, состоящая из яиц, бекона, грибов, помидоров и даже бобов. В Мексике завтрак – это традиционные тортильи, какао или чай с молоком и Menudo (гуляш из потрохов). Классический французский завтрак (его ещё называют континентальным) включает в себя круассаны, масло, яйцо, конфитюр, апельсиновый сок, кофе. Китайцы, как и многие другие представители азиатских стран, предпочитают завтракать основательно – овощами, курицей или свининой, лапшой или даже супом из рисовой муки с пирожками (почти наш обед!). Норвежский завтрак состоит из рыбы, приготовленной на сливочном масле и картофеля в мундире со шкварками.

Обучающаяся 2: Из всего вышеперечисленного видно, что в странах с устойчивыми кулинарными традициями чаще всего треть, а то и половина калорий всего дневного рациона приходится на утреннюю трапезу. А что делаем мы? Мы предпочитаем с утра выпить чашечку кофе с бутербродиком, максимум – мюсли с соком или йогуртом (это же здоровая пища!).

Обучающийся 3: Принципы здорового завтрака:

1. Идеальное время завтрака – 7-8 часов утра, но не позднее 9-10 часов утра.

2. Чтобы почувствовать голод перед завтраком, можно предварительно позаниматься гимнастикой или сделать зарядку.

3. Здоровый завтрак должен включать пищу, содержащую белки, углеводы и клетчатку.

4. Самыми полезными продуктами на завтрак являются:
• фрукты и овощи (стакан свежеприготовленного сока, салат из свежих фруктов с йогуртом, салат из свежих овощей со сметаной и др.);
• зерновые (каши, мюсли, тосты);
• молочные продукты (молоко, йогурт, кефир, творог);
• протеины (яйцо, сыр).

5. Важны положительные эмоции во время приема пищи!

Обучающаяся 4: При умственной работе увеличивается потребность в углеводах, из которых организм получает глюкозу, поэтому требуется хлеб, будь то обычный батон, булочка или лепешка.

Классический бутерброд с сыром или колбасой лучше заменить на сэндвич из двух кусков хлеба с начинкой, потому что удобнее будет его держать в руках, да и голод утолится намного быстрее. Желательно использовать цельно зерновой хлеб, в котором содержится больше питательных веществ.

В качестве начинки подойдет сыр, сосиска, котлета, кусочек обжаренной печенки, можно добавить нарезанный колечками помидор, листик салата или зелень. Колбасы обычно содержат много специй, а потому менее полезны для растущего организма, лучше отдать предпочтение вареным или нежирным свежекопченым.

Ведущий: Пожалуй, самый популярный завтрак у людей во всем цивилизованном мире – это кофе или чай с бутербродом. С чем только их не делают: колбаса, сыр, грибы, зелень, икра, сладкая паста, творог и так до бесконечности.

Предлагаем вашему вниманию немного разнообразить привычный утренний ритуал и попробовать вместо стандартных сочетаний продуктов что-то более сытное и, даже, более изысканное. Технология приготовления бутербродов – это целое искусство.

3. Презентация + короткие выступления обучающихся

- Бутерброд представляет собой ломтик хлеба или булки, на который положены пищевые продукты.

- Существует огромное количество видов бутербродов

- Слово “бутерброд” происходит от немецкого слова Butterbrot и буквально переводится как "хлеб с маслом".

- А вы знаете, что в Дании готовят открытые бутерброды с луком и копчёной рыбой.

- В Европе бутерброды появились в 16 веке.

- В России слово бутерброд впервые было использовано в 1881 году Антоном Чеховым в рассказе "В вагоне".

- Основа бутербродов – хлеб, даже когда зачерствеет.

- Хлеб нарезают ломтиками толщиной 1-1,5 см и массой 30-40 г и на него укладывают различные продукты.

- Открытые бутерброды делают из одного ломтика хлеба, смазанного маслом, а сверху кладут какую-нибудь приправу.

- Закрытые бутерброды готовят так: помещают продукт между двумя кусками хлеба толщиной 0,5 см.

- Бутерброды бывают разной формы – круглые, треугольные, овальные и другие.

- Бутерброды готовят из различных продуктов, главное – проявить фантазию.

- Канапе - это крошечные бутерброды весом 60-80 г, толщиной около 0.5см.

- Для канапе используют шпажки, на которые начиняют кусочки продуктов разной формы.

4. Практическая часть. Ведущий: Главное условие в приготовлении бутербродов – продукты должны сочетаться по вкусовым качествам и цвету. Какие вы знаете продукты, которые не сочетаются? (Йогурт-сельдь, рыбные и молочные)

Существует множество рецептов бутербродов, однако вы можете увеличить их количество, подключив собственную фантазию и изобретя новые виды бутербродов.

Разделимся на 2 группы.

Задание.

1. Изготовьте бутерброды на определенную тему за 20 минут.

2. Презентуйте свой бутерброд.

И помните поговорку древнегреческого врача Гиппократа: “Умеренность – союзник природы”.

5. Выполнение практической работы (звучит инструментальная мелодия).

6. Презентация групповых работ

7. Заключительная часть

А в заключении познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

Желаю вам:

Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!

Используемая литература

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. – М.:ТЦ “Сфера”, 2000.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
  3. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в средних классах. – М., 1978.
  4. Большая детская энциклопедия. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  5. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
  6. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
  7. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Леокум А. Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992.
  9. Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
  10. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. – М., 1988.
  11. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр “Педагогический поиск”.
  12. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
  13. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. 
  14. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
  15. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М., Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002
  16.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1. - М.:Генезис, 2001.
  17. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002.
  18. Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Презентация