Открытый урок по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано…."

Разделы: Литература


Тип урока: нетрадиционный, урок-спектакль.

Форма урока: поэтическая гостиная.

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ.

Оборудование.

1. Портрет М.И.Цветаевой.

2. Эпиграф, сборники стихов “Вечерний альбом”, “Волшебный фонарь”, “Из двух книг”, “Стихи к Чехии”.

3. Компьютер, проектор, экран, записи 2-х романсов на стихи М.И.Цветаевой: “Мне нравится…”, “Бабушке”, презентация.

4. В левом углу сцены столик с чернильницей и пером, лист белой бумаги, свеча.

Цели: знакомство с биографией и творчеством поэтессы, развитие познавательного интереса, развитие художественной речи, изучение языковых средств.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Чтение эпиграфа.

На кортике своём: “Марина”
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
М. Цветаева

- Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте наши учащиеся знают немного. Жизнь и трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “Что в имени тебе моём”.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя,
Скажи, есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Творчество Цветаевой отразило её безмерную любовь к А.Пушкину в цикле “Мой Пушкин”.

Беседа с учащимися.

- А что значит имя Марина Цветаева для вас? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте составить ассоциации из букв её имени. Вот ключевые слова: Царевна, Море, Рана, Ветер.

Ответы. Её имя ассоциируется с такими словами, как Трагизм, Ураган, Величие, Женственность, Таинственность, Боль, Риск, Любовь, Нежность, Страсть, Смерть, Вихрь.

Слово учителя:

- “Имя человека - главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души” – писал Зигмунд Фрейд. Так Цветаева посвятила стихотворение А.Блоку, с которым была близко знакома, и чьё мнение было для неё дорого.

Имя твоё - льдинка в руке,
Имя твое - пять букв на языке.

Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, 8 драм в стихах, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза, письма, дневники и записи. Так распорядилась судьба - безмерно трагичная: после революции - смерть от голода младшей дочери Ирины, семнадцатилетняя эмиграция. О ней Цветаева скажет: “Здесь - без читателя, в России - без книг”. Краткое свидание с неждавшей Родиной, репрессии мужа и дочери Ариадны, война, голод, гибель на фронте сына Георгия, о которой Марина Ивановна не узнала, потому что, отчаявшись, в 1941 году в далёкой Елабуге покончила с собой. Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. “Родилась мимо времени”, - признаётся сама Цветаева.

Ученица:

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Слово учителя: Это стихотворение Марина Ивановна написала в 1916 году. А сейчас посмотрим презентацию, которую нам подготовила Сармина Наташа о жизни Марины Ивановны на фоне романса, написанного на её стихотворение “Мне нравится…”.

Презентация. Звучит романс.

Ученица: (садится за столик со свечой, делает вид, что пишет пером, читает наизусть)

“В доме 11 комнат, за домом зелёный двор в тополях, флигель в 7 комнат... Моя комната с каюту, по красному полю золотые звёзды - мой выбор обоев. ...Узенький диван, к которому вплотную письменный стол. И всё.” (М. Цветаева) Сестра Марины, Анастасия, вспоминала: “...Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона... Полдня запершись в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окружённая французскими книгами, она с головой уходила в другую эпоху, жила среди иных имён...”.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.

В войну наш дом был разрушен бомбой. Старинные домики “грузные, в 6 этажей”. Любовь к прежней Москве, я сохранила навсегда.

Слово учителя:

С середины лета 1914 г., когда война только началась, и казалось, что она скоро кончится, Марина Цветаева, счастливая, с мужем и маленькой дочерью Ариадной, стала жить в Борисоглебском переулке - в доме № 6, квартира 3. Переулок назывался по церкви святых Бориса и Глеба, стоявшей рядом на Поварской. В этом доме она написала много стихов, пьес из цикла “Романтика”, поэмы. Здесь бывали Бальмонт, Эренбург, Мандельштам, Антокольский. Здесь родилась вторая дочь Марины Цветаевой - Ирина, и в этом же доме поэтесса пережила страшное горе - смерть дочери, этой несчастной девочки, которой не было и З-х лет. Этот дом, подобно дому в Трёхпрудном переулке, тоже “целый психический мир”. В трудное жила время, да ещё в какое время, в какую эпоху: 1-я мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, гражданская война, разруха!

Ученица: (садится за столик, читает наизусть)

“Дом был двухэтажный, и квартира была на 2-м этаже, но в ней самой было 3 этажа. Как и почему - объяснить не могу, но это было так: низ с тёмной прихожей, двумя тёмными коридорами, тёмной столовой, моей комнатой и Алиной - огромной детской. Всё было огромное, просторное, запущенное, пустынное, на простор и пустоту помноженное, и тон всему задавал чердак, спускавшийся на 2-й чердак и оттуда распространившийся на всё помещение вплоть до самых отдалённых и как будто бы сохранных его углов.

Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз
Я их опускала тоже
Прхожий, остановись
Вот наша Москва - голубая!

А если уж слишком поэта доймёт
Московский, чумной, девятнадцатый год, -
Что ж, - мы проживём и без хлеба!
Недолго ведь с крыши - на небо.

В комнате наверху жили летом, а зимой перебирались вниз, в самую тёплую и тёмную... Жестяная печурка, так называемая “буржуйка”, сжирала постепенно всю мебель, которую хозяйка с полным безразличием разламывала, распиливала, раскалывала…

“Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями, - весь мой запас...”.

Слово учителя:

Марина Цветаева ездила по деревням, пыталась менять вещи на продукты. Но всегда у неё получалось не так, как у других. Она была слишком доверчива. Марина терпеливо выстаивала долгие очереди за пайковой селёдкой, за хлебом, тащила на салазках гнилую картошку, которую выгребала из казённого подвала, где выдавали её по списку... Из всего окружающего возникали стихи. Послушаем стихотворение М.И. Цветаевой “Сегодня я одна в ночи” в исполнении Салаховой Л.

Ученица: Сегодня ночью я одна в ночи,
- Бессонная, бездомная черница!
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы.
Бессонница меня толкнула в путь,
- О, как же ты прекрасен, тусклый
Кремль мой!
Сегодня ночью я целую в грудь -
Всю круглую воюющую землю!
Вздымаются не волосы, а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех,
Кого жалеют и кого целуют. (1916 г.)

Слово учителя:

Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами, зазвучали неслыханные доселе речи. 1920 год. Умерла младшая дочь Цветаевой - Ирина. Старшая Аля - очень больна... Теперь они живут в одной комнате, остальные заселены новыми жильцами. Дом разграблен, разгромлен... Трущоба. Из письма князя Волконского Цветаевой:

Ученик:

“Вы не забыли, как вы жили в Борисоглебском переулке? Печурка не топится, электричество тухнет. Лестница тёмная, холодная, перила донизу не доходят, и внизу предательские 3 ступени. С улицы темь и холод входят беспрепятственно, как законные хозяева... Мы входим в лунный свет. Вы босиком, или почти, - сандалии на босу ногу; в котомке у Вас ржаные сухари и рукопись стихов. На улице лошадиная падаль лежит... а сверху звёзды сияют... кремлёвские купола под луною блестят... Во всём этом какое-то смешение быта и бытия. Как тяжёл был быт, как уродливо тяжёл.

А помните, когда вошёл к Вам грабитель и ужаснулся перед бедностью, в которой Вы живёте? Вы его пригласили посидеть, говорили с ним, и он, уходя, предложил Вам взять от него денег. Пришёл, чтобы взять, а перед уходом захотел дать. Его приход был быт, его уход был бытие...”.

Слово учителя:

В 1915-1916 гг. Марина Цветаева пишет цикл стихотворений о Москве.

Семь холмов как семь колоколов!
На семи колоколах - колокольни.
Всех счётом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослава.
Дом - пряник, а вокруг плетень
И, церковки златоглавые.(1916 г.)

Ещё одно стихотворение о Москве прочитает нам Горобец Максим с полным анализом, что и было у вас домашним заданием.

Учащийся:

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси - бездомный.
Мы все к тебе придём.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем - нож.
Издалека-далече -
Ты всё же позовёшь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть -
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
- Я в грудь тебя целую,
Московская земля! (1916 г).

Сармина Н.: (садится за столик, исполняя роль поэтессы)

“... Да, я в 1916 г. первая так сказала про Москву. И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье. “ Там Иверское сердце червонное - горит.” И будет гореть вечно”.

“Мы уехали из Москвы быстро, неприметно, словно вдруг сойдя на нет. Но дом, столь живший, продолжал жить дальше... но без нас. Как книга, уже не нуждающаяся ни в авторе, ни в читателе”.

Дом в Борисоглебском был для меня источником и хранилищем жизни. Теперь он стал - историей... Находясь в эмиграции, я постоянно думала о России.

“Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет её лишь вместе с жизнью”.

Слово учителя:

Замечательны били стихи М.Цветаевой о любви, одно из стихотворений вы уже слышали в форме романса, послушаем ещё один.

Звучит романс “Бабушке” в исполнении учащейся Салаховой Л.

18 июня 1939 г. - после 17-ти лет эмиграции - Цветаева вернулась на Родину. 21 августа 1941 года Марина приехала с сыном в Елабугу, а через 10 дней – 31 августа её не стало.

Учащаяся: (пишет за столиком)

Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся...”.

В своём стихотворении “Поздний ответ” А.Ахматовой писала:

Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в чёрных кустах,
То забьёшься в дырявый скворечник,
То мелькнёшь на погибших крестах.

То кричишь из Маринкиной башни:
Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,
И разграблен родительский дом.
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идём,
А за нами таких миллионы,

И безмолвие шествия нет.
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.

(Чтение наизусть с последующим анализом стихотворения)

Слово учителя: А теперь я предлагаю вам написать синквейн. Как переводится это слово? Правильно, стихотворение. Вот ключевые слова для вас: Трагедия, Цветаева, Море.

Чтение ответов.

Дополнительное задание. Определите средства художественной выразительности в стихах М.Цветаевой. (Приложение)

Заключительное слово учителя:

Такова была личность поэта – необычайно сложная, противоречивая, а потому влекущая к себе и отталкивающая трудно постижимостью. Такова была душа грешная и праведная, взлетающая и падающая, рвущаяся из быта в бытие, не знавшая меры ни в чём. Цветаевскую поэзию нельзя открыть для себя сразу. Как писала Ариадна Эфрон, дочь поэтессы, сполна разделившая с матерью все её беды и испившая своего горя – 8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки и только потом реабилитация – “Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери”.

А теперь я попрошу каждого оценить свою работу за урок.

Самооценка.

Домашнее задание.

Эссе по творчеству М.И. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано…”.