Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ старшего подросткового и юношеского возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


Термин “арт-терапия” стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как “лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством…” Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Скорее арт-терапия применяется как средство гармонизации и развития человека, как путь к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Врачи-психотерапевты используют в профессиональном лексиконе понятия “художественная терапия”, “терапия творческим самовыражением”. Современное понятие “арт-терапия” имеет многообразие оттенков. В арт-терапевтической работе могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека. При этом изобразительная деятельность является основополагающей. Арт-терапия не навязывает человеку “внешних”, “механических” средств лечения или разрешения его проблем (например, медикаментозное лечение или внушения врача-психотерапевта).

В арт-терапии удается увидеть всего человека, а не только какую-то его систему или орган, как это, к сожалению, сложилось в современной медицине. Современный человек нуждается в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации.

Арт-терапевтический метод отражает потребность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Арт-терапия – это совокупность методов, направленных на решение проблем клиента (физиологические, эмоциональные нарушения, дезадаптация и др.) А.И. Копытин.

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы.

  1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл.
  2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.
  3. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

  4. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между специалистом и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
  5. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в “вытесненном” виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
  6. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
  7. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
  8. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
  9. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.

Одним из основоположников арт-терапии является А. Хилл из Великобритании. Метод помог ему справиться с болезнью. Он пытался вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Широкое развитие и распространение данного опыта было в США и Великобритании. В некоторых странах арт-терапевт – это самостоятельная профессия.

Среди многообразия современных психотерапевтических методов арт-терапия отличается особой “мягкостью”. Ролевые функции распределяются здесь между клиентом и специалистом совершенно иным образом: клиенту предоставляется максимальная степень свободы, он во многих случаях оказывается “ведущим”, выражая себя в том стиле и тех формах, которые отвечают его состоянию, особенностям личности и потребностям.

Применяются индивидуальные и групповые формы арт-терапевтической работы.

Особую ценность индивидуальная арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в описании своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их “невыразимости” (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).

Постепенно у ребенка возникает ощущение защищенности, внутреннего комфорта и свободы. Ребенок начинает работать более естественно, смело и увлеченно. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т.д. Надежные “границы” арт-терапевтического кабинета, контакт и полное доверие психолога ко всему, что чувствует и делает ребенок, “удерживают” его переживания от “выплескивания” агрессивного поведения на других людей. Одним из важных факторов “удерживания” является художественный, символический образ.

Психолог находится рядом с ребенком, не мешает его работе замечаниями или комментариями, не препятствует проявлению сильных, в том числе негативных эмоций. Психолог не объясняет, что делает ребенок, лишь задает вопросы, помогая ему понять скрытый смысл собственных действий. Психолог не предлагает готовых “рецептов”. Он действует гибко, всякий раз настраиваясь на индивидуальный темп и особенности работы воспитанника, стараясь следовать за динамикой его состояний.

Использование арт-терапевтических методов:

  • начало занятия:

Для установления контакта предлагаем выбрать цвет среди цветных карт, цветов радуги, палитры, нарисовать цветное пятно, линии (грустные, злые, обидные, радостные), рисунок настроения и др. “Нарисуй каракули с закрытыми глазами”, “нарисуй правой, левой рукой”, “выбери цвет своего настроения, самочувствия”. Воспитаннику предоставляется свобода выбора. Цвет не интерпретируется. Эти задания помогают выразить себя, отреагировать внутренние переживания. Психолог принимает все, что выбрал и сделал воспитанник, таким образом, формируется атмосфера безопасного и доверительного общения.

  • для снятия напряжения, снижения тревожности:

раскрашивание картинок холодными цветами (цвет предлагаем, но не навязываем), рисование клякс.

  • для активизации внимания, повышения тонуса:

раскрашивание картинок теплыми цветами для того, чтобы взбодриться и улучшить настроение. Раскрашивание раскрасок, лабиринтов, матриц. Выбор раскраски и использование цветов помогает выйти на проблему. Применение 7 + 2 цветов говорит о эмоциональном здоровье. Ограничение количества цветов свидетельствует об аффекте.

  • определение целей, интересов, ценностей:

узнать цели, интересы и мечты воспитанника нам помогает составление коллажей на темы “Мои интересы”, “Я в будущем”, “Мой мир”, “Карта мечты”. Использование вырезок из журналов и фотографий позволяет сделать работу красивой, яркой, запоминающейся. Ребенок получает удовлетворение от работы, не имея навыков изобразительного искусства.

Интересы одного воспитанника передаются другим сверстникам, как бы “заражая” группу подростков. Например, один мальчик рисовал граффити, посмотрев его рисунки, мальчики увлеклись данной техникой рисования; другой решил научиться рисовать портрет, и в настоящее время это стало основной темой рисования мальчиков и девочек.

С помощью техник мы раскрываем ресурсы ребенка, повышаем его самооценку, помогаем самовыражению, выходим на проблему.

Мы не делаем акцент на нарушении, которое имеется у ребенка, мы показываем, как это нарушение может помешать достичь значимые для него цели и задачи.

При групповой арт-терапии значимы такие “исцеляющие” факторы, как групповая сплоченность и поддержка, получение информации, межличностное научение, реализация альтруистической потребности, развитие социальных навыков и другие. Групповая арт-терапия по сравнению с индивидуальной обладает значительно большими возможностями и в плане развития навыков принятия решений, освоения новых ролей и проявления латентных качеств личности, получения обратной связи, а также перераспределения лидерства от психолога к другим участникам группы в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности. Данные факторы лечебно-коррекционного воздействия дополняются самостоятельной творческой работой, отвечающей потребности участников в сохранении личностной идентичности и независимости.

Предлагается следующее деление выбора темы (М. Либманн):

  • темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

предлагаем картон, бумагу, ножницы, мелки, краски: “выбери то, что хочешь”, “нарисуй то, что хочешь”. Используем мягкие материалы: гуашь, мокрый фон, глина (разминать, бить), песок;

  • “общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:

темы “Линия жизни”, “Воспоминания из детства”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Карта внутреннего мира”, “Сотвори мир”, “Рисование под музыку”;

  • темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:

темы “Автопортрет”, “Маски”, “Мой герб”, “Жизнь на необитаемом острове”, “Подводный мир”, “Джунгли”;

  • темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями:

темы “Совместный проект”, “Разговор”, “Моя семья”, “Семейные проблемы”;

  • темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность группы:

темы “Времена года”, “Четыре стихии”, “Цвет моей души”.

Арт-терапевтические методы широко применяются в различных формах работы с детьми. В психологической игре “Неведомые миры” дети рисуют страну, в которой хотели бы оказаться, делают бумажного жителя этой страны, в игре “Баба-Яга” изготавливают маски и подарки друг другу, в игре “Цвет моей души” создают коллаж, используя карандаши, фломастеры, пластилин, бумагу одного цвета. В арт-мастерской “Карта внутренней страны” рисуют свой мир, “Сотвори мир” - лепят свою планету, человека, его ценности. На заседании клуба “Профориентир” изготавливают коллаж на тему “Мир профессий”, создают орудия труда и костюм выбранной профессии. Час игры “Газетные фантазии” объединил детей разного возраста, помог раскрыться творческим способностям детей.

Арт-терапевтические техники расширяют возможности человека, помогают выстроить отношения с ребенком, позволяют выйти на проблему, обойти защитные механизмы, ориентированы на ресурсы человека. Техники могут оказать реальную помощь детям старшего школьного возраста в самых разных жизненных ситуациях.