Совершенствование коммуникативных и творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В России в течение полутора столетий знание иностранного языка было неотъемлемой чертой образованного человека. Уровень языковой культуры был чрезвычайно высок. Сегодня социокультурная, экономическая и политическая ситуация в России формирует у общества и граждан реальные потребности в знании иностранного языка, особенно английского .Языки служат средством человеческого общения, средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческого поведением.

Насущной потребностью 21 века станет свободное владение английским языком всеми народами мира в качестве второго, а не иностранного языка. Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находят отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций. Язык существует, живет и развивается в сознании народа, говорящего на нем. По образному определению В.Гумбольта, “Язык - это душа нации, в нем запечатлен весь ее национальный характер. Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое”.

В настоящее время ни одна культура не может больше ограничивать себя лишь своим языком и оставаться в изоляции. Следует использовать ведущие современные языки, в первую очередь английский, как для элементарных контактов, так и для популяризации своей культуры. В наши дни насущной потребностью станет умение с минимальными потерями использовать английский язык .Перед школой и учителями поставлены новые задачи, необходимо изменить подход к выбору педагогических технологий, составлению задач и формам оценивания достижений учащихся . Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Многие считают, что преподаватели английского языка находятся в привилегированном положении. Отчасти с этим можно согласиться: на уроках английского языка класс делится на подгруппы, английский язык сейчас очень популярен, и почти все уже поняли, что без знания иностранного языка, особенно английского, очень сложно существовать в современном мире. Действительно, практически все ученики хотят изучать английский язык, им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками ,заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке, читая узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то приключенческое, проникновение в новый незнакомый мир. Но это совсем не означает, что все хотят упорно трудиться, чтобы знать язык.

Изучение английского языка так же как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что ученики не имеют возможности каждый день общаться с носителями языка. Русская пословица гласит: “Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится”.

Сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет - уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасло, а наоборот нарастало? Чтобы изучать иностранный язык необходимо не только прикладывать немалые усилия, но и потратить для этого много времени.

При овладении иностранным языком в атмосфере родного языка, иностранный язык представляет как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком.

Обращение к воображению учащихся, к фантазии, к игре является важным компонентом эффективного обучения на английском языке. Учителю постоянно следует побуждать учащихся к перевоплощению в разных героев и проводя их через разнообразные обстоятельства.

Для этого важно строить процесс обучения таким образом, чтобы ученики на каждом этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важных аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения копилки методических приемов и средств, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.

Цель моей работы - учить английскому языку как средству общения, гармонично сочетая формы традиционного обучения с использованием передовых информационных технологий.

Работа над произношением учащихся начинается с первого урока начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку. Каждый этап имеет свою задачу в отношении обучению произношению и нельзя допускать прекращения работы над произношением на среднем и старшем этапах, так как в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня.

Я предпочитаю работать с пословицами, поговорками, рифмовками, стихами, песнями. Использовать пословицы и поговорки можно во всех группах, обучая искусству высказывания, умению иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме. Пословицы и поговорки помогают создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи. Они могут использоваться при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала и его повторении, во время фонетических зарядок. Использование пословиц и поговорок при обучении английскому языку способствует лучшему овладению предметом, расширяя знания о языке, лексический запас учащихся и их изучение представляет собой дополнительный источник страноведческих знаний.

Грамматике принадлежит организующая роль. Без знания грамматики мы не сможем построить предложения. На уроках составляем грамматические таблицы, разбираем “непослушные глаголы”. В живой речи лексика и грамматика неразделимы. Роль лексики для овладения иностранным языком никак не менее значительна, чем грамматики. Необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся постоянно ощущали, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознания. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала .Для этого на уроках применяю различные языковые игры. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизирует восприятие и запоминание.

Мы с учениками ищем “следы” английского языка в своем городе. Ребята получают задание собрать информацию по следующим вопросам : какие иностранные слова мы употребляем, слышим, встречаем в книгах? Какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору? Какие товары из страны изучаемого языка можно купить в магазинах нашего города? Какие книги английских авторов есть в школьных и домашних библиотеках? Для сбора информации учащиеся должны “выйти из класса”, проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Собранную информацию обсуждаем совместно на уроке.

Постановка учебной задачи перед учащимися – отправной момент для возникновения желания и успешного решения задачи общения на иностранном языке. Формулировка задания должна носить коммуникативный характер и приглашать учеников к общению.

Содержание учебных материалов должно быть интересно ученикам. Задача учителя - придать уроку своеобразие, внести живую конкретику, привлекательную для учащихся. Это достигается благодаря обсуждению на уроке актуальных событий, привлечению дополнительного познавательного материала. Урок оживает, когда его содержанием становятся факты и события, касающиеся самих учащихся.

Большую роль играет развитие языковой догадки. Внезапное “озарение” по поводу того или иного значения слова доставляет учащимся большое удовлетворение и мотивирует дальнейший лингвистический поиск.

Упражнения, связанные с языковой догадкой, могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому я стараюсь постоянно побуждать учащихся к языковой догадке при чтении текстов, направляю их внимание на “подсказки” и опоры в самом тексте, организую упражнения, позволяющие им актуализировать изученную ранее лексику. Моя задача - вооружать обучаемых определенными приемами овладения иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и нравился ученикам.

Хорошо организованная, целенаправленная работа учащихся под руководством учителя и самостоятельно с учебным материалом может обеспечить интерес и желание заниматься языком, она позволяет им продвигаться в овладении изучаемым языком. Именно эта работа создает положительную мотивацию. У учащихся появляется не только желание знать язык, слушать и читать на нем, но и создаются условия, когда возникает потребность в занятии им. Ученик не для учителя готовит урок - слушает, читает, пишет, а для себя и делает это охотно, с удовольствием. Особенно с большим интересом учащиеся работают над творческими проектами. На последнем уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект.

Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеет право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им интересен. Работа над проектом может вестись или индивидуально или в группах. Особое внимание уделяется на презентацию проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке английского языка. В своих творческих работах учащиеся сравнивают обычаи и традиции русских и англичан. Как мы все знаем, для всех заморских гостей английские традиции - аттракцион, повод для недоумевания и даже насмешки. Изучая английскую культуру, ребята пришли к выводу, что британских традиций на наш век хватит, и не какие перемены не помешают англичанам сохранить свою репутацию упрямых хранителей курьезов и странностей. Они разрабатывают проекты модной одежды, сравнивают направления моды в России и Англии. Говорим о проблемах русских и английских мальчишек и девчонок в семье. Планируем путешествие в Великобританию, где можно увидеть столько интересного , загадочного и необычного.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление и другие качества личности. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем постоянного сравнивания полученных знаний со знаниями о своей стране, себе самих. Предполагаемые проектные задания интересны для учащихся, они требуют своего подхода, привлечения имеющихся знаний по другим предметам при их выполнении, и учителю не следует упускать возможность привлекать внимание учащихся к самому языку. Большую роль играет умение учителя заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать ситуацию, стимулирующего потребность школьника высказаться по теме, принять участие в обсуждении, уточнить детали. Необходимо “перевести” задачи работы на язык учащихся. Я согласна с яркими словами Анатолия Франса о том, что “искусство преподавания – ничто иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его”.

Особо следует сказать о значении ролевой игры в организации речевой деятельности учащихся на всех этапах. Она дает ребенку возможность проявить себя как личность в воспроизведении материала, на базе которого проходит общение. Основой для ролевой игры является способность человека к перевоплощению, подражанию. В игре активизируется воображение и память, жизненный опыт, что придает процессу общения эмоциональный характер. В ходе ролевой игры ее участники приобретают умение быстро и правильно реагировать на слова и интонацию собеседника, приспосабливаться к его поведению, манере выражать свои мысли, учитывать настроение собеседника. Следует показать детям способы выражения радости, удивления, недоумения, сожаления, учить их принятым в изучаемом языке формулам вежливости.

Ролевая игра освобождает учителя от необходимости быть постоянно в центре общения. Его функция заключается в том, что он организует и вдохновляет участников, обеспечивает необходимый уровень языковой подготовленности и затем становится наблюдателем или партнером, время от времени контролируя ход игры и оказывая помощь учащимся в случае затруднения.

В своей практике использую проведение интегрированных уроков. Эти уроки позволяют решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Эти уроки способствуют повышению мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассмотрению понятий, которые используются в разных предметных областях, а так же происходит показ межпредметных связей и их применение при изучении нового содержания. Свежая струя новизны подталкивает ребят к нестандартным решениям вопросов. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал, с помощью применения информационных технологий уроки более интересные и разнообразные.

В заключение следует сказать, что в раскрытии образовательной функции иностранного языка велика роль учителя. Учительская профессия – одна из древнейших на земле. Поэтому воспитанием и обучением подрастающих поколений во все времена занимались самые знающие люди. Профессию учителя считают матерью всех профессий.

“Все начинается с любви!”- это прежде всего о воспитании детей, об учительской профессии. А где любовь, там и доброта, и боль, и гнев, и страх за своего ребенка, и поощрение, и осуждение. Иногда и наказание - без этого не вырастишь. Но в любых обстоятельствах стараться понять ребенка. Раньше говорили: понять – значит простить. Для учителя понять – значит сделать шаг на встречу ученику, подать ему свою дружескую руку, помочь.

Из многих слагаемых складывается авторитет учителя. На первом месте – обширный запас знаний, педагогический дар и мастерство. Я согласна с немецкой пословицей, что “мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться”. Призвание проверяется и утверждается только в работе. И учитель становится настоящим учителем, если он продолжает учиться. Учитель как никто другой –вечный ученик, особенно учитель иностранного языка.

Он сам должен любить преподаваемый им язык и уметь зажечь любовь к нему у учащихся. Это одно из важных условий успеха в обучении этому предмету в школе. Любить язык, значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с Г.Пальмером : “Изучение языка имеет начало, но не имеет конца”.

Сегодня учителю очень важно быть в центре информационного потока современной жизни. Современный учитель- это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у детей стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находиться в постоянном творческом поиске.

Используемая литература.

1. Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. Методика обучения иностранным языкам Москва “Просвещение”.1991.

2. И.А.Зимняя. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва “Просвещение”. 1991.

3. Е.В.Муковникова. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка , газета “Английский язык” Издательский дом “Первое сентября”. 2008. №4.

4. В.В.Кабакчи. Английский язык межкультурного общения – новый аспект в преподавании английского языка. Иностранные языки в школе. 2000. №6