Классное родительское собрание по теме «Проблемы школьной адаптации». 5-й класс

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика

Класс: 5


Адаптация в школе - невероятно сложный для многих детей процесс, а именно приспособление детей к изменяющимся условиям окружающей среды. Значительному сокращению сроков адаптации способствуют:

1. нормальный (соответствующий возрасту ребенка) уровень физического и психического развития, речи, познавательных процессов;

2. режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки, питания и сна,

3. хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы;

4. успешность в решении задач учебной деятельности, поддержка, спокойная и последовательная работа над ошибками;

5. мотивация ребенка и его родителей на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие;

6. установление доверительных и доброжелательных отношений с учителями и сверстниками в школе

7. безусловная любовь родителей, принятие ребенка таким, каков он есть, забота, внимание к его проблемам. Понимание и конкретная помощь со стороны родителей, хорошие условия и позитивные взаимоотношения в семье.

Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли кадета.

Хороший признак – ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.

Исследование эмоционального состояния обучающихся в классе показывает следующее:

- Высокий уровень состояния функциональной направленности, внимание, оптимальное состояние для работы - 11 чел.

- Высокий уровень состояния функциональной расслабленности, отсутствие выраженных переживаний, спокойствие, оптимальное состояние для общения - 3 чел.

- Состояние функционального торможения, печаль, тоска, грусть, тревожность, перенапряжение всего организма, что- то не получается - 2 чел.

- Состояние сильного возбуждения, нетерпение, возмущение, гнев - 2 чел.

- Состояние аффективного торможения, психологический дискомфорт, страх, доминирование сильных отрицательных эмоций, ожидание плохого - 1 чел.

Проведенное исследование позволяет наметить рекомендации для урегулирования эмоциональных проблем определенной части обучающихся.

1. не стоит торопиться с выводами по поводу причин такого поведения и неадаптивности школьника;

2. следует замечать и фиксировать крайности в повседневном поведении школьников;

3. следует поощрять к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;

4. не следует в случаях эмоциональной нестабильности детей самим руководить эмоциями, следует быть объективными;

5. необходимо выявить и попытаться при помощи педагога - психолога устранить причины возникшей проблемы;

6. в основе причины эмоционального неблагополучия могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить среди специальных вопросов, подлежащих коррекции.

При приеме детей на обучение в кадетскую школу изъявили желание обучаться 48 % детей, а 43 % родителей желание определить в кадетскую школу вызвано с необходимостью воспитания дисциплинированности, максимального послушания детей, т.е. внешней стороны дисциплины.

Другая, внутренняя, основывается на воспитании в ребенке самодисциплины, т.е. привитии ему ценностей, которые станут для него руководящими принципами.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, на своем месте и нужным окружающим, он НЕ МОЖЕТ стать для родителей дисциплинарной проблемой (дисциплина основана на чувстве, а не на контроле и подавлении).

Ребенок – прежде всего живое существо со своими собственными чувствами, правилами, правами, а не автомат, в который можно зарядить любую программу.

Если эмоциональный климат в доме благоприятный, ребенок будет чувствовать себя в безопасности даже тогда, когда родители действуют в отношении него достаточно твердо и ограничивают его деятельность разумными рамками.

Существует семь принципов, которые могут дисциплинировать Вашего ребенка без риска потерять контакт с ним и испортить отношения.

1. Отделите чувства от действий. Не судите самого ребенка, ребенок должен понимать, что его самого любят, но что его действия неприемлемы и должны быть улучшены.

Любые действия являются результатом чувств, чтобы изменить поступки, прежде всего, нужно понять чувства и научиться с ними обращаться.

2. Внимательно изучите ребенка и определите - нормальный ребенок перед Вами или невротический, наказать ребенка невротического означало бы еще больше выбить его из равновесия.

3. Ответьте на чувства ребенка, дать выход эмоциям, “ выпустить пар”, т.е. освободиться от враждебных чувств, которые он пытался подавить.

4. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам его выберет.

5. Наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает, за что. Что он винит в этом себя, а не тех, кто его наказывает. Помогите ему понять, что правилам группового поведения следует повиноваться также неукоснительно, как правилам спортивной игры.

6. Сделайте так, чтобы дисциплинарные проблемы были не Вашими, взрослыми проблемами, а общими с детьми.

Дайте ребенку знать, что вы чувствуете их как взаимные проблемы, это поможет Вам отделиться от проблемы и отделить ее от ребенка. Тогда Вы сможете поместить ее в некоторое отдаление и вместе исследовать ее, работать над ней.

7. Наложите ограничения на опасные и разрушительные действия. Помогите ребенку направить свои действия по другим, дозволенным каналам.

Литература.

1. Эверетт Шостром “Анти Карнеги или человек- манипулятор” М. 1992 г.

2. Анкета “Психологический климат в классе”.

3. Анкета “Эмоциональное состояние обучающихся”.