Урок литературного чтения «Наш Пушкин». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК “Начальная школа ХХI века”

Тип урока: Закрепление полученных знаний

Вид урока: Библиотечный урок

Цель: Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Оборудование:

  • На столе – свеча, лист бумаги, гусиное перо, книга.
  • Магнитофон или другое техническое средство для прослушивания песни “Зимняя дорога”. Г. Свиридов. Стихи А.С.Пушкина.

Урок проходит в библиотеке.

Ход урока

Актуализация знаний

Мы с вами находимся в удивительном месте. Здесь живут стихи, поэмы, сказки, повести, рассказы... Сегодня мы спешим на встречу с ... Узнали? (учитель показывает портрет А.С.Пушкина).

Да, это Александр Сергеевич Пушкин. Он смотрит на нас и говорит: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”

А мы ответим: “Здравствуй, наш Пушкин!”

Многое в нашей жизни связано с именем Пушкина. Мы вслушиваемся в его речь, рисуем иллюстрации к его произведениям, всматриваемся в его портреты, стараясь отгадать его тайну. И так поколение за поколением.

Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Им мы идем к нему через всю свою жизнь, открывая всякий раз новые страницы.

Фаза вызова

1. Анализ уже полученных знаний.

– Чем вас заинтересовали уроки литературного чтения, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина?

(Ответы детей)

– Вы можете сказать, что много знаете об этом великом поэте – классике?

(Ответы детей)

Активизация познавательной деятельности. Систематизация информации.

– Давайте вспомним, что мы помним и знаем из биографии А.С.Пушкина.

(1. Родился в Москве 6 июня 1799 года.

2. Родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович.

3. Пока жили в Москве, маленький Саша был ленивенький, толстенький, увалень такой, а в деревне совсем изменился – шустрый стал, шалун и озорник. Пушкин – лицеист: живой, простой в общении, хохотун, очень подвижный, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых отражалось все прекрасное в природе. (Показать фотографию Пушкина в детстве)

4. Была няня Арина Родионовна Яковлева. (Показать фотографию барельефа няни)

Не сохранилось к сожалению ни одного портрета Арины Родионовны.

...Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

В последний раз Пушкин видел свою няню, приехав в Михайловское в сентябре 1827 г. Она прожила после этого ещё около одного года и 31 июля 1828 года скончалась. Могила её утрачена, не известно даже точное её местонахождение.

5. Учился в Царскосельском лицее.

19 октября отмечается 200 лет Царскосельскому лицею. (Показать фотографию)

6. Рано начал писать стихи. В 15 лет начал публиковаться.

7. Друзья – И.И.Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, В.А.Жуковский.

8. Из всех пор года больше любил осень. (Фотография осеннего пейзажа)

Фаза осмысления содержания (систематизационная)

– Что мы знаем о творчестве А.С.Пушкина?

Составляем кластер.

(записывать на доске те “грозди”, которые предлагают учащиеся)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА

1. СТИХИ

(например)

  • Няне
  • Зимний вечер
  • Зимняя дорога
  • Осень

Чтение отрывков из стихотворений.

В стихотворениях назвать эпитеты, олицетворения, сравнения.

(Чтение стихов сопровождается показом рисунков детей, звучит музыка)

Учитель тоже читает стихи

– Легко ли вам было читать строки из стихотворений?

Да, они читаются плавно, свободно. Один из почитателей творчества А.С.Пушкина сказал о его стихах: “...Это музыка. Не говоря уже о плавности их, - по русскому выражению, они катятся по бархату жемчугом”. Их так и хочется спеть.

(Звучит песня “Зимняя дорога”. Г. Свиридов. Стихи А.С.Пушкина.

Е.Нестеренко (бас), Г.Свиридов (фортепиано)

2. ПЕСНИ

  • Песнь о вещем Олеге
  • Песни о Стеньке Разине

– С какими произведениями вы можете сравнить эти песни?

(с народными героическими песнями)

3. ПОЭМЫ

  • Руслан и Людмила

(Если учащиеся назовут эту поэму, что вполне вероятно, провести беседу по отрывку из этой поэмы (вступление).

Закройте глаза и представьте...

За окном огромный старый дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло...

Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет:

По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо - сказочку мурлычет,
Налево - песнь мяучит он...

Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки:

У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том...

Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улегся среди бумаг. “Каков нахал”, - подумал Пушкин. Но перо уже вновь бежало по белому листу:

И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...

Комната заполнялась неясными звуками, шорохами. Запахло морем. Послышалась мерная тяжелая поступь, звякнули доспехи...

“Боже мой! Опять они, надоели, – простонала зеленая русалка на дубу.

“А почему обо мне ни слова?” – обиженно проворчал заросший мхом леший.

“Лицом не вышел”, – прошамкала в ответ Баба Яга.

“Видали красавицу”, – рассвирепел кот. – Тоже мне, звезда – Костяная нога!”

Волк было сунулся в кошачью миску. “А ну, брысь!” – осерчал кот.

Он боялся собак и совсем не боялся волков. А когда дядька Черномор осторожно кашлянул в боевую рукавицу, кот вдруг успокоился и пробурчал: “Ходят туг всякие, наследили. Ноги надо вытирать, – и неожиданно пропел: – Вы ему не мешайте да в море ступайте”.

Тут Пушкин поставил точку, повернулся от стола. Оглядел обступивший его со всех сторон сказочный люд, посмотрел озорными глазами на смущенных витязей, улыбнулся и тихо сказал: “Обо всех напишу, никого не забуду. Дайте срок”.

Уже за полночь услышала Арина Родионовна в соседней комнате странные неразборчивые голоса и подумала спросонья: “С кем это он? Работает, голубок мой”, – догадалась няня, с тем и уснула.

Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ослепительно белеют снега. Ночью пришла зима.

Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо.

“Вот оно – мое Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь теплый дом, добрые соседи и старая няня моя...” А в его комнате на столе, на полу валялись исписанные листы бумаги, сломанные гусиные перья. На одном листе, забрызганном чернилами, можно было прочитать... “У Лукоморья дуб зеленый...” [ 1 ]

– Чтение наизусть отрывка (читает весь класс по одной строке по цепочке).

Как вы думаете, где в этом отрывке скрыта главная мысль, в какой строке “прячется” та тайна страны Лукоморья?

– Там русский дух, там Русью пахнет.

– Что такое, по-вашему, “русский дух”?

– Русский дух – это народные песни, пословицы, поговорки, сказки, это народные обычаи, это живой народный язык, особый, певучий, простой и ясный.

Давайте найдем эти особые, народные, старинные слова, которые помогли раскрыть тайну.

(Златая цепь, песнь, заводит, на брег, чредой, пленяет, тужит, над златом чахнет, поведаю)

Знаменитый дуб великан говорит нам: “ Эй, люди! Многие вам лета! Берегите свою землю, свои добрые обычаи, знайте и любите свой народный язык!”

Другие поэмы (подсказка учителя):

  • Медный всадник
  • Бахчисарайский фонтан
  • Кавказский пленник
  • Цыганы

4. СКАЗКИ

Кто сказал (ну, без подсказки):

“Что за прелесть эти сказки?”

  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Сказка о попе и работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане...

У Пушкина была задумана сказка с такими словами:

“Вам известно, –
Продолжал Дадон, –
Что искусством и неправдою
Я достиг престола шаткого
Бендокира Слабоумного,
Сочетался с Милитрисою,
Милой женой Бендокировой,
И в темницу посадил Бову,
Принца крови, сына царского...”

По какой сказке Арины Родионовны он хотел написать об этом, но не успел? (“Королевич Бова”)

Одну запись сказки Пушкин передал поэту В.А.Жуковскому, который использовал её для своей сказки о царе Берендее.

Пушкинские сказки – это не переделки народных сказок, не подражание им. Это совершенно оригинальные произведения, сказочные поэмы.

Инсценировка отрывков из сказок А.С.Пушкина.

  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”

Рассматривание книг с произведениями А.С.Пушкина.

Группа детей идет и выбирает книги с произведениями А.С.Пушкина. Готовятся их представить (титульный лист, содержание, год издания, аннотация).

Остальные учащиеся участвуют в викторине по сказкам Пушкина.

1. Сопоставь литературного героя со сказкой.

(Гвидон – “Сказка о царе Салтане...”;

Елисей – “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”; Чертенок – “Сказка о попе и работнике его Балде”;

Звездочет – “Сказка о золотом петушке”;

Столбовая дворянка – “Сказка о рыбаке и рыбке”).

2. Кто или что здесь лишнее.

(Волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

3. Какие сказки заканчиваются словами “Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил”.

(“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о рыбаке и рыбке”).

4. Сопоставь слово с его толкованием.

(Лукоморье – морской залив, берег; полба – особый вид пшеницы; пава – самка павлина).

Выступления учащихся с рассказами о книгах с произведениями А.С.Пушкина

– Какие еще произведения писал А.С.Пушкин? Что добавим в кластер? (Повести, романы, рассказы)

Рефлексия.

Оценочная

Составляем синквейн.

Правила написания синквейна

  • 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
  • 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
  • 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
  • 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке.
  • 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное.

Групповая работа: учащиеся составляют синквейн на тему “Наш Пушкин”

(например:

Наш Пушкин.
Удивительный, поразительный!
Воспевает, живет и ныне, о Родине, сказки пишет!
К твоим ногам душистые цветы!

(Можно: Не говорим: “Тебя уж нет”
Да, ты жив, ты с нами!)

Спасибо!

Дома, пожалуйста, напишите свой синквейн. У вас получится.

Мотивационная

(Показать портрет Н.Н.Гончаровой)

– Вы не хотите узнать, кто эта красивая женщина? Какую роль она сыграла в судьбе А.С.Пушкина?

– Это Наталья Николаевна Гончарова, жена А.С.Пушкина.

Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-жену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”. (Показать фотографию памятника)

Пройдет время, и вы захотите прочитать стихи А.С.Пушкина о любви, дружбе. Почаще бывайте наедине с поэтом, вы почувствуете, как по-новому свежо и сильно звучит что-то в вашей душе.

Мы не прощаемся с поэтом, а говорим:

“ДО СВИДАНИЯ, НАШ ПУШКИН!”

Спасибо за работу. Мне было приятно видеть ваши заинтересованные глаза, желание работать, узнать новое об А.С.Пушкине.

Используемые источники информации.

1. В.Г.Афонина, Н.И.Белова, Е.Н.Борисова, З.В.Клементовская, О.В.Мойсеюк, С.А.Цыбульская. Пушкин, с Пушкиным, о Пушкине...: Учебно-методическое пособие. – Рязань, 1999.

2. А.С.Пушкин. Стихи, поэмы, сказки. Любое издание.

3. Картинки: http://images.yandex.ru.