Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Комбинированный.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты:
- личностные: способность к самооценке, взаимооценке и взаимоконтролю,
- метопредметные: принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-симврлические средства для решения поставленной задачи;
- предметные: уметь записывать вычитание столбиком.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебной деятельности по составлению алгоритма вычитания двухзначных чисел в столбик и записывать вычитание столбиком.
Ожидаемый результат:
- ученик должен знать:
- алгоритм записи вычитания в столбик, название компонентов арифметических действий;
- ученик должен уметь: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, учебник “Математика”, автор В. Н. Рудницкая, карточки для индивидуальной работы, сигнальные знаки самооценки.
Ход урока
Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Мотивация к учебной деятельности.
У нас в гостях наши друзья из учебника Волк и Заяц.
Вы знаете, что когда они к нам приходят, то мы узнаем что-то новое. Тогда вперед.
Слайд № 1 (Заяц и Волк)
Проверка домашнего задания.
Волк и Заяц хотят узнать как вы справились с д/з, стр. 22. № 5
(Какое число является суммой этих двух слагаемых?)
Стр. 21 № 3
(Какие цифры вы вставили вместо точек?)
Самооценка
Устный счет:
Слайд № 2
1. Сколько треугольников вы видите на каждом чертеже?
2. Игра-соревнование.(Работа в группах)
– Сколько клеток вы заполните за три минуты?
– | 11 | 14 | 15 | 13 | 12 | |
9 | ||||||
5 | ||||||
8 | ||||||
6 | ||||||
7 |
3. На какие две группы можно разбить эти выражения?
- 21+9
- 32-1
- 10+8
- 56-4
- 30-8
- 22+6
4 Задача. Таня спросила Олю: Сколько лет твоей сестре? А ты догадайся, ответила Оля. Если к наибольшему однозначному числу прибавить наименьшее двузначное, то узнаешь ее возраст.
Сообщение темы урока:
Слайд № 3
20-5
25-12
25
-
12
Вопросы: Какие записи вычитания вам не знакомы?
Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
Мы должны сегодня научиться записывать вычитание двухзначных чисел столбиком.
- Давайте вспомним как называются компоненты при вычитании.
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
Изучение нового материала.
Рассмотрите рисунок в учебнике, стр. 60 и объясните, используя цветные полоски способ вычитания 27 и 13.
Сколько и каких полосок потребовалось Волку и Зайцу для составления поезда, обозначающего число 27 (два коричневых вагона и 7 белых).
Какие вагоны отцепили и почему? (1 коричневый и 3 белых).
Как же получили число 14? (Число 14 можно получить, если из семи единиц вычесть три ед., а из 3 дес. вычесть 1 дес.)
Рассмотрите первичные случаи записи вычитания в столбик.
Как подписаны числа?
По какому принципу выполняется вычитание?
(Далее учащиеся сами объясняют вычитание чисел в столбик, стр. 60).
Знакомство с алгоритмом.
Слайд № 4
1.записываем уменьшаемое.
2. записываем во второй строчке вычитаемое.
(единицы под единицами, десятки под десятками).
3. Вычитаем единицы
4. Вычитаем десятки.
5. Читаем ответ.
Запись числа и классной работы.
Запись примеров на доске, стр. 61 № 2 (трое учащихся у доски).
Самооценка (Поделитесь впечатлениями, как вы поработали).
Физкультминутка
Закрепление.
Чему мы учимся на уроке?
(Самостоятельная работа, стр. 61 № 3 1, 2 столбик )
Взаимопроверка, оценивание.
Работа над задачей.
Можем ли мы этот прием применить к решению задачи (анализ, запись решения задачи, стр. 61 № 7)
Было - 65 р.
Потратила - ? Р.
Осталось-42 р.
65
-42
23(р.)
Ответ: 23 рубля осталось.
Итог урока:
Какая была цель урока?
Расскажите, чего достигли на уроке.
Слайд № 5
- Я умею........
- Я научился.......
- Я знаю.......
Учитель: Все молодцы.
Домашнее задание:
стр. 61 № 3 (3,4), № 4 (1)