Урок по основам светской этики «Альтруизм и эгоизм»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Формирование УУД:

  • Познавательные (уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; структурирование знаний, умение ориентироваться в своей системе знаний; смысловое чтение, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; анализ полученной информации; общеучебные),
  • Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, планирование),
  • Регулятивные (уметь определять и формулировать цель на уроке ),
  • Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).

Ключевые понятия урока: “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”

Дидактическая цель: Осмысление понятий “альтруизм”, “эгоизм”.

Задачи урока:

  • формировать убеждение, что человек должен уметь находить середину между двумя крайностями
  • формировать умение видеть связи и отношения между объектами и процессами, умения видеть и находить различные точки зрения
  • способствовать развитию речи учащихся, расширять словарный запас учащихся.
  • воспитывать эмоциональное отношение и интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики”, издательство “Просвещение”, 2011

Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Ребята, я сейчас прочитаю притчу, а вы постарайтесь оценить поступок мальчика.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Что вы можете сказать об услышанном?

- Почему взрослый человек сначала посчитал мальчика глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях, - делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

- Самостоятельно прочитайте рассказ В Осеевой “Печенье”, подумайте, какую нравственную проблему решает текст. (У каждого ребёнка лист с рассказом на парте)

Печенье

В.Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вовка и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба...

  • Выскажите свое мнение о поступках ребят.
  • Что чувствовали взрослые – мама и бабушка?
  • Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
  • Расскажите, как вы поступаете в таких случаях.

В ходе обсуждения дети делают вывод, что “альтруист” это понятие противоположное понятию “эгоист”.

Учитель ставит проблемный вопрос “Почему эгоистические поступки осуждаются, а альтруистические поощряются? Что такое альтруизм и эгоизм?”

II. Работа с текстом

Ученики обращаются к рубрике “Вы узнаете”, читают пункты рубрики и знакомятся с планом работы по тексту учебника.

Учитель предлагает ученикам, пользуясь соответствующим разделом найти ответ на вопрос “Что такое альтруизм?”, текст учебника подтверждает первоначальное предположение о полярности понятий “альтруизм” (от “альтер” - другие) и “эгоизм” (от “эго” - я)

Далее ребята работают в группах. Чтение разделов, связанных с понятиями “альтруизм” и “эгоизм”. Ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы, кажутся непонятным и (или) спорными. После прочтения дети задают вопросы.

Чтение следующего раздела “разумный эгоизм” учитель предлагает начать с вопроса “Какую иллюстрацию вы предложили бы для этого понятия? ”

III. Обсуждение информации.

Учитель предлагает детям соотнести слова “искренний”, “бескорыстий”, “симпатия”, “сочувствие”, “лень”, “себялюбие” с понятиями “эгоизм” и “альтруизм”. Дети делают вывод, что осуждается и поощряется в эгоистическом и альтруистическом поведении.

Работа с рубрикой “Вопросы и задания”. Коллективное обсуждение вопросов: “Можно ли назвать Золушку, Старика Хоттабыча альтруистами?”. В ходе обсуждения учитель способствует выделению детьми неоднозначности мотивов поступков этих сказочных персонажей, поощряет рассуждения и дискуссии, использует иллюстрации?

  • Искренне ли Золушка помогала сёстрам и мачехе?
  • Были ли ее поступи вызваны желанием помочь или Золушка выполняла тяжелую работу из сочувствия к своему отцу?
  • Хоттабыч выполнял свои желания или желания Вольки?
  • Сможете ли вы назвать чудеса, сотворенные джинном, ради других людей?

Обсуждая эти вопросу дети приходят к выводу, что в разных ситуация люди ведут себя по-разному.

Включение в обсуждение дополнительных фактов.

Дети работают с рубрикой “Мудрые мысли”. Учитель предлагает задуматься над высказываниями этой рубрики, поразмышлять, какие советы дают философы Плутарх, Цицерон, писатель С. Е. Лец. Учитель обращает внимание детей, что авторы этих высказываний жили в разные эпохи, Плутарх и Цицерон - мудрецы древности, а Лец – наш современник; изменилось ли представление людей об этих понятиях?

Выявление точек зрения

Коллективное обсуждение понятия “разумный эгоизм”. Обсуждение вопроса “Всегда ли альтруистическое поведение является правильным?”

IV. Опыт детей.

Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделятся примерами, ситуациям из своей жизни, нарисовать рисунки, когда они сталкивались с альтруистическим и эгоистическим поведением, что побудило их совершить тот или иной поступок, как каким последствиям это привело, пытаются дать оценку своим действиям.

V. Рефлексия

Выставка детских работ, по которым одноклассники смогут догадаться о каком варианте поведения хотел сказать автор.

Учитель использует прием незаконченного предложения, ученики продолжают следующие фразы “Я понял, что ...”, “Для меня осталось непонятым ...”, “Я задумался о ....”