Капустник. Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы (с элементами фольклорной тематики)

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

«Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна.
Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремёсла народа.
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания и комплексного изучения.
… Познавая, творчески оценивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Мудрость народной культуры помогает детям  сохранить и укрепить здоровье, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери)…» 

/Из выступления Р.П.Зверевой на Четвёртых Виноградовских чтениях «Дети и народная культура»/

Совместно с воспитателями и специалистами  в нашем  саду разработан проект «Внедрение основ народной культуры в современную жизнь подрастающего поколения»

Детей дошкольного и младшего школьного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, интонационно-речевое и трудовое творчество, календарно-обрядовые праздники.
Осенняя праздники и досуги – прекрасная возможность объединить русские традиции и обряды на посиделках, ярмарках, капустниках и вечорках.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных работах земледельцев осенью, об устройстве быта и  домашней утвари тех лет (+иллюстративный материал), о народном празднике «Капустница».

Сценарий осеннего праздника

Действующие лица:

Ведущий – взрослый.
Дети (одеты в русские народные костюмы): Хозяюшка, Козёл, Морковка, Репка, Картошка,  два Зелёных горошка, 4 молодца Зелёных огурца, Кабачок, Лучок, Редиска,  Петрушка, Укроп, Помидоры. Чипполино.

Атрибуты: листья, капуста-корыто-тяпка, платочки для танца,  музыкальные инструменты для оркестра.

Зал  оформлен соответственно теме праздника, часть центральной стены стилизована под русскую избу, украшена ветками калины, рябины и тополя.
Звучит русская народная музыка, дети с листьями в  руках заходят в зал и,  обойдя один круг (притопывая), встают в шахматном порядке.

Ведущий:

Сегодня у нас праздник
И праздник не простой.
Мы с осенью прощаемся
Красивой, золотой.

Ребёнок:

Замолчал скрипач-кузнечик,
Скрылся где-то от дождей.
Всё быстрей приходит вечер
И светает всё поздней.
Иней в ветках серебрится,
Спят деревья и кусты.
Улетают к югу птицы,
Небеса стоят пусты.

Дети:  /И.Мазнин/

1. Как, Осень, была ты красива!
Запомнился мне листопад,
Осенние гроздья  рябины
Огнём ярко-красным горят.

2. Прощаемся, Осень, с тобою,
Совсем уже зима.
Спасибо тебе за подарки,
За всё, что ты, Осень, дала.

3. Мы праздник сегодня устроим,
Осенние песни споём.
Капусты нарубим, посолим,
Гостей в детский сад позовём!

Ведущий:

Здесь не место хмурым лицам.
Пусть в осенний этот день
Танцевать и веселится
Никому не будет лень! /Н.Б. Караваева/

Песня «Радовалась Осень»  Автор Гольцова Е.Д.

(Дети проходят «змейкой», складывают листья и садятся)

Ведущий:

Очень танец ваш хорош,
Не хватает лишь галош.
Вы галоши надевайте,
Возле кочек поиграйте.

Проводится игра «Кто быстрее обежит кочку в галошах». (Детям раздают деревянные ложки и шапочки овощей)

В зал входит Хозяюшка

Хозяюшка:

Здравствуйте, ребята!
Осенняя пора щедра и богата.
Вот и сейчас осень послала к вам
Не ежа и заюшку,
А меня,– Хозяюшку!
Айда ко мне домой!
Будем петь и шутить,
Да капусту рубить.

Дети встают в круг друг за другом: мальчик-девочка.

Исполняется  р.н. песня «А я по лугу». (Ложки в конце исполнения собрать, перестраиваются в полукруг)

Хозяюшка:

Приглашаю всех друзей  к себе в огород,
А огород у меня, ох какой весёлый!

Дети встают на середину:

1. Хорошо на огороде
Поработать ясным днём!
Тёплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозём.

2. Сладко пахнет спелой сливой
И картофельной ботвой,
Мёдом белого налива
У меня над головой.

3. Всё поспело, всё созрело,
Щедрый будет урожай!
Здесь для всех найдётся дело,
Не ленись, да собирай! 

(Все замыкают круг, образуя большой огород-хоровод)

Хозяюшка:

Сегодня в нашем хороводе
Всё, что растёт на огороде.

Дети поочерёдно называют себя и делают шаг вперёд:

– Морковка, Репка и Картошка,
– Два зелёненьких Горошка,
– Четыре молодца – зелёных Огурца,
– Силач пузатый – Кабачок,
– Его сосед – дружок Лучок,
– Свёкла с Редискою подружкой
– Укроп с красавицей Петрушкой,
– Важные синьоры – Знайки -Помидоры.

Хозяюшка:

Вроде все,… а где ж капуста?
Без неё в тарелке пусто!
Раз Капусты не видать,
Нам Капустник не начать!
Ну-ка, песню запоём,
Куму в гости позовём!

Песня «Капуста»  Слова  И. Мазнина, музыка Л.Компанейца.

Появляется Капуста

Хозяюшка: (подходит к Капусте)

А вот и сама Капуста-кума!
Что ж, кума, ты опоздала?

Капуста:

Я наряды примеряла.
У меня их сто одёжек,
Да и те все без застёжек.
Не могу я удержаться –
Люблю очень наряжаться
Не зря я, огородница,
Зовусь большою модницей!  (демонстрирует свой наряд)

Хозяюшка:

Тебе, Кума, почёт и честь,
Но и других немало есть
Овощей разных: зелёных, желтых, красных.

Выходит Чипполино:  гр.№5

Я весёлый Чиполлино,
Вырос я в Италии,
Там, где зреют апельсины
И лимоны, и маслины, киви и так далее.
У отца детишек куча, шумная семья:
Чиполлето, Чиполлуча,  Чиполлото, Чиполлочьо...
И, конечно, я!

(К Чиполлино подходят дети-овощи, группа№5)

Прямо из Италии мы прилетели к вам.
Вот Помидор, Редисочка,
Лимон одет, как франт.
Фасолька, Тыква,  Вишенка  и Груша-музыкант!
Все раскланиваются, а Груша раздаёт детям музыкальные инструменты.

Груша или кто-то из детей:

На пароходе к вам приплыли,
Инструменты захватили.
Чтобы было  весело,
Мы вам сыграем песенку.

Ведущий: В исполнении «итальянских» музыкантов прозвучит «Неаполитанская песенка» композитора П.И. Чайковского (В конце дети кланяются и садятся на места)

Ведущий:

Капустник наш – весёлый праздник.
Нам нынче весело с утра.
Мы знаем  много игр и разных.
И вот сейчас у нас игра!
Но  сначала отгадайте загадку:
« С этим дядькой шутки плохи», –
Говорят индюшки, утки.
Если дядька хмурит брови,
Зайцу страшно и корове.   /Пугало/

Игра с пением  «В огороде Пугало» (Сб-к «Колокольчик» №30, 2003г.)

Считалкой выбирается Пугало.

Примеры:

1. Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.
Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.

2. Мальчик-с-пальчик нашёл стаканчик.
Стакан разбился, лимон покатился.
Стакан – лимон, выйди вон! И т.д.

Дети идут по кругу и поют:

В огороде Пугало, Пугало стоит.
Огурцы нам Пугало рвать с грядки не велит.
Мы тихонько подойдём и огурчиков нарвём…».

Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать, вас я буду догонять!

(Ребёнок в шапочке «Пугала» ловит детей, игра повторяется, но уже с новым пойманным водящим).

Выходит Хозяюшка:

Полно попусту шуметь,
Не пора ли песню спеть?

Песня с танцевальными движениями «Никанориха» (Сб-к «Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста»  Авторы: С.И. Мерзлякова, Е.К. Комалькова)

Дети идут по кругу, припевая:

1. Никанориха  гусей пасла, запустила в огород козла.
Никанориха  ругается, а козёл-то улыбается.
расхаживает в центре круга и улыбается, потом танцует со всеми вместе.
Проигрыш – танцуют на мел р. н.песни «Подолянка»
1 движение: «ковырялочка» – 2р, – с правой и с левой ноги, руки на поясе;
притопы с поворотом вправо-влево.
2 движение:  взявшись за руки, идут в круг и из круга,  притоптывая.
2. А козёл капустку белую жуёт,
Бородой своей козлиною трясёт.
Проигрыш – танцуют.
Повторяют 1 куплет + танец и в конце поднимают руки вверх.
В конце исполнения кто-то из детей обращается к козлу:

3. – Ты нас, Козлик не бодай, лучше с нами поиграй!

Подвижная игра: «Шёл Козёл по лесу»

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу
Искал себе принцессу, принцессу, принцессу – идут, останавливаются в круге
Давай, козёл попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – выполняют движения по тексту
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Козёл: У-уу! Забодаю! (Дети разбегаются).

Хозяюшка:

Ох и грозен ты, брат.
Напугал всех ребят!
Как тебя усмирить…
Может быть, покормить?

Капуста:

Любят детишки мои кочерыжки.
Пусть посмотрит огород,
Как Капуста листья вьёт.

Игра «Вейся, вейся, капуста моя!»

После игры Кума-Капуста встаёт рядом с Хозяюшкой

Козёл: Ме-е-е! А что делать мне?

Хозяюшка:

Скучать не придётся, и тебе дело найдётся:
Капусту рубить, чтоб в пирог положить.

Даёт Козлу деревянное корыто с тяпочкой.
Козёл начинает рубить капусту, могут помочь и другие ребята
Капусту рубят в корыте и угощают всех.
Ведущая объясняет для чего нужно рубить капусту – это начинка для пирогов.

Спрашивает детей, что ещё добавляют в начинку и для чего.