Организация работы по здоровьесбережению учащихся в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости.

Плохое здоровье младшего школьника – причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

В настоящие время состояние здоровья учащихся школ имеет тенденцию к ухудшению. Многие ученые, исследующих эту проблему свидетельствуют, что примерно у 90% учащихся обнаружены различные патологические изменения. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.

Сегодня не только медицина должна заниматься вопросами сохранения здоровья детей, но и возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Знание здоровьесберегающих технологий и умение применять их в учебном процессе – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя начальных классов. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления, учащихся на уроках. У учащихся развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений. Путь решения проблемы лежит в развитии содержания образования, адекватных образовательных форм и технологии. Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. И в связи с этим целью школы является создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к обучению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.
Использование здоровьесберегающих технологий актуально на протяжении всего младшего школьного возраста, так как обеспечивает школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирует у него необходимые знания, умения, навыки, дети учатся  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Внедряя элементы здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, выделяю следующие цели:

  • сбережение и укрепление здоровья учащихся;
  • формирование у них установки на здоровый образ жизни;
  • создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
  • создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Урок-главное поле реализации принципов здоровьесбережения. Забота о здоровье подводит  меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: урок-игра, урок-соревнование, конкурсы, экскурсии. В нашей школе стали традиционными проведение Дней здоровья, спортивных эстафет, посещение бассейна.   На уроках я выбираю упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, нахождения различий, объединения в целое – это гимнастика ума, развивающие и подвижные игры. Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки». Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика,  гимнастика для пальцев, гимнастика для глаз, упражнения для снятия статического напряжения, эмоциональный настрой на уроке, различные виды рефлексии, дорожка здоровья.

Зарядка для глаз

(На доске висит изображения кошки с зажмуренными глазами)

На меня вы посмотрите,
Глазки так же вы сожмите.
Повторите десять раз –
Станет зорче видеть глаз.
Будем кошке подрожать,
Глазки будем закрывать.

Эмоциональный настрой на уроке «Рисуем настроение»

На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка (в течение минуты).

С первого года обучения ребята ознакомлены с выполнением точечного массажа для  профилактики простудных заболеваний, упражнений для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. На протяжении всего урока необходимо следить за посадкой детей. Но следует помнить, длительное  поддержание прямой посадки приводят к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешать учащимся менять положение тела во время урока. Не следует забывать менять местами учеников, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Для развития у младших школьников мотивационных основ сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья, был разработан «Дневничок-Здоровячок». На страницах «Дневничка-Здоровячка» содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Содержание «Дневничка-Здоровячка»  используется для индивидуальной и коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы дома. В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), упражнения для здоровья. Каждый учащийся придумывает флаг страны здоровья, девиз и т.д.

Таким образом, изложенные выше материал показывает, что в модернизации образования  применение здоровьеразвивающих технологий у учащихся, повышается  двигательная активности на занятиях, развивается  познавательный  интерес, острота зрения, мелкая моторика. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.