Кинотренинг как форма работы социально-психологической службы в рамках Декады психологии

Разделы: Школьная психологическая служба


«Добро существует там, где его постоянно творят»

Владислав Гжещик

Социально-психологическая служба ежегодно проводит Декаду психологии, в рамках которой организовываются тематические кинотренинги. В этом году была выбрана тема добра, потому что современное общество испытывает в этом дефицит. Нам не хватает толерантного отношения друг к другу, эмпатии, особенно это проявляется в детской среде.

В суете сует мы часто забываем о высшем назначении человека – искать истину и творить добро. Ведь добро – это благо для другого, умение понять и по возможности помочь.

По одной восточной легенде давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Перед человеком всегда стоит выбор – сказать правду или промолчать, идти вверх или вниз, а может вернуться обратно и начать все сначала…

Задача социально-психологической службы не только сопровождение учебно-воспитательного процесса, но и создание условий, в которых дети научатся делать выбор, основываясь на духовно-нравственных ценностях, побуждающих человека к развитию и самосовершенствованию.

Учащиеся, особенно подросткового возраста, с трудом могут описать то, что они ощущают в той или иной ситуации. Достаточно трудно разобраться со своими проблемами, если не можешь определить, что ты чувствуешь к человеку, что испытываешь в определенной ситуации, как относишься к пережитому событию. В процессе кинотренинга ученик присоединяется к одному из киногероев, наделенному схожими эмоциональными переживаниями и чувствами, смыслами и желаниями. Проживая ситуацию, ребенку легче изучить своё «Я», осмыслить поступки и скорректировать свои действия.

Цели кинотренингов могут быть различные, но основная – внутриличностные изменения, направленные на осознание ответственности за собственные действия, что в результате приводит к формированию гармоничной личности учащегося.

Мы проводим кинотренинги на протяжении многих лет, однако в последние годы заметили значительную тенденцию роста количества детей, которых увлекают моменты «action» (действия) с негативной окраской эгоизма, цинизма, отрицания добра, что мешает осмыслению затронутых проблем в фильмах. Приведем пример одного из высказываний учащегося: «… Я не люблю людей. Они все злые, корыстны, эгоистичны, используют других людей и везде ищут выгоду. Недобрые всегда будут недобрыми. Человека не перевоспитать…».

У многих детей отсутствует потребность сочувствовать,сострадать всему живому и сущему, т. е. культуры чувств. Дети не умеют «трудиться душой», высказывать и понимать собственные чувства, стесняются сопереживать, так как считают это проявлением слабости.

Как же научить подростков видеть проблему, понимать её и найти выход?!

Во время проведения кинотренинга нам приходилось чаще задавать наводящие вопросы детям, останавливая просмотр фильма, акцентировать их внимание на проблеме и анализировать её, формируя эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций, мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Эмоциональнаяотзывчивостьэтоспособность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции людей рядом с вами.

В процессе кинотренинга у большинства детей выработались и закрепились навыки эмоциональной отзывчивости, а также изменились стереотипы поведения: «Я думаю, что недобрые люди нуждаются в добре больше всего. Как правило, недобрый человек, это тот, с кем произошло что-то не очень хорошее в жизни, с ним обошлись так, что он потерял веру в доброту. Я верю, что все люди рождаются с добрым сердцем и добрыми мыслями. И лишь какие-то ситуации или люди (их действия) ведут к потере этого чувства. И добрые люди – это люди, которые получили больше доброты, больше любви, или же те, кто смогли справиться с темными и неприятными ситуациями. С другой стороны, мне кажется, нельзя делить людей на добрых и злых, всё зависит от ситуации, от настроения, и вообще, в мире не найдется ни одного злого человека, который к кому-то не испытывает добра. А добрый человек, порой, испытывает к кому-либо злобу. И, по сути, добрые поступки могут для кого-то быть добром, а для кого-то злом. Конечно, люди должны делать добро, но оно должно быть от чистого сердца…».

Старшеклассникам были показаны фильмы, которые способствуют формированию значимых ценностных ориентаций Гарри Бардина «Адажио» и гражданской позиции «Эксперимент 2. Волна».

По мультипликационному фильму Гарри Бардина «Адажио» на музыку Т. Альбиони ученикам было предложено написать эссе, что является одной из форм подготовки к ЕГЭ. Сочинения на редкость оказались интересными и разноплановыми. Они были написаны как в прозе:

«После просмотра этого ролика я поняла, что в данном случае люди подобны друг другу во всём, они не воспринимают тех, кто мог бы не походить на них. Они готовы уничтожить того, кто идёт против определённой и давно установленной системы. Уничтожить того, кто хочет сохранить в себе своё «Я», кто не в силах изменять своим принципам и жизненным ценностям. Как правило, у таких людей должна быть огромная сила воли. Не каждый из нас способен противостоять толпе и выдержать её натиск. Гарри Бардин в своём мультфильме показывает нам дальнейшую реакцию и поведение толпы…», так и в стихотворной форме:

«Они черны, как смерть и тени,
Они все масса, стадо, сброд.
Жизни особых жрут без лени,
И имя этим существам – народ.

Средь жижи Светлый появился,
Взором все окинули его.
И он к народу обратился,
Чтоб подарить душевное тепло.

Но встретили его недобро,
Показав свою агрессию и злость.
Вцепились в бедного как кобра,
Пожирая человеческую плоть.

Он умер, а затем воскрес
Как феникс он восстал из пепла.
У черной массы интерес
Возник… И вера в божество окрепла,

Но появился вновь один,
Не верит в Светлого, как масса.
Опять среди булыжников рубин
И не доступна ему жизненная трасса».

В фильме «Эксперимент 2. Волна.», основанном на реальных событиях, затрагиваются вопросы, которые актуальны и в наше время. Учитель гимназии проводит эксперимент, призванный показать, как легко можно манипулировать массами и как за короткое время может быть установлена диктатура, которая в последующем приводит к национализму, экстремизму...

При проведении кинотренинга с учащимися обсуждались понятия автократии (диктатуры), причины возникновения диктатуры, типы личности диктаторов, исполнителей, оппозиционеров.
Кинотренинг подтвердил, что выбранная тема актуальна и своевременна, так как её обсуждение прошло накануне событий на Украине, поэтому изучение этих понятий значимо, так как в процессе дискуссии у детей формируется активная жизненная и гражданская позиция, ребята становятся политически грамотнее. На главный вопрос «Возможна ли диктатура в современном обществе в нашей стране?» нами были получены следующие ответы:

«…Нет, потому что у нас сильная демократическая власть…»
«…Нет, потому что народ, который пережил ВОВ 1945 года, понимает, к чему это может привести, что мы увидели и в просмотренном фильме «Эксперимент 2. Волна»
«…Да, она у нас уже была (диктатура пролетариата)…»

Работая над кинотренингом, мы еще раз убедились, что добро существует там, где его постоянно творят. Многие люди боятся думать, что мир можно изменить. Они привыкли к тому, что есть и не хотят ничего менять, «поднимают лапки», и тогда – проигрывают… Надо внимательно смотреть на людей, защищать их, потому что они не всегда знают сами, что им нужно. Это шанс починить что-то сложное, это – как бы «ремонт человека»». Этим и занимается наша социально-психологическая служба.