Лекарственные растения (из «Детской энциклопедии»). Внеклассное чтение. Н.И.Сладков «Лесные сказки»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание условий для формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

Задачи урока:

  • Способствовать овладению учащимися осознанным, правильным, беглым и выразитель­ным чтением.
  • Развивать у учащихся речь, творческое и воссоздающее воображение, ассоци­ативное мышление, память, желание к самостоятельному чтению.
  • Через творчество писателя Н.И. Сладкова прививать интереса к чтению, воспитывать любовь к малой родине, чувства гордости за великих людей нашей Родины, эмоционально откликаться на прочитанное, способность сопереживать героям.

Предварительная работа: чтение и инсценирование произведений Н.И. Сладкова, ознакомление с творчеством Э.Грига; изучение образа жизни и повадок диких животных; работа над смысловым понятием цитат о роли книги, чтения философа А.И. Герцена, французского писателя Д.Дидро и чешского педагога Я.А.Каменского; экскурсия в школьную библиотеку, работа с энциклопедиями, разучивание «Вторая речь Демосфена»; работа в «Дневниках юного читателя»; формирование навыков самооценки и взаимооценки в «Личный еженедельник для первоклассника».

ХОД УРОКА

1. Мобилизующий этап

– Урок литературного чтения. И начать я его хочу с загадки:

Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга.)

– Правильно, главной героиней нашего урока будет

КНИГА

2. Целеполагание

Давайте вспомним, что в своё время написали два великих человека для всей нашей планеты Земля – это писатель, философ Александр Иванович Герцен: (комментирование слов обучающимися хором)

и чешский педагог Ян Амос Коменский:

– Кто мне напомнит, почему, несмотря на то, что А.И.Герцен, который жил почти 150 лет назад, Я.А.Каменский, который жил почти 350 лет назад, сочинения их не утратили своего значения и до настоящего времени?
– Что вы помните, о фамилии Герцен? (Он носил фамилию, придуманную отцом.) – Что она означает?

– А мы знаем, что сердце – это главный … (орган человека). И продолжительность нашей жизни зависит от его … (здоровья). И, как мы уже неоднократно на многих уроках говорили, оно должно быть развито и физически, и нравственно. – Оправдала ли фамилия Герцен надежду отца? – И каждый из нас должен нести ответственность за свою фамилию, имя, которые мы носим. – Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? – Почему она осталась прежней?
(Каждый из нас осознаём недостаточность имеющихся знаний) – Что поможет нам в конце урока добиться прекрасных результатов? (Дружба, активность всего классного коллектива, творческое воображение, мышление, осознанное, правильное, беглое и эмоциональное чтение). Помните! Я ваши ответы не исправляю, предлагаю это сделать самим вам. Значит, на уроке просто необходима взаимопроверка и взаимоконтроль.

3. Речевая разминка

(В руках каждого ребёнка зеркальце)

– А для того, чтобы наша речь красиво звучала во время урока, проведём речевую разминку. – На этом этапе нам поможет «Вторая речь Демосфена».
– Напомните мне, какой для себя вывод сделал великий Афинский оратор? (Как много красоты придает речи выразительность, чёткость и ясность дикции)

Внимание, плавно вдохнём,
Вширь разведём плечи.
Я чувствую с каждым днём
Улучшение речи.
Радость свою я нашёл. Радость так велика.
Я говорю хорошо.
Речь моя легка.
Всё, что хочу я сказать,
Я до конца говорю.
Смело при этом в глаза,
В чужие глаза я смотрю.
Мой речевой аппарат
Так хорошо укреплён.
Работает, как автомат,
Точно и мерно он.
Созвучие радостных слов
Жизни хочу я дарить.
Мой лозунг – всегда готов,
Всегда готов говорить!

4. Закрепление пройденного

– Скажите, как называются книги, которые стоят на выставке?
– Давайте, вспомним, что такое энциклопедия и какова её роль?

– Эти книги принесли пользу уже нескольким поколениям людей.

Вывод: Мы опять доказали правоту слов философа А.И. Герцена о роли книги. (СОЗВУЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ)

5. Работа с «Букварём», стр.147.

Чтение «цепочкой» «Лекарственные растения» (Из «Детской энциклопедии») – При чтении необходимо помнить слова Я.А.Каменского.

Беседа по прочитанному.

6. Устный опрос

– Ответить одним словом. О чем говорится в тексте?
– Как иначе можно назвать лекарственные травы? (Целебные – полезные, способствующие излечению, сохранению здоровья.)
– Почему они так называются?
– К какой группе (флора или фауна) они будут принадлежать?

флора фауна
шиповник  
подорожник  

7. Выборочное чтение

– Прочитайте предложение, где говорится о пользе шиповника. – В ваших семьях используют шиповник?
– Прочитайте предложение, где говорится о пользе подорожника. – Почему он так назван?
– Как вы думаете, с какой целью этот рассказ напечатали в «Букваре»? Вывод: Прав был А.И. Герцен, говоря о роли книги?
– Как вы думаете, важно помнить слова Я.А.Каменского?

8. Минута отдыха (релаксация)

– Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. – А расслабиться я предлагаю под музыку норвежского композитора Эдварда Грига. – Какие картины родились в вашем воображении во время отдыха? – Это произведение Эдварда Грига «Утро. Утро в лесу».

9. Внеклассное чтение

– И следующий этап нашего урока мы посвятим заочному путешествию …
– Куда? Вы скажите сами после того, как проанализируете титульный лист книги, которая лежит у каждого из вас на столе.
– Место нашего путешествия?
– Автор?
– Какие произведения И.Н.Сладкова вы уже знаете?
– Если забыли их названия, можете обратиться к «Читательским дневникам»

Автор Название произведений Страницы Герои произведения
1 И. Н.Сладков «Лесная хатка» с. 45 дровосеки – бобры
2 И. Н.Сладков «Земля» с.105 наблюдатель – воронёнок
3 И. Н.Сладков «Лесные мастера» с.111 Бельчонок, Дятел, Барсук, Паук, Оляпка, Бобр

– К какому жанру отнесём эти сказки?

– Сегодня мы остановимся на «Лесных сказках» Н. И. Сладкова. А чтобы нам не было скучно, мы на урок пригласим гостей. Первыми к нам пожаловали речные жители – это Окунь и Налим.
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

флора фауна
шиповник окунь и налим
подорожник  

В настоящее время налим занесён в «Красную книгу».
– Давайте подслушаем их разговор.

10. Театрализованное представление. Н.И.Сладков «Окунь и Налим»

Проверка осознанности восприятия произведения

– О каких чудесах говорили наши гости? (Жизнь зимой, даже под толстым слоем льда, продолжается)
– Докажите правильность своих ответов словами из сказки.
– Книги Н.Сладкова – книги встреч, знакомств и открытий. Следующими нашими гостями будут птицы – Сорока и Оляпка. Сороку каждый из нас имеет возможность увидеть, а вот с оляпкой мы познакомимся при помощи видеофильма «Оляпка – водолаз»

11. Просмотр видеофильма «Оляпка – водолаз»

– А сейчас давайте слушаем, о чём беседуют наши гости Сорока и Оляпка, и ответим на вопросы:

  • Зачем оляпка купается в полынье ?
  • Что спасает её перо от намокания?
  • Почему птичка не тонет?

12. Театрализованное представление. Н.И.Сладков «Сорока и Оляпка».

Проверка осознанности восприятия произведения.

– К какому жанру отнесём эту сказку?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

флора фауна
шиповник окунь и налим
подорожник сорока и оляпка

– Понравились вам «Лесные сказки» Н.И.Сладкова?
Всю жизнь Н.И.Сладков защищал природу, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, учил детей любить окружающий мир, видеть необыкновенное в природе своими глазами. И об одном таком чуде он рассказал в сказке «Заяц и Полёвка».

13. Самостоятельное чтение сказки Н.И.Сладкова «Заяц и Полёвка».

Проблемный вопрос: Что вас удивило во время чтения сказки?
Проверка осознанности восприятия произведения.

– К какому жанру отнесём эту сказку?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

флора фауна
шиповник окунь и налим
подорожник сорока и оляпка
  заяц и полёвка

– Что вас удивило после прочтения сказки?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

флора фауна
шиповник окунь и налим
подорожник сорока и оляпка
брусничка, манжетка, земляничка, одуванчик заяц и полёвка

– Эти растения тоже лекарственные.
– Как вы думаете, откуда Полёвка об этом знает? (Зимой живёт в норке, под снегом)
– Скажите, с одинаковой интонацией в голосе ведут разговор наши герои? (Заяц – сожалеет, Полёвка – весело, уверенно)

14. Чтение сказки по ролям

– Сегодня мы прожили замечательные минуты с прекрасными представителями флоры и фауны. Ребята, вам просто необходимо понять, что жизнь, растительность и животный мир — основа существования самого человека. О творчестве Сладкова говорили:

«Три основных мотива проходят через все произведения Сладкова, тесно переплетаясь между собой, – мотив любви к природе, ее познания и защиты: «В лес пойдешь –кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает». – Если вам понравилось наше путешествие, то сможете совершить его самостоятельно, читая книги Н.И.Сладкова.

15. Выставка книг Н.И.Сладкова.

Надеюсь, что в ваше сердце проник сегодня тот лучик света и любви к природе, который делает человека патриотом своей Родины. Возможно кто-то из вас станет писателем и напишет не менее интересные и занимательные рассказы. И ваши произведения послужат многим поколениям, которые будут жить после вас.
Давайте ещё раз вспомним слова Александра Ивановича Герцена: «Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить…»

– Сегодня мы прожили замечательные минуты с героями прекрасных произведений Н.И.Сладкова. Сам писатель говорил: "Каждая полянка в лесу, каждая низинка и каждый бугорок не просто полянка, низинка, бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные. Благоприятно влияя друг на друга"

– Через несколько минут закончится наш урок. . Вспомним ход урока и проанализируем свою деятельность. Результаты отразите в «Личных еженедельниках для первоклассника»

– Скажите, вы справились с поставленными в начале урока задачами?
– Я хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке.