Жизнь на разных материках. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цель урока:

  • Образовательная: формировать представления и знания об особенностях природы материков Земли, уметь объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни; познакомить учащихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов; начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.
  • Развивающая: показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков; дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.
  • Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта мира, политическая карта мира, портреты путешественников, глобусы, учебные карточки для индивидуальной и групповой работы, иллюстрации животных, мультимедийный проектор, рабочие тетради.

Методы и формы:

  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Термины и понятия:

  • Новый Свет, эндемики.
  • Номенклатура:
  • Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Крайний Север, Таймыр.

Имена:

  • Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.

Справочно-информационный материал:

1492-1498 г.г. Х. Колумб Экспедиции – открытие островов Карибского моря, Побережья Южной Америки.
XVII век Абел Янсзон Тасман Открытие острова Тасмания
1770 г. Джеймс Кук Открытие восточных берегов Австралии
1500-1502 г.г. А. Веспуччи Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки.
1799- 1804 г.г. А. Гумбольдт Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд
1819г. М.П.Лазарев Открытие Антарктиды
  Ф.Ф. Беллинсгаузен  
XIX – XX в.в. П.Семенов-Тян- Шанский, Исследование Центральной Азии
  Н.Пржевальский  

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

1. Беседа.

- Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок: урок – путешествие.

Каждой группе дано задание побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их растительным и животным миром, узнать о редких обитателях материков и результаты занести в информационные карты урока, которые находятся у вас на партах.

2. Работа с физической картой мира и глобусами.

- Посмотрите на физическую карту мира и глобусы, которые стоят у вас на партах и скажите, сколько нам понадобится таких экспедиций и почему?

- Назовите их (материки)

3. Создание команд.

Слово учителя: Мы с вами уже изучали горы, равнины, реки, озера материков. А сейчас наша задача изучить растительный и животный мир и рассказать о них более подробно.

- Ребята, сейчас вы просмотрите видеофрагмент о редких растениях материков.

- Слушая материал, записывайте представителей материков в таблицу.

Внимание на доску, просмотрим видео фрагмент

№ п/п Название материка Растительный мир Животный мир
1. Австралия    
2. Африка    
3. Южная Америка    
4. Северная Америка    
5. Антарктида    
6. Евразия    

- Вы все разделены на 3 группы, каждой группе были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения о редких животных материков.

- Первая группа получила задание подготовить материал по таким материкам, как самый большой и самый маленький материк. Какие это материки? (Евразия и Австралия). Что вы можете сказать об этих материках, можно ли их сравнить? ( Далее сообщения учащихся Приложение1 )

- Вторая группа также получила задание подготовить материал по двум другим материкам, которые соединены небольшим участком земли. (Панамским перешейком). Какие это материки? (Северная и Южная Америка) Что вы можете сказать о них? (Далее сообщения учащихся Приложение 1)

- Третья группа получила задание подготовить материал по материкам, которые считают самым жарким и самым холодным. Какие это материки? ( Африка и Антарктида). Что интересного и загадочного вам известно об этих материках? ( Далее сообщения учащихся Приложение1 )

По ходу сообщений показывается презентация с очертаниями материков и их редкими и исчезающими обитателями и заполняются таблицы.

4. Физминутка

Собери фрукты:

Наклонившись вправо и влево от своего стула, ребята собирают фрукты, собрав с земли, приступают к сбору фруктов с деревьев. Собранные фрукты складывают в корзину на середину стола.

III. Этап закрепления новых знаний.

1. Работа в тетрадях:

(музыкальное сопровождение: голоса птиц, шум моря)

Внимательно прослушав информацию о животных и растениях материков, используя рабочие тетради, выполните задание №1 С.69,с помощью учебника определите, на каких материках обитают эти растения и животные. Укажите стрелками.

2. Игра “Животное заблудилось” 

Ребята, животные заблудились, давайте вместе поможем им найти свое место обитания. (На доске физическая карта мира, названия и картинки животных.)

У каждого учащегося карточка с названием животного; отправьте своего животного на нужный материк, если вы ответили верно ,на карте материков загорится синий цвет, если неверно-красный, за верный ответ поставьте плюс в своей карте урока.

3. Рубрика: “Знаете ли вы?”

Ребята, совсем недавно в нашей стране проводились олимпийские игры. Символом этих игр являются олимпийские кольца, которые раскрашены в разные цвета.

Как вы думаете, что символизируют эти кольца и почему раскрашены именно этими цветами?

Вот и ваши карточки с названием животных имеют цвет, который символизирует название материка.

4. Тест.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

5. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

4. Взаимопроверка. (На полях своей карты поставьте оценку за выполнение теста)

На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-в,

3. Итоговые вопросы

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?

- Природа каких материков очень сходна? (Северная Америка и Евразии)

А сейчас я хотела бы , чтобы вы продолжили фразу:

Сегодня на уроке для меня было интересным............

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Прочитать параграф в учебнике “Жизнь на разных материках” с.123-128, выполнить задания 1,3 и 5 из рубрики; (Проверь свои знания), в рабочих тетрадях выполнить задания 2,3,5.с.70-71.

Подать учителю дневники для выставления оценок.

Карта урока.

Приложение 1

Редкие животные Евразии

Современный мир меняется с невообразимой скоростью и это относится не только к жизни людей, но и к жизни животных. Многие виды животных исчезли уже навсегда с лица нашей планеты, и нам остается лишь изучать, какие представители царства зверей населяли нашу планету.

К редким видам относятся животные, которым не грозит в данный момент времени исчезновение, но встретить их в природе довольно трудно, как правило, они обитают на небольших территориях и в небольшом количестве. Такие животные могут исчезнуть, если условия их обитания изменятся. Например, если изменится внешний климат, пройдёт стихийное бедствие, землетрясение или ураган, или случится резкая смена температурных условий и пр.

В Евразии к таким животным относятся:

Амурский тигр – один из наиболее редких представителей мировой фауны, который включён в Красную Книгу как находящийся под угрозой полного исчезновения. Распространён на юго-востоке России и считается самым северным и крупным видом тигров. Сокращение мест обитания под влиянием хозяйственной деятельности человека, а так же интенсивное истребление этих хищников привело к тому, что в начале текущего столетия число тигров достигло критической отметки. И уже к концу 30-х годов их осталось всего 50. Однако после принятых мер по охране, сейчас численность амурского тигра колеблется в пределах 400 особей

Редкие животные Северной Америки

Американская летяга - этот маленький чудо-летун обитает в Северной Америке от Канады до Мексики. Предпочитает хвойные или смешанные леса с высокими деревьями. Именно верхушки крон – дом летяги. На землю они спускаются очень редко.Это  ночное одиночное животное. Только зимой, когда температура воздуха опускается слишком низко, впадает в спячку. Они объединяются в группы примерно по 30 особей и забираются в дупло, грея друг друга. Но в 2010-2011 годах численность этих крошечных грызунов начала сокращаться с невероятной скоростью, главным фактором влияющим на это оказались нестабильные погодные условия. Сейчас их количество не дотягивает до 2000 особей.

Флоридская пума – самый редкий вымирающий вид пумы. Её численность насчитывается всего в 5-15 особей. Флоридская пума обитает в лесах и болотах южной Флориды. Причиной её почти полного вымирания, в основном, стало осушение болот, а так же спортивная охота, ради очень красивого и ценного меха. Работа над восстановлением численности пум уже идет, но приручить такое дикое и гордое животное очень непросто.

Редкие обитатели Австралии

Утконос - водоплавающее млекопитающее. Наиболее любопытное его качество — это то, что оно обладает вместо обычного рта утиным клювом, позволяющим ему питаться в иле, как птицам”. Длина тела утконоса 30—40 см, хвоста — 10—15 см, весит он до 2 кг.  Это скрытное ночное полуводное животное, населяющее берега небольших рек и стоячих водоёмов Восточной Австралии, В настоящее время их популяция считается сравнительно стабильной, хотя из-за загрязнения воды и деградации среды обитания ареал утконоса становится все более мозаичным. Утконос  защищен законами, действующими на всей территории Австралии. 

Длинноносая ехидна -обитает на территории Новой Гвинеи. Длинноносая ехидна- одно из самых примитивных млекопитающих на планете. Это млекопитающее, которое откладывает яйца, как крокодил, долгое время считали вымершим, пока в 2007 году ученые не обнаружили несколько особей этого вида. В настоящее время известно около 30 плодящихся пар.

Австралийские коалы оказались на грани исчезновения. Исходя из этого, данный вид животных был классифицирован как уязвимый вид. Было установлено, что количество коал резко сократилось. Причиной такому резкому сокращению послужило несколько причин, среди которых, далеко не последнюю роль отыграли дорожно-транспортные происшествия и нападения собак. До прибытия в Австралию британских колонистов в 1788 году, этих сумчатых животных насчитывалось более чем 10 миллионов. В настоящее время, этот показатель уменьшился до 43000 тыс. особей. 

Редкие животные Африки

Окапи — редкое парнокопытное животное из семейства жирафовых. Окапи действительно, на первый взгляд, очень похожи на лошадей. Но ноги и шея несколько удлиненны. На задних ногах и крупе причудливые черно-белые полоски, как у зебры, что делает животное необыкновенно удивительным. Увидеть окапи мечтают многие. Поскольку Конго – это единственное место на Земле, где обитают окапи, а их отлов для зоопарков невозможен по причине их большой чувствительности на смену обстановки, то мечта любителей природы остается недостижимой. Всего лишь 20 питомников в мире могут похвастать наличием столь редкого животного. По самым приблизительным оценкам, окапи насчитывается всего лишь 10-20 тысяч особей.

Горные гориллы – проживают в густых тропических лесах на востоке Демократической республики Конго. Не смотря на их грозный вид и немалые размеры – это очень общительное и мирное животное. Однако хищническое уничтожение браконьерами, стихийные бедствия, уничтожение естественной среды обитания, передающиеся от человека болезни и большое желание цирков заполучить хотя бы одну гориллу, могут навсегда уничтожить оставшиеся 720 особей, которые так нуждаются в нашей защите.

Редкие обитатели Южной Америки

Голубой ара – это вид попугаев больше не встречается в дикой природе Бразилии. Последний живший на воле самец исчез в 2000 году. До этого в середине 90-х годов предпринимались попытки внедрения особи самки, но эта птица погибла. Причина исчезновения является облегчённый отлов попугаев, так как они годами используют один и тот же маршрут полёта, африканские пчёлы, которые заселили все пригодные для гнездования дупла, а так же вырубка деревьев. 30 особей голубого ара сейчас обитают в неволе. А надежда, что когда-нибудь удастся вернуть этих птиц в дикую природу, довольна призрачна.

Редкие обитатели Антарктиды

Суровая и царственная, таинственная и манящая, Антарктида имеет очень ограниченный по видовому разнообразию животный мир. Представители местной фауны заселяют приморскую полосу материка и обитают в прибрежных водах. Здесь они не имеют особой конкуренции ни за территорию ни за пропитание , и вымирание обитающим здесь видам не грозит. Самые яркие представители фауны антарктиды:

Морские леопарды – разновидность тюленей, ареалом обитания которых являются субантарктические районы Южного океана.. Тело животных имеет гладкую, обтекаемую форму, дающую возможность беспрепятственно скользить в толще океанических вод со скоростью до 40 км/ч. В рацион питания этих животных входят теплокровные позвоночные, в том числе молодые тюлени и пингвины.

Тест

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

5. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

Ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-в,