Конспект занятия по теме «Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, предложениях. Аппликация жука из спичек» (индивидуальное логопедическое занятие для ученика 1-го класса)

Разделы: Логопедия


Цель занятия: автоматизировать  произношения звука  Ж в слогах, словах, предложениях. Выполнить аппликацию жука из спичек.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить  правильное  произношение  звука [Ж] в слогах, словах, предложениях с опорой на зрительное и слуховое восприятие, на кинетические ощущения;
    • корригировать и развивать слуховое восприятие;
    • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
    • развивать творческое  и  логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
    • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
  • Образовательные:
    • повторить сюжет сказки Г.Х Андерсена «Дюймовочка»;
    • закрепить знания про букву Ж, соотнести звук Ж с буквой;
    • формировать навыки чтения;
    • расширять словарный запас;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к занятиям;
    • воспитывать самостоятельность;
    • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, опрятность;
  • Здоровьесберегающие:
    • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
    • соблюдать правильную посадку ребёнка;
    • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    • соблюдать режим охраны зрения;
    • закрепить правила техники безопасности при работе с клеем, бумагой;
    • чередовать статистичекие и динамические задания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, диск с мультфильмом «Дюймовочка», образец работы, бумага, клей, спички, салфетки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Оргмомент Педагог показывает слайд на презентации и предлагает прочитать девиз занятия Ребёнок составляет из слов предложение: «У нас сегодня всё получится» Организовать ребёнка. Настроить ребёнка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
2. Проверка домашнего заданя Педагог проверяет домашнее задание, даёт наклейку за чётко произнесённую скороговорку. Ребёнок рассказывает выученные дома стихи и скороговорки со звуком Ж Выяснить, насколько скорригировано произношение звука

3. Актуализация знаний

Педагог предлагает ребёнку посмотреть отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и ответить на вопросы
– Отрывок какой сказки ты увидел?
– Кто автор этого произведения?
– Кого встретила Дюймовочка?
– Как ты думаешь, почему гостем нашего занятия стал жук?
Ребёнок смотрит отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и отвечает на поставленные вопросы Привлечь внимание и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия
4. Сообщение темы урока Педагог сообщает что на занятии мы продолжим выполнять речевые упражнения, будем развивать речь и приготовим подарок для жука Ребёнок читает тему урока на слайде. Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении звука Ж
5. Пальчиковая гимнастика Логопед предлагает выполнить упражнения пальчиковой гимнастики «Пальцы дружная семья» Ребёнок выполняет упражнения. Развивать мелкую моторику
6. Закрепление артикуляции звука Ж Логопед предлагает вспомнить какое положение занимают губы, зубы, язык при произнесении звука Ж. Просит дать характеристику звуку, соотнести с буквой Ж Ребёнок уточняет артикуляцию звука: губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик  широкого языка поднят вверх. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук согласный, твёрдый, звонкий, обозначается буквой Ж Развитие артикуляционной моторики.

Повторить артикуляцию звука Ж, вспомнить его характеристику, и в чём особенность звука  (всегда твёрдый)

7. Игры со звуком Логопед предлагает игры:

1.«Большой – маленький»

Флаг – флажок
Снег – снежок
Берег – бережок
Друг – дружок
Сапог – сапожок

2.«Один – много»

Чиж – чижи
Стриж – стрижи
Морж – моржи
Этаж – этажи

3. «Заменить первый звук»

Лук – жук
Зал – жал
Дать – жать
Печь – жечь
Билет – жилет

4. «Закончи фразу с помощью картинок»

Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа)
Жу-жу-жу – рыбу мы дадим ... (моржу)
Жди-жди-жди – осенью идут … (дожди)
Жан-жан-жан – мама жарит… (баклажан)

5. «Придумай свою чистоговорку»
Например: Жи-жи-жи – в нащем доме этажи

Ребёнок выполняет задания с опорой на слайды: словообразование, измени первый звук, закончи чистоговорку, опираясь на картинку, придумай свою чистоговорку Автоматизировать звук в словах.
Формировать навыки словообразования множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы слов. Развивать фонематический слух, заменяя первые звуки в словах. Работать над словарным запасом, подбирая слова, чтобы закончить фразу.
Развивать фантазию, творческое мышление, сочиняя свои чистоговорки.
8. Работа над скороговоркой Логопед предлагает выучить скороговорку про жука
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Над ромашками кружу!
Ребёнок заучивает скорговорку артикуляционно, шёпотом – медленно, шёпотом – быстро, громко – медленно, громко – быстро. Автоматизировать звук, работая над скороговоркой. Развивать память.
9. Динамическая пауза «Поиграем с ёжиком» Речедвигательная ритмика Логопед предлагает ребёнку выполнить движения со словами со звуком Ж, проговаривая чистоговорки. Ребёнок выполняет упражнения вместе с педагогом Закрепить правильное произношение звука в чистоговорках. Развивать общую моторику, координировать речь с движением.
10. Практическая часть Логопед предлагает ребёнку выполнить аппликацию жука из палочек. Уточняет какие материалы потребуются для работы.
Напоминает детям правила техники безопасности, которые надо соблюдать при выполнении работы.
Анализирует технику выполнения работы.
Ребёнок рассматривает образец жука из спичек.

Читает на слайде правила техники безопасности, объясняя смысл прочитанного.
Анализирует пошаговое исполнение работы и выполняет работу самостоятельно.

Развитие мелкой моторики при работе со спичками.
Воспитание интереса к занятиям,
Самостоятельности, усидчивости, аккуратности, трудолюбия, опрятности.
11. Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка Педагог предлагает ребёнку вспомнить, какие задания он выполнял на занятии, что больше всего ему понравилось.
Затем оценивает работу ребёнка и клеит ему наклейку на выполненную аппликацию.
Ребёнок вспоминает все задания, которые он выполнял на занятии, уточняет правильную артикуляцию звука Ж Обобщить тему занятия. Развивать память.
12. Домашнее задание Педагог предлагает ребёнку домашнее задание по пройденной теме Ребёнок получает домашнее задание Закрепить пройденную тему  во время домашних заданий