Интегрированное занятие для детей старшей группы «В мире эмоций и сказок»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • воспитательные: учить понимать различные чувства, эмоции людей и сказочных персонажей; развивать интерес к сказкам; воспитывать желание их слушать, понимать глубокий смысл;
  • образовательные: обучать приемам сочинения конца сказки; формировать умение анализировать, обобщать, прогнозировать, используя методы ТРИЗ.
  • развивающие: развивать навыки фантазирования и творческие способности; развивать эмоциональную сферу ребенка, учить выражать чувства сказочных героев с помощью мимики, жестов; развивать речевую интонационную выразительность.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок “Колобок”, “Муха-Цокотуха”, “Тараканище”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мойдодыр”, “Красная Шапочка”, “Путаница”, “Гуси-лебеди”, “Терешечка”, “Василиса Прекрасная”.
  • Беседа “ Наши эмоции”.
  • Дидактическая игра “Чувства и эмоции”.
  • Заучивание физкультминутки “Колобок”.
  • Игры по ТРИЗу “Хорошо – плохо”, “Если бы я был...”, “Пятиэкранка”.

Ход

Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы пришли в детский сад? А сейчас какое у вас настроение? Какого цвета ваше настроение? На что похоже ваше настроение? Давайте обозначим своё настроение на нашей радуге. (Дети прикрепляют свои индивидуальные символы на нарисованную на ватмане “Радугу настроения”, рассказывая, почему у них то или иное настроение).

Воспитатель: Ребята, а что такое радость? Как вы понимаете это чувство? Когда вы испытываете радость? (Ответы детей). Я бы очень хотела, чтобы вы всегда были веселыми, никогда не грустили. И сегодня мы вместе будем создавать отличное настроение. Ребята, вот вы сказали, что испытываете радостные чувства, когда вам читают сказки. А какие ваши самые любимые сказки? Тс-с-с... Не говорите, пожалуйста, а зашифруйте название сказки с помощью геометрических фигур. А мы попробуем отгадать. (Дети зашифровывают название своих любимых сказок с помощью геометрических фигур; пытаемся разгадать, у кого какая сказка зашифрована).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, с раннего детства вы слышали сказки. Когда были совсем маленькими, вам их рассказывали взрослые. И вы переживали разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Грусть, радость, страх, удивление, спокойствие, усталость). А я вам предлагаю сосредоточиться на этих картинках и назвать, какие эмоции здесь изображены. (Дети работают).

Воспитатель: В сказках герои тоже переживают различные чувства и эмоции. Посмотрите на тень сказочных героев и отгадайте, из какой они сказки. А какие чувства и эмоции они переживали? (Изображения старика и репы, Золотой рыбки, Алладина и Джинна, Сестрицы Аленушки и братца Иванушки и т.д.).

Воспитатель: А попробуйте отгадать мою любимую сказку.

- Эта сказка русская народная. Что это значит? (Ее придумал русский народ).

- Эта сказка плохо заканчивается.

- Главный герой был любопытным и неосторожным существом.

Не догадались еще, что это за сказка?

- Одна из героинь сказки была голодна, чтобы поесть, говорила сладким голосом, хвалила кого-то, терпеливо слушала его песенку, притворялась, что плохо слышит. Догадались? Что это за сказка? (Сказка “Колобок”).

Воспитатель: А кому еще нравится эта сказка? А знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта – грустно. Мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса взяла его и съела! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец этой сказке, чтобы Колобок мог спастись. Давайте и вы придумаете. Но вначале вспомним приключения Колобка. (Показываю рисунок Колобка). Что это такое? (Показываю “пятиэкранку” по ТРИЗу). На что это похоже? Здесь 5 экранов и такой рисунок называется “пятиэкранкой”. Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить вверх и вниз, а здесь еще и в стороны. (Помещаю Колобка в центральную клетку).

1. И вот лежит Колобок на окошке, остывает. (Дорисовываю ставни к прямоугольнику).

2. Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его испекла бабушка?

3. Теперь Колобок едет вверх. Где он был вначале сказки?

4. Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?

5. И что же с ним произошло потом?

Воспитатель: Ребята, а почему же в сказке Лиса захотела съесть Колобка? Какой он был? (Вкусный, румяный, аппетитный, гладкий, с приятным запахом). А мы же с вами не хотим, чтоб она его ела? Может, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, неаппетитным – Лисе его есть не захочется. Не правда ли? А как Колобок может стать невкусным? Придумайте! (Посыплет на себя соль и станет соленым. Обваляется в песке. Залезет в грязную лужу. Прокатится через муравейник. Покатается под елками, иголки прилипнут – станет колючим).

Воспитатель: Вот, если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его тогда Лиса или нет?

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. (Упражнение “Если бы я был Колобком).

Проводится физкультурная минутка “Колобок”.

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок!
(руки вверх)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, знаю, вы такие артистичные! Я вам предлагаю поднять настроение с помощью этюдов. Нужно будет отгадать, что это за сказка и кто ее автор. (Дети по очереди выступают: рассказывают отрывки наизусть, используя мимику, жесты, голосовые возможности речевого аппарата).

Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь: Ку-ку-ре-ку!!!
(К.Чуковский, “Путаница”).

Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
(К.Чуковский, “Муха-Цокотуха”).

– Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это, чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Это, чтобы лучше слышать, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Это, чтобы лучше видеть тебя, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- Это, чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!!!
(Ш.Перро, “Красная Шапочка”).

Он рычит, и кричит и усами шевелит:
“Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу! Не помилую!”
Звери задрожали, в обморок упали.
Волки от испуга скушали друг друга.
(К.Чуковский, “Тараканище”).

“Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!”
(К.Чуковский, “Мойдодыр”).

“Как выскочу, как выпрыгну-
Пойдут клочки по за улочкам!”
(Русская народная сказка “Заюшкина избушка”).

- Сяду на пенек, съем пирожок!
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
(Русская народная сказка “Маша и медведь”).

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (зарычал страшным голосом Михайло Иваныч).
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (сказала Настасья Петровна).
- Кто сидел на моем стульчике и сломал его? (пропищал Мишутка.)
(Русская народная сказка “Три медведя”).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Замечательно передавали эмоции героев. Можно вам теперь и в театре играть разные роли! А сейчас прошу вас отгадать загадку:

Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят. (Баба-Яга).

Воспитатель: А в каких сказках живет Баба-Яга? (“Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Василиса Прекрасная”, “Терешечка”).

А вы знаете, почему ее так зовут? (Нет). Название “Баба-Яга” произошло от древнего слова “ягать”, то есть кричать, ругаться. Какие поступки чаще всего совершает Баба-Яга? (Плохие, злые, недобрые, вредные). Она всегда мечтала помолодеть. Вот мы ей в этом сейчас и поможем. Нужно раскрасить портрет Бабы-Яги, изменить прическу, наложить макияж, дорисовать украшения.

(Игра “Визажисты”. Выполняется коллективная работа. Дети работают под спокойную музыку).

Воспитатель: Теперь в сказочном лесу Бабу-Ягу никто не узнает. Такая она стала красавица! И в этом ей помогли вы, ребята!

Дети, а какие мультфильмы вам нравятся? Какие эмоции вы испытываете, когда смотрите телевизор? А смотреть телевизор - это хорошо или плохо? (Хорошо – показывают любимые мультики; плохо – портится зрение. Хорошо – можно многое узнать; плохо – показывают страшные фильмы, и дети будут бояться, и т.д. Метод ТРИЗ, игра “Хорошо-плохо”).

Воспитатель: Дети, а какие эмоции вы испытываете, когда вас ругают, говорят неприятные слова? А когда хвалят, произносят приятные слова? (Ответы детей). Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру “Комплименты”. (Дети передают сердечко по кругу друг другу, говоря о своем соседе что-то доброе, светлое, произнося приятные слова.)

Воспитатель: Ну, что же, ребята, мы хорошо сегодня провели время. У вас прекрасное настроение? Я надеюсь, что вы навсегда останетесь такими добрыми, веселыми, замечательными. Давайте споем песню М. Пляцковского “Если добрый ты” и потанцуем. (Дети вместе с воспитателем исполняют песню, танцуют. После второго куплета педагог пускает мыльные пузыри. Ребята танцуют, кружатся, смеются).

Воспитатель: Ну, что же, ребята, прошу вас обозначить свое настроение на радуге. Давайте посмотрим, какое настроение стало у тех детей, которые в начале нашей встречи скучали, и у которых было плохое настроение. Надеюсь, что вы редко будете грустить, и у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам за приятно проведенное время. Я вас очень всех люблю!