Открытие, изучение и преобразование Земли

Разделы: География


Учебник: Т.П Герасимова, Н.П. Неклюкова География начальный курс М., Дрофа 2013.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников, учебники, заранее подготовленные карты: Представление о мире по Эратосфену 3 век до н.э.

Представление о мире по Птолемею 2 век н.э.

Цели и задачи урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Ученик должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, работать с текстом, искать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам, сравнивать объекты, явления, события по заданным критериям, выделять главное.

Задачи:

  1. Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
  2. Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету - география.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объяснение нового материала.

1. Эвристическая беседа “Что я знаю об изучении Земли в прошлом?”

- как представляли мир древние люди.

- какие имена великих путешественников вы знаете

- какой вклад они внести в изучение земли?

В ходе беседы уч-ся актуализируют знания полученные в 5 классе на уроках природоведения, вспоминают ранее изученный материал.

3. Задания для самостоятельной работы уч-ся.

- для слабых уч-ся прочитать текст параграфа и ответить на вопросы теста (тест включает 12 вопросов направленных на развитие умений работать с текстом учебника, анализ и отбор информации.)

- для средних уч-ся задание прочитать текст учебника и составить таблицу (развивает умение работать с текстом, искать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам, сравнивать объекты, явления, события по заданным критериям, выделять главное).

путешественник Время путешествия маршрут открытия
  5 век до н.э    
Пифей      
      Описание Индии, Китая
  1492    
Васко да Гама      
    Кругосветное путешествие  
      Открытие Антарктиды

- для сильных уч-ся: Даны старинные карты (представление о мире по Эратосфену 3 век до н.э и Представление о мире по Птолемею 2 век н.э)

Установите названия земель, известных грекам

Названия на карте Эратосфена Современные названия
Остров Альбион  
Остров Йерне  
Пролив геркулесовых Столбов  
Понт Эвксинский  
Остров Тапробан  

Последовательно рассматривая содержания карт по плану:

1. соотношение воды и суши на старинных картах

2. разделение суши на части

3. разделение океана на составные части и вопрос о его единстве, уч-ся анализуруют, как изменялись представления о поверхности Земли в древности.

Проведенный анализ старинных карт покажет ученикам, что путь развития представлений о поверхности Земли вовсе не прям: превзойдя Эратосфена в точности и подробности показа обитаемой суши. Птолемей утратил важнейшее достижение – представление о единстве Мирового океана, утерял правильные представления о соотношении воды и суши.

Ответы занесите в таблицу.

4. Подведение итогов урока о значимости имен и вклада ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли. Оценки за выполненные работы

5. Домашнее задание. пар 1 прочитать ответить на вопросы.

Дополнительное задание для любителей географии (оформить на двойном листе с рассуждениями и доводами, опираясь на изученную литературу дома)

- во время плавания на север в 326 г.до н.э. Пифей достиг обитаемой страны Туле, где

“...нет более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морское легкое, где земля, море и вообще все висит в воздухе, и там невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле.”

Попробуйте определить, что это за земли. Используйте любые источники информации