Сайт как элемент среды, стимулирующей навыки креативного мышления и интеллектуального развития студентов в процессе изучения физики

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Классное руководство


Ситуация на момент начала проекта

При поступлении в колледж абитуриенты выполняют задания входящего контроля по физике при обработке результатов которого выявляются негативные тенденции, влияющие на результат обучения в дальнейшем. Особенно чувствуется несформированность вычислительной культуры, отсутствие навыков самоконтроля и самоорганизации учебной деятельности, при этом существующие теоретические знания как бы оторваны от практики, и главное-наблюдается устойчивая тенденция “неумения” решения задач и как следствие негативное отношение к занятиям, требующим самостоятельной мыслительной деятельности.

Объект и предмет проекта

объект проекта:

  • Развитие основных компетентностей, снятие факторов утомления в процессе дисциплины физика.

предмет проекта:

  • Создание креативной информационно–образовательной среда дисциплины физика через использование современных методов обработки информации.

Целевая аудитория проекта

  • Студенты первого года обучения и участники кружка “Физикон” Чебоксарского электромеханического колледжа.

Тема проекта

  • Развитие основных компетентностей, усиление интереса к изучению физики и уменьшение факторов утомляемости на занятиях студентов первого года обучения в Чебоксарском электромеханическом колледже на основе создания электронного информационного ресурса по физике.

Тип проекта

  • Среднесрочный, групповой, направленный на развитие компетенностей и креативного мышления в процессе изучения физики.

Проблема и потребность целевой аудитории.

  • Проблема: Противоречие между оторванностью теоретических знаний от практики при низком уровне базовой школьной подготовки, сказывающееся на решении традиционных задач и необходимостью развития коммуникативной и социальной компетентностей в практической деятельности студентов на занятиях по физике.
  • Потребность целевой аудитории: Снижение факторов утомляемости, научиться проявлять навыки коммуникативной и социальной компетенций в процессе обсуждения путей решения поставленных задач нестандартными методами.

Актуальность проекта

Согласно Концепции модернизации российского образования интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность выражается в компетентностном подходе к учебному процессу, что находит отражение в планировании занятий, таким образом, чтобы помимо развития деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, происходило воздействие на мотивационную и эмоционально-волевую сферу. Естественно, что интеграция процессов воспитания и обучения происходит более активно и результативно, через использование современных технологий в процессе преподавания различных учебных дисциплин и физика, в том числе не исключение.

Появление Интернета, а также множества других электронных и цифровых ресурсов, поставило ряд новых вопросов. Некоторые студенты используют Интернет в качестве главной альтернативы традиционным литературным источникам. В этом контексте они сталкиваются с проблемами происхождения, точности и достоверности найденного материала. Качество информации, содержащейся в книгах, журналах и других видах печатной продукции, раньше обеспечивалось благодаря различным факторам: уважаемым издателям, имеющим признанные академические заслуги авторам, рекомендованным тьюторами текстам, расходами на библиотеки, призванным предоставить доступ ко всем необходимым материалам. Однако в отношении Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют.

Существование тенденции потери интереса и сложности действий при использовании традиционных методов обучения, что в дальнейшем приведет к потере интереса к предмету и неуверенности самостоятельно изменить ситуацию в целом.

В то же время применение нестандартных методов вызывающих, благодаря новому пути подачи информации, эмоциональный отклик способно повлиять на повышение интереса и появление стремления к разрешению предложенных ситуаций. В дальнейшем появляется возможность варьировать сложность заданий.

Образ будущего

  • выходной контроль по окончании первого курса показывает хорошие качественные результаты;
  • навыки решения поставленных задач успешно применяются на профессиональных дисциплинах;
  • усиление интереса к заданиям повышенной сложности;
  • сформированное умение отстаивать свои методы при групповой работе;

Цель проекта

  • Создание условий для формирования основных компетенций студента и преподавателя в креативной информационно – образовательной среде образовательного учреждения, в рамках электронного общедоступного ресурса, способствующего формированию креативного мышления, помогающей студентам в развитии эстетического восприятия, инициативных и познавательных способностей. Тем самым снизить факторы утомляемости студентов и повысить уровень усвоения материала в изучения физики.

1 Введение

Планируя учебные занятия необходимо учитывать, что студенты, поступающие, даже на одну специальность и в одну группу имеют как разную базовую школьную подготовку, информационную культуру, интеллектуальный и общекультурный уровень, различную социальную среду. Следовательно, целевые ориентации на которые должна быть направлена деятельность преподавателя: использовать средства, позволяющие обучаемым осознать себя, свое место в мире, научиться понимать окружающих; проводить “самостроительство” критически оценивая имеющиеся сведения, поступающую информацию, творчески подходить к решению возникающих ситуаций и задач. Соответственно возникает необходимость формировании отрефлексированной установки на творчество. Креативная информационно – образовательная среда – необходимое условие существования творческой личности, деятельность которой направлена на создание оригинальных моделей собственного бытия и саморазвития самой себя и окружающего мира. Не последнюю роль в воспитании специалистов с хорошо развитой информационной культурой играет использование технологий инфографики в учебном процессе и внеурочной деятельности по физике.

Осуществление личностно-ориентированного обучения предполагает наиболее активное использование образовательных ресурсов Интернет, гипертекстовых электронных учебников. Создается открытый и свободный доступ к информации, предполагающий создание единого информационного пространства, предоставляющего равные возможностей всем пользователям к получению доступа к информационным ресурсам, которое создаст возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получить необходимую ему информацию.

Предполагается использование различных технологий с целью интеграции обучения и воспитания, взяв за основу исследовательскую деятельность и метод проектов с использованием технологии модерации. Предполагается использование метода презентационных технологий, что влияет на развитие креативного мышления и творческой инициативы обучаемых, развитие проектного мышления (мышление, способное использовать знания будущего) как необходимой составной части системы общего образования, развитие коммуникативной культуры в проектной деятельности.

Характерной чертой преподавания дисциплин естественнонаучного плана является структурированние учебно-методических материалов, создание обучающих мультимедийных комплексов. Соответственно информационный ресурс, создаваемый нами, призван решать такие методические задачи, как: выравнивание знаний по базовому курсу; формирование информационной культуры; развитие интеллектуальных способностей обучаемых, рефлексии.

2 Инфографика

В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций, и графики в целом считается актуальным, эффективным и выразительным для большинства источников информации большинства источников информации: газет, учебников, инструкций и их электронных аналогов. Это связывают с тем, что все больше людей ориентированы и легче воспринимают зрительные образы (визуалы) – изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени – текст. Таким образом, можно сделать вывод о процессе формировании цивилизации, ориентированной на визуальные образы. В своем крайнем проявлении этот процесс приводит к “клиповому мышлению”, для которого характерна поверхностная и упрощенная обработка визуальной информации. Стремление потребителей разного уровня к быстрому получению первичной информации, сканирование пользователями больших информационных блоков без тщательной проработки, предпочтение изображений или мультимедиа-объектов тексту – это фактически сложившаяся ситуация, которую следует учитывать при создании информационных и образовательных ресурсов.

На основании проводимого нами исследования в группах Вычислительного отделения ЧЭМК выяснилось, что по способу восприятия информации среди студентов преобладают визуалы (см. Приложение 1). Тест был взят с Официального психологического портала России. Тест и методика обработки результатов представлены в Приложении 2.

Инфографика способствует координации ресурсов внимания, используя способы управления, основанные на привлечении или захвате внимания. Это позволяет в хорошем смысле манипулировать когнитивными процессами с целью повышения эффективности, а, значит, эргономичности работы с информацией, что имеет особое значение для образовательных ресурсов.

3 Майнд-карты

Инфографичные объекты — это первый элемент среды, формирующей креативное мышление. Движение мысли в процессе формирования материала, знакомства с проблемой способны напрямую отражать майнд-карты, которые являются прекрасной визуализацией сложных технических объектов или явлений (технологии, конструкции и даже их концепций, вариантов и т.д.). Введение в образовательный процесс метода интеллект-карт направлено на удовлетворение наиболее значимых потребностей – развития когнитивных возможностей обучаемых, т.е. способностей воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать, сохранять и воспроизводить их в той или иной форме. В основе концепции интеллект-картирования лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие.

Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
  • умение структурировать знания; умение осознанно и свободно осуществлять смысловое высказывание устно и письменно; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельная выработка алгоритмов деятельности направленная на решение творческих и поисковых проблем.

А также осуществлять:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;

В дальнейшем обучаемый может использовать техники майнд-мепа в следующих ситуациях:

  • в процессе обучения: смысловое запоминание элементов курса, конспектирование лекций и подготовка к экзамену, во время сдачи экзамена при этом ясно выделяются понятия, вызывающие затруднение, выполнение рефератов, курсовых, диссертаций, подготовка презентаций для семинаров и конференций;
  • в будущей профессиональной деятельности: систематизация своей работы и самоорганизация, организация планирования дел на различных временных промежутках (год, месяц, неделя, день), принятие решений в процессе генерирования новых идей через мозговой штурм, разработка сложных проектов, презентации проектов, постановка задач перед подчиненными, организация и контроль бизнес – процессов, планирование стратегического развития компании;
  • в повседневной жизни: планирование дел и мероприятий (поход в магазин, поездка за границу, встреча с друзьями и т.п.), соотносительно временным промежуткам (неделя, день), принятие решений бытового уровня (Приобрести или нет? Выполнить или нет? и т.п.), запоминание нужной информации об окружающих: фамилий, имен и отчеств людей, их телефонов и т.п., принятие решений об обучении детей, планирование отдыха (релаксация);
  • в процессе саморазвития: самоанализ (Я+Я), поиск направлений изменения своей жизни, формирование и коррекция привычек , работа над формированием уверенности в себе , избавление от страхов, баланс жизненных задач, гармонизация отношений , целеполагание , стратегическое планирование, формирование ресурсных состояний, анализ отношений с окружающими (Я + ОНИ) и изменение отношений, подготовка и проведение публичных выступлений, поиск модели для подражания, осознание своей миссии в этом мире (Я + МИР), определение путей духовного развития, размышления на религиозные, философские и другие духовные темы, медитация, сознательное творчество.

3 Фрактальная модель

Более высокий уровень внедрения в учебный процесс инфографичных объектов это ознакомление обучаемых с фрактальным описанием объектов и привитие навыков работы с такими объектами.

Фрактальная модель — вершина организационных структур, обладающая колоссальным потенциалом. Вооружившись ею, можно приступить к осуществлению любых ваших планов. К тому же эта модель демонстрирует потрясающую живучесть в абсолютно любой среде, как в упорядоченной, так и в хаотической. С помощью теории фракталов стали объяснять эволюцию галактик и развитие клетки, возникновение гор и образование облаков, движение цен на бирже и развитие общества и семьи.

Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Использование фрактальных моделей ныне колоссально, они во многих случаях потеснили традиционные математические модели, применяемые в физике. Разветвления трубочек трахей, нейроны, сосудистая система человека, извилины берегов морей и озер, контуры деревьев — это все фракталы.

Необходимо создавать реальные возможности для стимулирования развития любознательности обучаемого. Среди таких стимулов можно выделить возможность удовлетворить свое любопытство через широчайшие возможностям глобальной сети Internet, осуществляя доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), обращение к интерактивным базам данных информационных, культурных, и научных центров, энциклопедиям, словарям. Соответственно мы создали учебный электронный модуль, позволяющий познакомить обучаемых с понятием фрактала, применением фрактальных моделей в различных областях деятельности человека, позволяющий решать простейшие задачи по генерированию фрактальных моделей как 2D, так и ознакомления с 3D фракталами, позволяющий проверить свои знания в области геометрии и физики фракталов. Применение этого модуля поэлементно на занятиях в аудиторной работе и в работе с группой наиболее одаренных студентов в полном объеме модуля вызвало повышенный интерес по изучению дополнительных информационных ресурсов и программ генерирующих 3D фракталы, способных создавать анимационные проекты и писать фрактальную музыку.

4 Создание арт-объектов

Отдельно стоит остановиться на создании арт-объектов на основе изучаемых понятий физики. Естественно детально рассматривается практическое применение изучаемого материала в производственных процессах, но вполне возможно практически в каждой теме дисциплины физика выделить элементы материала на основе которых можно создать арт-объекты для использования их в обыденной жизни, например, в оформлении интерьера, что помимо необходимого более глубокого усвоения материала будет иметь положительное воздействие на эмоциональную сферу обучаемых. При этом имеет смысл провести структурную связь - инфографичный объект, майнд-меппинг проекта, особенно если он выполняется группой студентов (мозговой штурм через майнд-карту), фрактальная модель, 3D объект, созданный своими руками. Примером таких объектов могут быть панно из выращенных самостоятельно кристаллов, компоновка которых идет через фрактал дендрита. Иллюстрация материалов с заданными свойствами - изготовление мыла в домашних условиях с нужным цветом, запахом, текстурой и формой, которая создается по законам карвинговых деформаций, с использованием фрактала жидких кристаллов.

5 Практическая часть

Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов учителей, так и отдельных учителей и учащихся.  Создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей и пр.

6 Содержание ресурса

Главная страница содержит основные рубрики сайта отражающие основные направления деятельности студенческого сообщества, в помощь аудиторной и самостоятельной работе, основные новости о пилотных версиях проектов и исследовательских работ, успехи и достижения участников конкурсов членов кружка.

Раздел Учебные материалы создан в помощь студентам первого года обучения по физике. Представленные материалы являются частью электронного УМК студента.

Раздел Книги. Подборка литературы для применения в учебном процессе, расширяющие кругозор по предмету. Литература, призванная помочь в процессе самовоспитания личности.

Раздел Фильмы. Сопровождение изучаемых программных вопросов по физике. Дающие возможность дополнительной визуализации учебной информации и способствующие расширению кругозора.

Раздел Конкурсы. Отражающий творчество студентов. Информация о новых конкурсах, конкурсных работах, впечатления участников конкурсов.

Раздел Майнд-карты. Отражение внедрения инфографики в нашу жизнь. Содержит примеры результатов майнд-мэппинга из различных отраслей знаний, важную информацию в концентрированном виде. Майнд-карты студентов, составленные в ходе аудиторных и самостоятельных занятий.

Раздел “Занимательный фрактал” содержит информацию об элементах фрактальной геометрии, нелинейной динамики, доступное изложение возможностей фрактального описания понятий естественных наук, психологии, экономики, литературы, сознания человека.

Раздел “Двое из ларца” представляет собой цикл сюжетов из домашней мастерской “Двое из ларца”, в которых мы в увлекательной форме даем рекомендации по изготовлению описанных ранее объектов, проводим предварительные тренировки соревнований по карвингу, росписи по стеклу, рисованию на песке и других не менее увлекательных занятий. В процессе проведения, которых мы достигаем поставленные цели и формируем креативно подготовленную личность специалиста.

Раздел “Физикон”. Страница для членов кружка. События. Планы, Награды. Все что составляет жизнь кружкового сообщества.

Раздел Классные часы. Все что может пригодиться для учебы, здоровья, общего и интеллектуально развития и самосовершенствования. Интересные ссылки, техники, встречи с разными людьми.

Раздел Портфолио. Информация о деятельности и достижениях преподавателя, успехи студентов для которых преподаватель научный руководитель и куратор.

Раздел “Очарованный кварк”. Виртуальное кафе в котором можно представить, обсудить свои произведения любого жанра-стихи, картины, фотографии, рассказать о том, что зацепило, поездки по миру.

7 Заключение

Таким образом, реализация возможностей учебно-методического комплекса через сайт с применением описанных средств визуальной коммуникации дает двойной эффект – управление и стимуляцию мыслительной деятельности обучаемого, и второй, не менее важный, – развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности, что является основой среды, стимулирующей креативное мышление и интеллектуальное развитие студентов.

Ресурс создает возможности для формирования универсальных компетенций у обучаемых и формирует четкую организацию работы студентов. Он позволяет контролировать различных работ, в том числе рефератов, отчетов, эссе и позволяет давать мотивированное разъяснение по-поводу используемых информационных систем, способов организации формы отчета, соблюдение авторских прав, при этом является общедоступным электронным ресурсом. Отличной реализацией подобной организации могут служить общедоступные электронные ресурсы.

Данный ресурс создает все условия для эффективного формирования профессиональных компетенций в рамках естественнонаучного цикла, в связи с чем преподаватель получает возможность усилить интегративную составляющую всех участников образовательного процесса; повысить качество образовательного процесса; оценить деятельность обучаемых в рамках компетентностного подхода, тем самым повысить эффективность учебной деятельности обучающихся одновременно создавая условия для развития гармонично развитой личности, способной адаптироваться к требованиям современного рынка труда.