Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников при переходе на стандарты второго поколения в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной природе, к родной речи – задача первостепенной важности...(Д.С. Лихачев).

Одна из главных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать всё происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – “высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации”. Мы знаем, что развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения нравственности и духовности, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью на земле.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, обращению к “ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам”, которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие.

Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. Учителя знают, что современные дети мало читают. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.

В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Ведь вырасти человеку образованным и гуманным помогает знание своего прошлого. На первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы играет развитие его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации. Русский человек – патриот с поэтической душой.

Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций.

Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках “педагогики сотрудничества”. Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.

Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Мои ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, создают проекты, помогают природе (делают кормушки и скворечники для птиц); принимают участие в творческих конкурсах и выставках.

Совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Классные часы: “Воинам-интернационалистам посвящается!”, “На могиле героя”, “Поклонимся великим тем годам!”, “Дети войны”, “Память в наших сердцах”, посещение ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны, поздравления и концерты для них, беседы с сельчанами помогают детям вырасти добрыми, честными, преданными, отзывчивыми и любящими людьми. Они никогда не обидят маленьких, всегда помогут в беде, не навредят друзьям нашим младшим, помогут пожилым людям. Ведь иногда просто выслушать человека — может решить многое в жизни.

Нужно помнить, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени последовательно для расширения ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (патриотизма, совести, долга, ответственности, гражданственности);

- нравственного облика (кротости, терпения, милосердия, незлобивости);

- нравственной позиции (с готовности к преодолению жизненных испытаний, способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви );

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности и послушания).

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье и здоровью.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Приоритетным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Мы все должны знать, что работа в школе — это большой и нелёгкий труд. Ежедневно и ежечасно мы, учителя, думаем о том, как воспитать наших детей добрыми, отзывчивыми, честными и справедливыми. Только тот, кто любит всей душой свою родину, свой народ, природу, детей, тот беззаветно предан школе.

Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, которого будут любить.