Дидактический материал к урокам литературы в 11-м классе по теме "Серебряный век русской поэзии"

Разделы: Литература


З а д а н и е. Докажите, что стихотворение К. Бальмонта принадлежит поэтическому направлению – символизм, а стихотворение А.Ахматовой – иллюстрация акмеизма.

  • Назовите ключевые слова, тему стихотворений.
  • Опишите отношение лирического героя к миру, его чувства.
  • Назовите художественные средства. В чём их особенность?

К. Бальмонт

Ландыши, лютики, ласки любовные,
Ласточки лепет, лобзанье лучей.
Лес зеленеющий, луг расцветающий.
Светлый, свободный журчащий ручей.

День догорает, заря загорается.
Шёпотом, ропотом рощи полны.
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны.

Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной луны переменчивый лик.
Радость безумная, грусть непонятная.
Миг невозможного. Счастия миг.

А. Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины ярко-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу,
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Творчество И.А. Бунина

З а д а н и е 1. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина “Собака”.

  • Определите настроение стихотворения. Почему поэт выбирает именно такие выразительные слова?
  • Определите тему стихотворения и его главную мысль.

Собака.

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На мётлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих – и думаешь... Мы сами
Томим себя – тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студёной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как Бог, я обречён
Познать тоску всех стран и всех времён.
1909г.

З а д а н и е 2. Прочитайте стихотворение “Сквозь ветви”.

  • Почему именно об осени пишет поэт?
  • Что такое осень? Какие мысли волнуют поэта?
  • Какие художественные средства помогают создать образ осени? Какие ассоциативные образы возникают?

Сквозь ветви.

Осень листья тёмной краской метит:
Не уйти им от своей судьбы!
Но светло и нежно небо светит
Сквозь нагие чёрные дубы,
Что-то неземное обещает,
К тишине уводит от забот –
И опять, опять душа прощает
Промелькнувший, обманувший год!
1903-1905 г.г.

Серебряный век русской поэзии

З а д а н и е. Определите, к каким поэтическим течениям относятся отрывки из стихотворений поэтов Серебряного века. По какому или каким признакам вы это узнали?

  • Жарбог! Жарбог!

Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей.
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.

  • Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки,
Где свежесть утренней звезды,
Где спят нешепчущие реки.
Я призываю вас в страну,
Где ни печали, ни заката,
Я посвящу вас в тишину,
Откуда к бурям нет возврата.

  • Цветов и неживых вещей

Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат пестры на чернозёме.

  • Плачу. Мне жалко света дневного.

Времени прялка вновь начинает вить
Нить
Веретена рокового.
Время белые кони несут:
В окна грива метельная просится;
Срок бесконечных минут
В неизбежность уносится.

  • В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно. Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена –
Точно лапы паучные.точно мех ягуаровый.

Творчество М.И. Цветаевой. Анализ стихотворения

З а д а н и е.

  1. Найдите в стихотворении М. И. Цветаевой ключевые слова и словосочетания. С их помощью расскажите о лирическом сюжете этого стихотворения, о чувствах и переживаниях лирического героя.
  2. Определите тему и идею стихотворения.
    1. Найдите средства художественной выразительности:
      лексические средства – выразительные слова;
    2. средства иносказания – тропы;
    3. художественный синтаксис;
    4. звукопись.
  3. Как художественные средства помогают автору в создании образов?
  4. Ваши мысли и чувства? Актуально ли это произведение?

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца,-
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! – у тебя останешься – ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого что мир - твоя колыбель и могила – мир!
15 августа 1916 года.

Ранняя лирика А.А. Блока

З а д а н и е. Прочитайте предложенные стихотворения А. Блока.

  • Опираясь на ключевые слова, тему, идею, настроение стихотворений, докажите, что ранняя поэзия А. Блока – это поэзия символизма.
  • Как в этих ранних стихах отразился романтический мир поэта?
  • Какие средства художественной выразительности помогают создать поэту свой мир?
Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.
29.01.1901 г.
Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. – Меня не зови.
Я и сам уж давно ворожу.
От тяжёлого бремени лет
Я спасался одной ворожбой
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.
Ворожбой полонённые дни
Я лелею года, - не зови...
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной тёмной любви?
01.06.1901 г.

 

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце – надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далёкая,
Но различить – не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
16.08.1901 г.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовёшь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце – надежды нездешние,
Кто-то навстречу – бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

Творчество В.Я. Брюсова

Карточка № 1

З а д а н и е. Прочитайте стихотворения.

  • Выпишите слова и словосочетания, при помощи которых автор рисует картины окружающего его мира.
  • Выпишите эмоционально-оценочные лексические средства, характеризующие внутреннее состояние лирического героя.
  • Как элементы звукописи и синтаксиса помогают понять состояние души лирического героя?
Первый снег.

Серебро, огни и блёстки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.

Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новыми святым.

Всё кончено...

Эта светлая ночь,
эта тихая ночь,
Эти улицы узкие, длинные!
Я спешу, я бегу,
убегаю я прочь,
Прохожу тротуары пустынные.

Я не в силах восторга
мечты превозмочь.
Повторяю напевы старинные.
И спешу, и бегу, -
а прозрачная ночь
Стелет тени,
манящие, длинные.
1895 г.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
1895 г.

Творчество В.Я. Брюсова

Карточка № 2.

З а д а н и е. Прочитайте предложенные стихотворения Брюсова.

  • Выпишите слова и словосочетания, при помощи которых автор рисует картины мира реального и картины мира мечты.
  • Что изменилось в восприятии мира лирическим героем?
  • Выпишите глагольные формы, образующие мотив бегства. Какой смысл сокрыт за мотивом бегства?
Мерный шум колёс,
Поле, ряд берёз,
Много мутных грёз;
Мчимся, мчимся, мчимся...
Мерный шум и шум,
Свод небес угрюм,
Много мутных дум,
Дальше! Дальше! Дальше!
21.01.1895.
Чёткие линии гор;
Бледно-неверное море...
Гаснет восторженный взор,
Тонет в бессильном просторе.
Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы, -
Что перед ним этот прах:
Степи, и скалы, и воды!
12.06.1896

 

Мы ехали долго, без цели, куда-то,
Куда-то далёко, вперёд, без возврата...
Поспешно мелькали кусты,
Вставали берёзы, поля убегали,
Сурово стучали над нами мосты.
Не ища ни привета, ни встречи,
Мы ехали долго. Нам дождь повстречался.
И долго в оконные стёкла стучался,
Угрюмо пророча печаль...
Но мы ускользнули за области бури,
И к чистой лазури мы ринулись вдаль!
Апрель, 1896
Это было безумие грёзы,
Невозможное полное счастье,
В мире бледных желаний и прозы
Прозвеневшие струны бесстрастья.
Но в томленье волшебной отрады
Я ловил её дальние речи,
Мимолётно-случайные взгляды.
Неизвестный, осмеянный, странный,
Я изведал безмерное счастье, -
Наслаждаться мечтой несказанной
И свободным восторгом бесстрастья.
27.08.1896.

Мир поэтов Серебряного века.

З а д а н и е. Прочитайте стихотворения.

  • Какие образы представлены поэтами?
  • С помощью каких средств художественной выразительности они создаются?
  • Опираясь на данные средства художественной выразительности, представьте образ Серебряного века: время, люди, искусство. Напишите высказывание-миниатюру на данную тему.
К.Д. Бальмонт И.Северянин
Слова любви всегда бессвязны,
Они дрожат, они алмазны,
Как в час предутренний – звезда;
Они журчат, как ключ в пустыне,
С начала мира и доныне,
И будут первыми всегда;
Всегда дробясь, повсюду цельны,
Как свет, как воздух беспредельны,
Легки, как всплески в тростниках,
Как взмахи птицы опьянённой,
С другою птицею сплетённой
В летучем беге, в облаках.
На восток, туда, к горам Урала,
Разбросалась странная страна,
Что не раз, казалось, умирала,
Как любовь, как солнце, как весна.
И когда народ смолкал сурово
И, осиротелый слеп от слёз,
Божьей волей воскресала снова,
Как весна, как солнце, как Христос!

 

И.Анненский М.Цветаева
Весёлый день горит... Среди сомлевших трав
Все маки пятнами – как жадное бессилье,
Как губы, полные соблазна и отрав,
Как алых бабочек развёрнутые крылья.

Весёлый день горит... Но сад и пуст, и глух.
Давно покончил он с соблазнами и пиром,-
И маки сохлые, как головы старух,
Осенены с небес сияющим потиром.

Я – страница твоему перу.
Всё приму. Я – белая страница.
Я – хранитель твоему добру:
Возвращу и возвращу сторицей.

Я – деревня, чёрная земля.
Ты мне – луч и дождевая влага
Ты – Господь и господин, а я –
Чернозём и белая бумага!

Серебряный век русской поэзии

И.Я. Брюсов И.Северянин
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.

Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнём багровым,
И ночью сумраком живу.

Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечён,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблён.
1900 г.

Сирень моей весны
фимьямною лиловью
Изнежила кусты
в каскетках набекрень.

Я утопал в траве,
сзывая к изголовью
Весны моей сирень...

Моей весны сирень
грузила в грёзы разум,
Пила мои глаза,
вплетала в брови сны,
И, мозг испепелив,
офлёрила экстазом
Сирень моей весны...
1910 г.

Н.С. Гумилёв

У меня не живут цветы,
Красотой их на миг я обманут,
Постоят день-другой и завянут,
У меня не живут цветы.

Да и птицы здесь не живут,
Только хохлятся скорбно и глухо,
А наутро – комочек из пуха...
Даже птицы здесь не живут.

Только книги в восемь рядов,
Молчаливые, грузные томы,
Сторожат вековые истомы,
Словно зубы в восемь рядов.

Мне продавший их букинист,
Помню, был и горбатым, и нищим...
... Торговал за проклятым кладбищем
Мне продавший их букинист.

В.Хлебников

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетая, улетели
Стая лёгких времирей...
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая лёгких времирей...
1908 г.

Литература рубежа 19-20 веков

З а д а н и е. Прочитайте предложенные стихотворения 1904-1908 годов. На основе прочитанного попробуйте представить себе Россию рубежа 19-20 веков. Какая она? Каким должно быть искусство, образно отражающее жизнь, историческую ситуацию?

Ф.Сологуб

Мы – пленённые звери...
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,
Утешаяся лаем, мы лаем.
Что в зверинце зловонно и скверно,
Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно,-
Однозвучно и скучно кукуем.
Всё в зверинце безлично, обычно,
Мы о воле давно не тоскуем.

Мы – пленённые звери,
Голосим, как умеем.
Плохо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.
1905 г.

З.Гиппиус

Всё кругом.

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
1904 г.

И.Северянин
Ноктюрн.

Бледнел померанцевый запад,
В горах голубели туманы,
И гибко, и цепко сплетались
В объятья над вами лианы.
Сквозь кружево листьев ажурных
Всплывали дворцов арабески,
Сменялись алмазы каскадов
Под их пробуждённые плески.
Вам слышался говор природы,
Призывы мечтательных веток,
И вы восхищалися пляской
Стрекоз, грациозных кокеток.
Растенья дышали душисто
Вечерним своим ароматом,
И птицы, блаженствуя, пели-
Как вы, восхищаясь закатом.
Весь мир оживал при закате
По странной какой-то причуде...
И было так странно, так дивно
Вам, жалкие, тёмные люди!
И было вам всё это чуждо,
Но так упоительно ново,
Что вы поспешили... проснуться,
Боясь пробужденья иного...
1908 г.

О.Мандельштам

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О вещая моя печаль,
О тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
1908 г.