Комплекс упражнений, стимулирующих развитие мозговых функций (речевых)

Разделы: Логопедия


Речь – одна из высших психических функций головного мозга. А для благоприятного развития высшей нервной деятельности необходима совместная работа многих анализаторов: зрительных, слуховых, двигательных.

Русский физиолог И.М. Сеченов писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. (Сеченов И.М. “Рефлексы головного мозга”. М., 1961.)

Развитие двигательных умений ребенка начинается с первого месяца жизни: попытка удержать голову в горизонтальном положении лежа на животе. Третий месяц жизни – попытка поворотов на спину из положения лежа на животе. Четвертый месяц жизни – попытка к ползанию на животе, ползанию на четвереньках. Пятый месяц жизни – попытка к присаживанию за руки. Седьмой месяц жизни – присаживание без опоры, стояние при поддержке. Восьмой месяц жизни – стояние без опоры, переступание при поддержке за руки, боковая ходьба с опорой, затем самостоятельная ходьба.

При опросе родителей, имеющих детей с различными речевыми нарушениями (дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи, алалия), выясняется, что моторика у данных детей развивалась неполноценно. К.Д. Губерт и М.Г. Рысс неоднократно указывали, что задержка двигательных умений после пяти месяцев жизни ведет к дисфункции двигательного аппарата. (К.Д. Губерт, М.Г. Рысс. “Гимнастика и массаж в раннем возрасте” М., 1981.)

Мною совместно с медицинским психологом ДГП №46 Семеновой Н.Е., которая проводит расширенный комплекс гимнастических упражнений по развитию нейропсихологических функций головного мозга, были отобраны самые необходимые двигательные упражнения, которые ребенок должен был пройти в онтогенезе.

Упражнение 1. (Рис. 1).

Ребенок лежит на полу, на спине, ноги вместе, руки по швам. Взрослый катит ребенка по полу как бревно.

Упражнение 2. (Рис. 2).

Ребенок лежит на полу, на спине, ноги вместе, руки по швам. Взрослый поднимает у ребенка правую ногу и левую руку и соединяет ногу и руку.

Упражнение 3. (Рис. 3)

Те же действия, что и в упражнении 2, с левой ногой и правой рукой.

Упражнение 4. (Рис. 4)

Ребенок лежит на животе, на полу, ноги вместе, руки по швам. Взрослый поднимает у ребенка левую ногу и правую руку и соединяет их (Рис. 4,а). После этого таким же образом соединяются правая нога и левая рука (Рис. 4,б)

Упражнение 5. (Рис. 5)

а) ребенок ползает на четвереньках хаотично, как хочет,

б) ребенок ползает на четвереньках, ставя ладони на нарисованную прямую линию,

в) ребенок ползает на четвереньках, ставя ладони крест-накрест.

Упражнение 6. (Рис. 6)

а) ребенок стоит прямо, ноги вместе, руки по швам, затем поднимает правую ногу и сгибает в колене; поднимает левую руку и сгибает в локте; соединяет правое колено и левый локоть,

б) ребенок выполняет аналогичные действия с левой ногой и правой рукой.

При выполнении упражнений 6,а и 6,б можно использовать речевой материал: слоги (например, “ка-га”, “кы – гы”, “са – ша”, “сы – ши”), слова ( типа, “кот – год”, “дочка – бочка”), стихотворения (лучше всего – самые простые, например, А.Барто – “Наша Таня громко плачет” - или потешки: “Гуси – гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!”).

После выполнения упражнений 6 можно походить. При ходьбе, так же, как и при выполнении упражнений 6, сгибаем правое колено и соединяем с левым локтем и наоборот. Во время ходьбы можно произносить слоги, слова, стихотворения.

При проведении данных упражнений взрослый (логопед, психолог, родитель) должны помнить, что:

Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие.

Нельзя заниматься после еды, при всех острых заболеваниях.