Исследовательская работа «Творчество учителя как обязательное условие педагогической деятельности для формирования личности ученика»

Разделы: Общепедагогические технологии


Век информационно-коммуникативных технологий и компьютеризации образования изменил и усложнил роль учителя в школе.

С одной стороны, учитель перестал быть единственным источником информации. С другой стороны, можно уверенно сказать, что роль учителя увеличилась, поскольку способность усвоения информации, применение знаний, умений и навыков может развиться с помощью учителя и его каждодневной работы.

Учитель – это человек, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, воздействует на учеников своими личностными качествами, поэтому на него возлагаются большие надежды. От его мастерства зависит реализация тех положений, которые предусматривают новые образовательные стандарты.

Как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учитель готовую схему урока. Он конструирует его сам, поэтому определение цели урока, выбор приёмов и методов обучения – дело самого учителя. Гармоничные компоненты урока – дело нелёгкое, но творческое. Именно поэтому проблема творчества на уроке в эпоху ИКТ, планшетов, ноутбуков, а также, упражнений на интерактивной доске приобретает сейчас более важное значение. Воспитать творческую личность может только педагог-творец. [5]

Педагогическое творчество рассматривается как процесс решения педагогом бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Оно имеет много общего с другими видами творчества, но обладает и рядом особенностей.

К таким особенностям относятся: нацеленность творческой деятельности на формирование личности ученика; стремление учителя к положительным результатам; необходимость управлять своим психическим состоянием, вызвать творческий настрой.

Творческая деятельность достигается на основе приобретённого учителем мастерства. [3]

От чего же зависит уровень педагогического мастерства?

Ещё А.Дистервег считал, что его не может быть без “знания дела (объекта), любви к делу и учащемуся (субъекту), педагогических способностей (субъективно-объективный метод)”. [2]

Общая культура учителя, его разносторонние профессиональные знания, в том числе истории, общей теории обучения конкретному предмету, опора на собственный опыт является научной базой педагогического мастерства.

Мастерство учителя, его вдохновение тесно связано и с его личностными качествами, его характером, отношением к профессии, умением управлять развитием и формированием всесторонне развитой личности ученика.

Учитель должен правильно понять цели обучения, которые ставит программа и УМК, а его творчество проявляется в умении приложить эти цели к своим условиям работы.

Применительно к содержанию УМК учитель должен знать содержание. Его творчество будет проявляться в умении увязать предлагаемую ему тематику устной речи и чтения с ситуацией общения, включая события, волнующие детей данного возраста. Для этого надо уметь актуализировать материал, имеющийся в пособиях и УМК, подобрать дополнительную информацию для чтения и аудирования, соотнося с реальными событиями и условиями. Это требует серьёзной аналитической деятельности и инициативы.

Не менее важной из сторон творчества может быть перекомпоновка учителем материала и его иная методическая организация. Широкое поле деятельности для творчества учителя открывается при выборе методов и приёмов обучения школьников для достижения поставленных задач. Творчески работающий учитель берёт на вооружение такие формы, приёмы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной ситуации, классу и его индивидуальным особенностям. [6]

Одной и той же методической цели разные учителя достигают различным сочетанием методов обучения. Творческие поиски одних устремлены на формирование познавательной деятельности учащихся при овладении ими языковыми средствами, осознании связей между ними, и это значительно облегчает решение коммуникативных задач.

Другие направляют свои усилия, прежде всего именно на развитие коммуникативных умений школьников, широко применяя при этом ситуативные упражнения, ролевые игры. Используют элементы театрализации, невербальные средства коммуникации (мимику, жесты).

Учитель стремится расширить филологический кругозор, организуя усвоение языка как подлинного элементы национальной культуры и средства общения.

Важную роль на уроке иностранного языка играют средства обучения.

Творчество учителя может выражаться в подборе пособий к уроку, рациональном сочетании средств наглядности. [4]

Основных творческих усилий требует от учителя организация процесса обучения и комплексное использование ТСО. Гармоничное сочетание различных форм работы (парной, индивидуальной, групповой) ведёт к подлинному сотрудничеству и сотворчеству учителя и учеников.

На начальном этапе ученики не могут пожаловаться на отсутствие интереса, но к седьмому классу у многих детей пропадает рвению к овладению иностранным языком. Поддержание к интересу к практическому овладению языком необходимы. В этом случае очень важно наличие таких свойств учителя, как музыкальность, артистичность, литературные способности и т.д.

Для многих учителей, очевидно, что ребёнка следует принимать как активную личность, способную привносить инициативное творчество в учебно-воспитательный процесс. Игра должна непременно включаться в учебную деятельность. При этом большое значение имеет правильная организация общения как важного показателями психологического климата урока, формирования отношения сотрудничества. Игровая деятельность увлекает ребёнка, даёт неисчерпаемые возможности воссоздавать самые различные отношения, формы общения, в которые вступает человек в реальной жизни. Исполнение ролей в игре способствует развитию воображения, фантазии. Игра вовлекает в процесс общения смелых и робких, активных и пассивных детей, что, несомненно, отражается на конечном результате обучения иностранному языку. [4]

Игры способствуют созданию психологической необходимости многократного повторения языкового материала и тренировке учащихся в выборе правильного речевого варианта. Чуткость педагога подразумевает знание учёт возрастных и психологических особенностей, грамотное построение занятия, ощущение радости познания ребёнком, урок воспринимает, как реальность. Учебный процесс осуществляется посредством игры, учитель заботится о внешней привлекательности урока. И в тех случаях, когда учителя иностранного языка и начальной школы правильно, в едином ключе, формируют внутренние мотивы к учению, интерес у ребят не снижается, становится стабильным, занятия вызывают у детей положительные эмоции.

Творчество учителя проявляется и в самостоятельном подборе домашних заданий, т.к. они являются не только связующим звеном между уроком и внеклассной работой, но и. если это возможно, реальной практической деятельностью (изготовление поделок, игрушек по инструкции на иностранном языке). [6]

При организации процесса обучения иностранному языку важно обеспечить выход в другие виды деятельности, т.е. наметить на каждом этапе коллективные творческие дела, которые являлись бы привлекательными для детей. [1]

Индивидуальный стиль деятельности в каждом конкретном случае зависит от особенностей человека, его темперамента и типа нервной системы. Поэтому и действия учителя по отбору, дозировке и организации материала, планированию хода урока, анализ результатов работы и опыта коллег у каждого будут иными. Многое определяется склонностями и видением методических задач. Интересны отдельные формы работы такие, как: проведение предметной недели, открытые уроки, участие в профессиональных конкурсах, участие в методических и практических семинарах. [5]

Но творчество учителя иностранного языка не должно быть стихийным. Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся, осуществляемое с помощью и на основе учебника как основного материального средства обучения. И учебник нужно рассматривать как одно из важных средств управления этой деятельностью. Вместе с тем учебник и книга для учителя в какой-то степени регламентируют деятельность учителя. Задача состоит в том, чтобы регламентация не была жёсткой, мешающей проявлению самостоятельности и творчества учителя.

Предоставление права выбора - один из способов развития его самостоятельности и творчества. Через УМК делается попытка побудить учителя поставить и самого учащегося в ситуацию выбора, развивая тем самым самостоятельность и творчество ученика.

Самостоятельность, самобытность именно та сфера, которая питает творчество, поэтому думающий, творчески работающий учитель “не будет перенимать нововведения до тех пор, пока сам не поймёт суть внедряемой идеи. Именно глубокое понимание педагогической сущности методов и приёмов работы, рекомендуемых методистами, обеспечивают учителю подлинную свободу в реализации его практической деятельности”.[5]

Следует признать, что современная подготовка учителя не ориентирована на его творческую работу в школе, на вооружение умением самостоятельно преодолевать возникающие трудности. Совершенствование мастерства учителя осуществляется в процессе непрерывного самообразования и самовоспитания.

Литература.

  1. Бим И.Л. Концепция учебного предмета “иностранный язык”//ИЯШ.-1989. №1
  2. Дистервег А. Избр.пед.сочинения.-М.:Учпедгиз, 1956. с.326
  3. Загвягинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей.-М.:Знание, 1985
  4. Пономарёва В.В. Творческий поиск московских учителей. // ИЯШ.-1989.-№5 стр. 6-8
  5. Садомова Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка.// ИЯШ. -1989. №6 1989. стр. 13-19
  6. Скалкова Я.С. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе. -М., 1983. с.17