Авторская программа «Мы выбираем дружбу»

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность работы. Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя стремление иметь друзей отмечается и в более ранних возрастных периодах, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство – “чувство мы”. Желание добиться признание со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремиться соответствовать их требованиям, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности. От полного одиночества следует отличать “квазиодиночество” - чувство, которое переживают многие подростки.

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы. Столкновение норм принятых в группе сверстников, с требованием взрослых не редко становиться причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Общение подростка со сверстниками, влияние, оказываемое на него группой, во многом зависит от его представления о себе и отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого подростка.

Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

Задачи:

  • формирование основ коммуникативной культуры;
  • формирование умения разрешать конфликтные ситуации;
  • формирование толерантных установок в отношении других людей;
  • развитие эмпатии, сочувствие по отношению к окружающим.

Структура программы. Программа предполагает работу с подростками 15-17 лет. Общее количество занятий — 15 (Приложение 1). Продолжительность одного занятия — 45 минут.

Программа включает в себя следующие разделы: информационный; когнитивного развития; развития личностных ресурсов.

Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, ролевые игры.

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; салфетки; ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций; памятки по мини-лекциям для учащихся как по количеству групп, на которые будет разделен класс, так и по количеству учащихся.

Ожидаемые результаты: овладение умениями и навыками эффективного взаимодействия; формирование адекватной самооценки; улучшение социально-психологического климата класса; наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности; повышение социального статуса отдельных учащихся.

Эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. В течение, всего курса занятий психодиагностическое обследование проводится дважды, а именно: до проведения коррекционно-развивающих занятий и после прохождения всего курса. После чего делаются соответствующие выводы по каждому ребенку в целом.

Период проведения и частота встреч: занятия проводятся раз в неделю.

Приложение 2