Урок обучения грамоте по теме "Чтение слов и предложений с буквой Ц"

Разделы: Начальная школа


Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ц], буквах Ц, ц, развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: решение частной задачи.

Планируемые результаты (предметные): распознают в словах звук [ц], читают слова с буквами Ц, ц, читают стихотворные тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, выполняют задания к текстам, отрабатывают технику чтения.

Личностные: определяют границы собственного знания и “незнания”.

УУД: регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в художественных текстах и иллюстрациях; логические – осуществляют анализ пр-й.

Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера.

Основное содержание темы, понятия и термины: буквы Ц, ц, звук [ц], стихотворный текст, техника чтения.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель:

Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок.

Дети:

На уроке не скучаем
А работаем, читаем.

II. Введение в тему. Постановка учебной задачи.

К нам на урок пришло много литературных героев с заданиями.

1. задание вам дает крокодил.  (Слайд)

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь?

Следующие вопросы задает слон. (Слайд)

- В чем отличие звуков и букв?

- Какие бывают звуки?

Учитель: - Как произносятся гласные звуки?

(Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот)

- Как произносятся согласные?

(При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы, язык)

- С каким согласным звуком мы познакомились на прошлом уроке?

- Дайте характеристику звуку [ц]

(Согласный, непарный, глухой, всегда твердый)

- А какие еще согласные звуки всегда твердые?

(Ж, Ш, Ц)

- Подумайте, какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке?

III. (Чтение слов и предложений с буквой Ц) (Слайд)

Произнесите чистоговорку: (Слайд)

Ца-ца-ца - поет певица
Цу-цу-цу - идем к продавцу
Цо-цо-цо - снесла курица яйцо
Цы-цы-цы - в огороде огурцы
Цор-цор-цор- танцует танцор

- Прочитайте стихотворение (Слайд)

Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!

- Найдите слова, в которых есть буква Ц. Назовите их.

- А сейчас вас ждет очень интересное задание. Посмотрите на экран и скажите, какая же буква спряталась в словах? (Слайд)

- Прочитайте слова, в которых буква Ц стоит в начале слова?

(Цапля, цирк)

- В конце слова? (Скворец)

- Перед буквой А? (Курица, синица)

- Где в слове может находиться буква Ц?

Работа с учебником.

- А сейчас мы прочитаем о букве Ц.

Откройте азбуку на с. 54.

- Прочитайте стихотворение сами.

- Читаем вслух.

- Прочитайте слова, в которых буква Ы стоит в конце слова:

(Птенцы, борцы, кузнецы)

- В каком числе употребляются слова? (Мн. число)

- Прочитайте слова, где Ц – в начале? (Цапля, цирк)

- Ребята! В словах борцы, цирк ЦЫ и ЦИ читаются одинаково, а что надо писать в том или ином слове ЦЫ или ЦИ вы узнаете на уроках русского языка, когда будете старше.

- А сейчас посмотрите на экран. К вам на урок летела бабочка. Но она рассыпала слоги. Соберите, пожалуйста, слова:

  • Соберите слово на красном фоне МЕДВЕДИЦА (Слайд)
  • Зеленом ОГУРЕЦ (Слайд)
  • Желтом ЦВЕТОК (Слайд)

- Давайте встанем и станем цветами.

Физминутка.

“Цветы”

Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают, тихо
Засыпают.

- Посмотрите на экран. К нам на урок прилетела и муха-цокотуха. Она тоже принесла вам задание.

- Дайте характеристику звукам [к], [ч], [и].

  • Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
  • Звук [и] – гласный, придает мягкость согласному.
  • Звук [к] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким.

- Эти звуки обозначаются буквами К. И. Ч.

У нас побывали Крокодил, Слон, Бабочка, Муха-Цокотуха. Скажите, у какого писателя сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь посмотрите на эти три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.

- К.И. Чуковский (Слайд)

Учитель – Правильно. Мы сегодня познакомились с творчеством К.И. Чуковского.

Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик. Он написал много книг для детей. Однажды он услышал громкий плач девочки, которая не хотела мыться. Чуковский взял ее на руки и неожиданно стал рассказывать:

“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам”.

- Вы догадались, из какого это произведения?

Мойдодыр (Слайд)

- Откройте азбуку на с. 53.

Читают все.

Что советует детям Чуковский с 1-х строк стихотворения?

У вас на столах карточки, прочтите про себя, затем вслух.

1) Кому он угрожает стыдом и срамом?

2) Что он восхваляет и какими словами?

3) Что он советует делать детям?

Чтение.

- А кто знает из вас наизусть отрывки из произведений К.И. Чуковского?

Рефлексия

- Что нового вы узнали?

- Перед вами елочка. Давайте украсим ее шарами.

  • Красный шар – Я молодец, был активен на уроке. У меня все получилось, я все понял. (Слайд)
  • Фиолетовый шар – Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получилось.
  • Желтый шар – Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.