Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, проблему, идею текста, определять стиль и тип речи; через анализ художественного произведения выявить выразительные возможности языковых единиц; находить тропы и художественно-изобразительные средства; подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку и литературе; способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие навыков лингвистического анализа текста; формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при подготовке к ГИА; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Вид: урок формирования умений и навыков

Тип: урок-практикум, комбинированный

Оборудование: текст миниатюры Астафьева, мультимедиа, проектор, презентация   (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя

- Сегодня у нас актуальный и важный урок, так как скоро вам предстоит сдавать экзамен. На уроке мы с вами поработаем с текстом Виктора Астафьева и выполним ряд заданий, которые помогут вам хорошо подготовиться к сдаче ГИА, что и будет являться конечной целью нашего урока. Для успешной сдачи экзамена необходимо овладеть определенными умениями, в частности, орфографической и пунктуационной грамотностью. Сформировать эти умения помогает работа по комплексному анализу текста.

2. Постановка цели и задач урока (Слайд 2)

- Перед вами текст Астафьева “Приветное слово”. Наша задача выявить выразительные возможности языковых единиц, посмотреть, как художественно-изобразительные средства помогают раскрыть смысл содержания, а также поработать над орфографией и синтаксисом.

III. Работа с текстом. Комплексный анализ

1. Краткий рассказ ученика об Астафьеве (Слайд 3)

2. Чтение текста учеником (Приложение 2)

3. Беседа

- Какова общая тональность рассказа?

- Сколько частей можно выделить в данном тексте? (Условно 2)

- Какая часть воспринимается глубже? (Ответы учащихся).

- Определим тему текста. Что такое тема? (Слайд4: тема, идея, проблема)

Какова тема данного текста? (Человек и окружающий мир. Все люди – братья, для счастья многого не надо)

4. Работа над художественно-изобразительной и композиционной организацией текста

- Переходим к следующему этапу. Определим проблему текста.

Перед вами жанр миниатюры. Астафьев считал, что “миниатюры стоят вне жанра, они не скованы устоявшимися формами литературы”. В конце своей жизни писатель обращался именно к таким миниатюрам.

- К какому стилю относится миниатюра Астафьева? (К художественному). Докажите.

(Здесь использованы тропы). Найдите и укажите номера предложений, в которых использованы эпитеты? (9 – по вытоптанной тропинке, 11 – чернущими глазами).

- Какие художественно - изобразительные средства использованы в 6 предложении?

(метафоры - “пустынно шумят березы”, “осененные щепотками зеленых почек” олицетворение - эпитет – “разрождающиеся листом”).

- Для художественного стиля характерно использование просторечных слов. Какие это слова? (“чешет”, “шурует”)

- Молодцы. Обратите внимание. Очень короткий текст, в котором автор напрямую не обозначил проблему. Она скрыта в подтексте. Как мы будем её находить? ( Обращаем внимание на композицию).

- Условно можно выделить 2 части. 1 – “Мрачное настроение”. 2 – “ Сделалось легче на душе”. Как автор соединяет эти части? (Союзом НО). Какой это союз? (Сочинительный, противительный)

5. Работа в тетрадях: (составление таблицы)

- Записываем в тетради ключевые слова каждой части. (Слайд 5)

“мрачное настроение” “сделалось легче на душе”
настроение мрачное настроение светлое
холодно радостное
ветрено позитивное – мне навстречу
прятаться сияя глазами
пустынно кричит, приветствует
конец света радуется

- Сравните обе части. Что можно сказать о них? (Здесь использованы антонимы. Текст построен на антитезе).

Комментарий учителя: в 1 части у героя угнетенное состояние, которое подчеркивается таким же состоянием природы. Герою не хочется жить, потому что нет никого, кто сказал бы ему приветное слово. 2 часть, начинающаяся с союза НО, меняет настроение героя и его отношение к жизни.

- Что обозначает приветное слово? (Девочка произносит его мимолетом, оно словно вылетело из души.)

- Какую же проблему ставит автор? (Слайд 6. Записываем в тетрадь)

1. Проблема одиночества. Почему в большом густонаселенном городе человек одинок? Человеку мало надо: ему нужно внимание. Таким образом, проблема одиночества, отсутствие внимания.

2. Проблема воздействия слова на человека.

- Проблему определили. В каких словах текста выражена идея? (Все люди – братья) (Слайд 7)

6. Актуализация опорных знаний

- К решению идеи автор направляет все художественно-изобразительные средства. Приведите примеры и назовите номера предложений, где использованы фигуры речи. (Слайд 8)

(Градация: холодно, ветрено, конец весны, конец света. Инверсия: 9, 11 предложения. Синтаксический параллелизм – 1,2; 4,5 предложения. Риторический вопрос – 17.)

- Настроение передается через синтаксический строй стихотворения. Какие предложения использует автор в начале текста? (Односоставные – безличные. Они определяют состояние окружающего мира. Определенно-личные. Сокращают текст, дают глубокое описание состояния природы и человека.)

- Попытаемся ответить на риторический вопрос. Вам много надо? А человеку в старости? (У него мало желаний. Он понял, что ему не хватает доброго, приветного слова, внимания).

Вопрос задан для того, чтобы привлечь внимание читателя, а не получить ответ. К какому явлению привлечь внимание? (К одиночеству). Главную свою задачу Виктор Астафьев видел в том, чтобы заставить читателя почувствовать боль одинокого человека. (Записать в тетрадь)

IV. Закрепление ранее изученного материала. Отрабатывание навыков

Словарный диктант. (Слайд 9) Задание А 7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ветрено, пустынно, по-весеннему, обвешанные сережками, осененные, по вытоптанной тропинке, наглухо, поравнявшись.

Задание В2. (по вариантам) Из предложений: 18 (1 вар.), 3 (2 вар.), выпишите словосочетание со связью примыкание (сделалось легче, приходится прятаться) (Возможны другие примеры)

V. Рефлексия

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

- Над какими заданиями мы сегодня поработали?

- Чему учит миниатюра Астафьева? Что я попыталась до вас донести?

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации:

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

VI. Домашнее задание: (2-4 на выбор)

1. Написать сочинение – рассуждение на темы: “Роль односоставных предложений в тексте” или “Использование художественно-изобразительных средств в устной и письменной речи”

2. Выполнить задание В3, В6: выписать грамматические основы из текста, определить их количество.

3. Охарактеризовать каждое предложение с точки зрения синтаксиса.

4. Выписать из текста по 3 словосочетания каждого вида (задание В2).