Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является игровая деятельность. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их личностного развития.

В процессе занятий с ребёнком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Именно в игре они знакомятся с окружающей действительностью, приобретают знания, умения, обучаются. У них развивается восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, развиваются все функции речи.

Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата отсутствует стойкий интерес к обучению, низкая мотивация. У них с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, ролевое поведение отличается импульсивностью. Слабо сформирована и совместная деятельность, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети недостаточно ориентируются в нравственно - этических нормах поведения.

Именно в игровой деятельности самые большие коррекционные возможности для социально-личностного, эмоционального, умственного развития ребёнка с детским церебральным параличом. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психофизические свойства, человеческие личностные качества.

Игра - это:

- деятельность;

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- развитие и коррекция психических функций и способностей.

Игра как ведущая деятельность у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата имеет особое значение для развития рефлекторного мышления, т.е. способность анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками, мотивами других людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс обучения.

Огромное значение имеет игра и в развитии всех функций речи.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится общаться. В этих играх он представляет себя каким-либо лицом - так тренируется и развивается воображение.

Следует расширять и обогащать опыт детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, чтобы у них накапливались чёткие, яркие, эмоционально окрашенные представление, которые могли бы отражаться в играх. Нужно научить детей при помощи ролей выражать те впечатления, которые они почерпнули в окружающей жизни.

Ребёнок в играх подражает только тем действиям, явлениям, которые производят на него наиболее сильное впечатление и которые ему понятны.

Предлагаемые игры:

Игра – инсценировка с игрушками “Фантазёр”

Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки-экспромты.

Сначала читают сказку, затем идёт совместный пересказ, затем инсценировка. В знакомых сказках изменяется сюжет или его окончание, включаются новые персонажи. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.

Игра “Забавные этюды”

Цель: научить детей выражать разные эмоции в различных ситуациях.

Детям предлагаются ситуации, с последующей инсценировкой. Рекомендуется передавать эмоции используя, мимику и жесты.

В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Играя, он совместно решает разнообразные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания.

Речевые игры способствуют и выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной, спонтанной речи вообще.

Предлагаемые игры:

Игра “Наоборот”

Цель: научить детей соотносить слова - антонимы. Правильно употреблять их в речи.

И наш с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь......... (низко).

Скажу я слово “далеко”,
А ты ответишь............(близко).

Скажу я слово “потолок”,
А ты ответишь ............. (пол).

Скажу я слово “потерял”,
И скажешь ты......... (нашёл).

Игра “Дополни слово”

Цель: обогатить лексический запас детей, приучить быстро находить нужные слова.

Кидая мяч, детям называют часть слова (кни...), а те в свою очередь дополняют его (...га).

Игра “Составь слова”

Цель: научить детей составлять слова из предлагаемого набора букв.

Детям предлагается набор букв: а, к, с, о, и, м, р, т, ш, а, н, ы, и, г, р. Нужно как можно больше составить слов.

Одним из путей повышения активности и побуждения интереса у детей с детским церебральным параличом к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

Дидактическая игра даёт возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность, развивать память, мышление.

Все дидактические игры условно можно разделить на 3 группы:

1. Игры с предметами

2. Настольные печатные игры

3. Словесные игры

Предлагаемые игры:

Игра “Весёлая таблица”

Цель: в игровой форме помочь детям усвоить таблицу умножения.

Дети читают весёлое стихотворение несколько раз, рассматривают картинки, соотносят их с ответами. Затем начинают последовательно заучивать, соблюдая рифму стихотворения.

2 1 = 2 попугая

2 2 = 4 ножками болтали

2 3 = 6 голубей на ветке сидели

2 4 = 8 детей громко запели

2 5 = 10 капель дождя упали 251658240251658240

2 6 = 12 роз расцветали

2 7 = 14 лучиков у солнца

2 8 = 16 в доме оконцев

2 9 = 18 деревьев стояли

2 10 = 20 китов проплывали

Игра “Приключения предлогов в сказке”

Цель: научить детей соотносить предлоги с существительными.

Детям предлагаются сюжетные картинки из известных сказок. Проговаривается называние сказки, описывается сюжет и происходит соотнесение нужного предлога с существительным в заданном предложении.

Вся работа словесно обыгрывается.

Игра “Сказочный магазин”

Цель: с помощью игры научить детей счётным навыкам. Работа с двузначными числами.

С детьми обыгрывается сцена посещения магазина, оговаривается товар, который они будут покупать, раздаются символические купюры достоинством, соответствующим заданию.

Игра “Золотой ключик”

Цель: обучение детей таблице умножения.

Детям предлагается путешествие в посёлок “Посчитай - ка”, где много домов с сюрпризами. Что бы попасть в эти дома, нужны “волшебные” ключи. На каждом ответы к таблице, а с обратной стороны записана сама таблица умножения.

Дидактические игры чаще всего применяются с целью закрепления знания, получения на уроках и активизации познавательной деятельности.

Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие детям с детским церебральным параличом. Игра, если она организована правильно, положительно влияет на весь организм ребёнка. Дети становятся радостными, бодрыми, движения их - более ловкими. Игра развивает ребёнка физически, корректирует работу анализаторов, развивает инициативу, воображение, создаёт благоприятные условия для обогащения речи.

В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей коммуникативных навыков.