Проблемы адаптации юных музыкантов в условиях интерната

Разделы: Школьная психологическая служба


Поступление ребенка в Высшую школу музыки и соответственно в интернат, всегда связано с определенными психологическими трудностями, в силу того, что из знакомой домашней среды он переходит совершенно новые условия жизни. Он отрывается от своих родителей, близких людей и попадает в окружение множества чужих взрослых: преподавателей-музыкантов, учителей по общеобразовательным дисциплинам, воспитателей, которые все вокруг учат, делают замечания и требуют, как ему кажется, невозможного. Поступившему ребенку непонятен режим дня: весь день один за другим идут общеобразовательные уроки и занятия по музыкальным предметам. И он теряется, ищет поддержку, понимание, более остро нуждается в эмоциональном общении, как с воспитателями, так и со сверстниками, с которыми живет вместе.

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в новое учреждение, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Недостаточная зрелость физиологических систем организма детей, обеспечивающих адаптацию, создает предпосылки для сравнительно легкого их перенапряжения, а иногда приводит их к психическому стрессу, который проявляется в нарушениях поведения, расстройства сна, снижении аппетита, ухудшении эмоционального тонуса. Они более остро нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми в утверждении своих притязаний. Именно воспитатель может способствовать адаптации к условиям интерната, поддержать и развить в учащихся интерес к новым знаниям, помочь найти в окружающей среде.

По данным американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживанием взрослого человека в ситуации развода. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей профессор Н.И.Аскарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересадить дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево все равно на новом месте болеет, пока не приживется. Известный психолог Л.С.Выгодский подчеркивал, что ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка.

Как известно, существуют 3 этапа протекания адаптации. Первый – острый период, когда у детей наиболее выражены отрицательные поведенческие реакции, нарушается сон, аппетит. Ярко проявляются социальные и эмоциональные барьеры. Новизна условий жизни, появление новых предметов , незнакомых вещей, новой жизни приводит к проявлению синдрома «мое». Обычно этот период длится 10-20 дней.

Второй, подострый период (собственно адаптация), когда выраженные отрицательные сдвиги в организме постепенно сглаживаются. Освоившись в новых условиях, ребенок начинает искать линию поведения, которая бы удовлетворила воспитателей. Затем, постепенно привыкнув, он пробует вести себя как прежде. Удивляет, что активный веселый ребенок вдруг стал замкнутым, неразговорчивым, а угрюмый проявляет интерес к окружающему (особенно, когда за ним никто не наблюдает). Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек, проблемы с памятью, отстаивание в познавательной сфере. Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка. Этот период длится обычно 20-40 дней.

И наконец, третий период – адаптированности, когда все показатели нормализуются. Продолжительность этого периода в большей мере зависит от окружающих условий: социально-бытовых, гигиенических, педагогических. Из неблагоприятных факторов отметим нарушение возрастных режимов, утомление, перегрузку – они удлиняют период адаптации и ухудшают ее течение.
Во все периоды адаптации воспитатели стараются наладить контакт с ребенком. Они учитывают его индивидуальные особенности, не подавляя строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают в необходимости выполнять то или иное требование,исходя из возможности понять и принять объяснение взрослого. При этом важно не сковывать самостоятельность и активность детей. Во время уроков, экзаменов , концертов, конкурсов, в делах в коттедже нужно эмоционально поддерживать одобрительным взглядом, улыбкой, мягким поглаживанием руки, ласковым советом, например, «если постараешься, всегда выйдет так, как хочешь» или «давай подумаем вместе, я тебе помогу и поддержу» и т.д Временами дети бывают очень раздражительными, нервными, замкнутыми , младшие плачут, хотят к маме, тогда воспитателю надо постараться снять отрицательное эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта. Необходимо также помочь сформировать правильное отношение ко всем: к окружающим сверстникам и ко всем взрослым, а также к себе.

Важным фактором адаптации является оформление жилья, в котором будет жить ребенок. Здесь надо постараться создать домашний уют, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, как дома, чувствовал , что это общее тоже его. К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него можно положиться, доверить самое сокровенное, найти опору в трудную минуту. Это требует времени и терпения со стороны взрослого.

Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказали, что привыкание к новым для него условиям, так называемый период адаптации, в основном, зависит от того, как родители смогли подготовить ребенка к данной школе. Наше учебное заведение – не- обычная щкола. Родители должны знать, куда поступил ребенок, какова нагрузка,как здесь учатся и кем станет после окончания такой специализированной школе нагрузка двойная. Ребенка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении.

Наш рабочий день начинается с 6.15 утра. С утра должна начинаться самая необходимая и нужная утренняя самоподготовка к специальности. И далее по расписанию, начиная с 9 часов до 18 часов вечера (иногда и дольше) идут уроки, репетиции, иногда концерты и опять самоподготовка. Поэтому неудивительно, что в таком режиме у ребенка срабатывает инстинкт самосохранения, и он начинает активно обороняться доступными ему способами: плачет, бунтует, отказывается от помощи незнакомых людей, иногда говорит неправду. Также ребенок не понимает почему целый день нужно бегать на разные уроки ( притом соблюдая точное время), столько разных взрослых людей, у которых разные требования. Показатели учебы снижаются. Вспоминается случай , когда мальчик –первоклассник не мог целый день запомнить буквы по азбуке и ноты по музыкальной грамоте. Пришлось отложить освоение азбуки на один год, и только тогда он быстро стал запоминать ноты и понимать теорию музыки. Поэтому перед поступлением нужно ознакомить родителей со школой , с программой, с режимом дня и т.д. Помогает процессу адаптации и доверительная беседа с родителями об особенностях их ребенка, о его привычках, интересах, знаниях.

В свою очередь, родители надеются на то, что воспитатель будет внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям, и с ним можно посоветоваться о ребенке, что дети всегда будут чистенькими, тепло одетыми, сытыми и жизнерадостными. Родители в период адаптации ребенка должны по возможности часто посещать школу, в выходные забирать домой, чтобы поговорить, побыть с ребенком, снять стресс и усталость. Воспитатель должен неуклонно выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.

Еще один важный момент и не только в адаптационный период. Воспитатель должен знать, что критика бесполезна, потому что она заставляет человека обороняться и, как правило, оправдывать себя. Критика опасна , потому что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду. Важную роль в формировании личности ребенка играет живое слово воспитателя, с которым он обращается к питомцу. Поэтому метод объяснения , разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача воспитателя – заслужить доверие ребенка.

Итак, в адаптационный период очень важно проявить максимум терпимости ко всем просьбам или даже капризам ребенка и, повторимся, заслужить его доверие, сохранить постоянство обстановки в комнате, где он живет и основной порядок следования разных событий жизни. Обозначать переходы от одного занятия к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться. Воспитатель должен найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком, постепенно знакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.

Исходя из нашего опыта, профилактическая работа по адаптации в интернатских условиях имеет следующие этапы:

  1. Формирование групповой сплоченности, навыков поведения в новой ситуации, умение ориентироваться в пространстве школы и интерната;
  2. Работа с основными проблемами , возникающими у детей: принятие правил, режима интерната, школы, установление норм взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, воспитателями. Помощь в осознании требований щколы;
  3. Осознание учащимися требований воспитателей, преподавателей, способствующих достижению высоких результатов;
  4. Формирование некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем, развитие коммуникативных умений, обучение конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях;

При этом используются следующие психологические методы и техники:

– ролевые игры: разыгрывание различных ситуаций, литературных сюжетов, коллективный показ спектаклей, мини-концертов;
– дискуссии: обсуждение вопросов, связанных с жизнью в коттедже;
– художественная арт-терапия: предметно-тематическое и образно-тематическое рисование (рисунки, изображающие эмоциональные состояния и чувства)
– моделирование образцов поведения: игры, упражнения на снятие тревожности, преодоление школьных страхов;

Профилактическая работа с вновь поступившими детьми.

Тема

Цель

Методика и задания

Создание
комнаты
– сформировать группу жильцов по комнатам;
– способствовать созданию доброжелательной атмосферы в комнатах;
– выяснить проблемы у детей;
– развивать умение видеть ситуацию с разных сторон. Находить позитивные моменты в происходящем,
конструктивно реагировать на школьные проблемы;
1. Каким ты себя представляешь в данное время?
2. Если весело живется, делай так;
3. Твой коттедж, каким ты его видишь?
4. Если б это было так?
Находим друзей – способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
– помочь осознать , какие качества важны в дружбе?
– повысить самооценку детей?
1. Что я люблю делать?
2. Найди меня.
3. Настоящий друг;
Дом, в котором мы живем – помочь ознакомлению со школьными и интернатскими
правилами и режимом;
– способствовать формированию учебных, навыков в общежитии;
1. Наша школа;
2. Правила поведения в коттедже;
Что поможет мне учиться? – помочь осознанию школьных правил;
– способствовать ведению дневника по самоподготовке;
– способствовать самораскрытию детей;
1. Нарисуй (расскажи) свое настроение;
2. Нужно уложиться в точное время;
3. Что поможет мне учиться;
Легко ли быть учеником ВШМ? – помочь осознать, какие качества необходимы хорошему ученику ;
– способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности;
– научить распознать свои школьные страхи и помочь найти им решение;
1. Если весело живется , делай так!
2. Идеальный ученик;
3. На ошибках учатся;
4. Рисуем слово;
Наша самооценка – формирование понятия о самооценке;
– повышение самооценки учащихся;
1. Записки друг другу;
2. Комплименты;
3. Аплодисменты;
Наши эмоции – развить навыки владения своими эмоциями;
– развить навыки самонаблюдения, саморефлексии;
1. Да и нет.
2. Стена.
Конфликт или взаимодействие? – развить навыки общенияи разрешения конфликтов;
– научить детей свободно высказывать свои мысли, не боясь неодобрения;
1. Назови чувство.
2. Конфликт или взаимодействие? Как разрешить конфликтные ситуации?
Работа с негативными переживаниями – повышение эмоциональной устойчивости детей;
– формировать навыки принятия собственных негативных эмоций;
– формировать умение адекватно воспринимать обидные замечания;
1. Как реагировать на обидные замечания?
2. Рисуем обиду;
3. Я и мой друг;
Ставим цели – помочь в осмыслении личных целей на период обучения в Высшей школе музыки;
– подведение итогов;
1. Насколько ты веришь в себя?
2. Считаешь ли себя музыкантом?
3. Доброжелательное послание.

Итак многолетний анализ проблемы адаптации детей в условиях интерната позволяет сформулировать следующие выводы:

  • Проблемы, связанные с привыканием, приспособлением, неизбежно возникают у детей в первые месяцы пребывания в интернате. Каждый переходный период в жизни человека обладает соей спецификой, связанной первую очередь с психологическим своеобразием возраста. Адаптация обучению в подростковом возрасте тесно связана с понятием социальной адаптации. Так как для этого чрезвычайно важно осознание себя в обществе – «Я и общество».
  • Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, настолько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с детьми, с воспитателями, педагогами, соблюдать режим и правила проживания и ориентироваться в новых ситуациях. Тут очень важна работа психолога.
  • Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей является важным фактором в решении проблемы успешной адаптации .
  • Адаптация будет успешной, если в школе будет вестись совместная работа «Семья – воспитатель – педагог – психолог»

Литература:

1. Астапов В.И. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М, 1991.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии.– 1989 г. №1.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.– Л,1988.
4. Фридман Л.М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей// Вопросы психологии. – 1988 –  №6.
5. Кузин М.В. Как выжить с ребенком-подростком.– М., 2007 г.
6. Оконешникова А.П. Темперамент и характер подростка.– Якутск, 1976 г.