Образовательный комплекс - комплекс новых возможностей

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Система образования в Ингалинском сельском поселении Большереченского района Омской области представлена двумя образовательными организациями: МБОУ «Ингалинская СОШ» и  МБДОУ «Ингалинский детский сад «Ромашка». В текущем учебном году в школе 135 обучающихся и 15 воспитанников ГКП, в детском саду занимается 45 детей в двух группах. В октябре 2013 года произошло радостное для селян событие – открытие еще одной группы «полного дня».

На данный момент динамика роста детей дошкольного возраста в Ингалинском сельском поселении является положительной. Из 95 детей дошкольного возраста имеют возможность посещать дошкольное образовательное учреждение – 45 детей, группу кратковременного пребывания при школе – 15 детей, т.е. на данный момент дошкольным образованием в Ингалинском поселении могут быть охвачены: 60 детей. Пока мы не имеем возможности предложить дошкольное образование детям деревни Ростовка – 5 человек, которые в нём, безусловно, нуждаются в силу достижения предшкольного возраста. Дети, начиная с трёхлетнего возраста, проживающие в с. Ингалы полностью охвачены дошкольным общим образованием.

Исходя из особенностей системы образования в Ингалинском сельском поселении, мы определили следующие проблемы, которые стоят перед дошкольным образованием:

  •  низкий уровень посещаемости, в том числе из-за больших расстояний между удаленными точками села;
  •  невозможность охвата дошкольным образованием детей, проживающих в удалённых населенных пунктах Ингалинского поселения (д. Ростовка, д. Милино и д. Боровянка);
  •  отсутствие доступности дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  •  отсутствие доступности инклюзивного образования, в том числе отсутствие сотрудников  психолого – педагогической службы в ДОУ;
  •  проблемы преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования;
  •  слабая организация электронного документооборота и открытости системы дошкольного образования;
  •  проблемы преемственности и согласованности в работе органов государственного общественного управления ДОУ и ОУ;
  •  различия между оснащенностью образовательного процесса в ДОУ и ОУ.

В основном это проблемы, связанные с преемственностью между уровнями общего образования, частью которого является и дошкольное; возможности реализации программ дополнительного образования и занятий по адаптированным программам, кадровые проблемы, более качественное использование имеющихся материальных ресурсов и ГОУ. Данные проблемы подтолкнули нас к решению. Создание образовательного комплекса путем присоединения ДОУ к ОУ позволит не только реализовывать образовательные программы дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего образования, но и более рационально выстроить и организовать образовательный процесс с учетом преемственности между уровнями образования, эффективнее использовать объединенные ресурсы образовательных организаций. Кроме того, образовательные комплексы позволят более полно учитывать интересы и потребности участников образовательных отношений.

Таким образом, мы полагаем, что создание образовательного комплекса посредством объединения детского сада и школы даст нам возможность выполнять более успешно государственный заказ: преемственность и непрерывность образования. Будут созданы условия для обеспечения доступности и одинакового высокого качества образования, решения выше обозначенных проблем в сельском социуме.

На данный момент мы видим образовательный комплекс в Ингалинском сельском поселении как синтез двух структур общего и дошкольного образования в рамках одного юридического лица, где образовательный процесс будет выстраиваться посредством единой образовательной программы, базирующейся на Федеральных государственных образовательных стандартах. Кроме того, данная структура будет в себя гармонично включать функционирование консультационного пункта в д. Ростовка на базе структурного подразделения. Здесь будет работать воспитателем для детей предшкольного возраста учитель начальных классов, а для родителей детей младшего возраста будут даваться консультации определенной тематики сотрудниками образовательного комплекса.

Консультационный пункт на базе структурного подразделения предполагает расширение взаимосвязи с сельским социумом, педагогической общественностью и как результат качественное, доступное образование на основе преемственности в удаленном поселении. Рассматривается возможность реализации дополнительного образования посредством доставки педагогов в пункт.  Это вполне реально выполнять еженедельно посредством школьного автобуса, здесь потребуется оптимизировать расписание занятий участвующих в инновационном процессе работников, несложно будет составить график работы, во времена таких выездов следующих специалистов: логопед, социальный педагог, педагог-психолог.

На данный момент общеобразовательные учреждения (ДОУ и ОУ) уже тесно взаимодействуют, достаточно сказать об общности кадров у двух учреждений (совместительство). Школьный автобус зачастую в непогоду помогает дошкольникам и их родителям добираться до ДОУ. С объединением данные взаимоотношения будут узаконены, переосмыслены и выведены на новый, более качественный уровень.

Кроме этого, мы предварительно продумали и реализовали виртуальную страницу ДОУ на едином образовательном ресурсе – официальном сайте школы (http://ingsosh.ucoz.ru/), наполняем ресурс соответствующим контентом, что позволяет проинформировать общественность и держать их в курсе событий создания образовательного комплекса.

В планах совместное заседание органов ГОУ (родительских комитетов) по решению вопросов создания единого образовательного пространства, выяснения потребностей и социального заказа. Нам видится очень важным решение вопроса взаимодействие органов ГОУ. На данный момент, в рамках планомерной работы по объединению образовательных организаций, проведены:

  • заседание родительского комитета школы;
  • совещание при директоре с приглашением заведующей ДОУ;
  • методический совет ОУ;
  • педагогический совет школы;
  • создана и приступила к работе рабочая группа с включением заведующей и воспитателей ДОУ по разработке программы развития образовательного комплекса.

Как результат, разработан педагогическими коллективами ДОУ и ОУ, согласован объединенной родительской общественностью и утвержден руководителями образовательных организаций план совместной работы на первое полугодие 2014 года, который позволит выйти к объединению совершенно, так сказать, «родственными» организациями.

Хотелось бы акцентировать внимание на еще одном неоспоримом преимуществе создания образовательного комплекса – предоставление услуг дополнительного образования дошкольникам. У нас уже есть опыт совместной работы воспитателей и педагогов дополнительного образования из числа учителей нашей школы: учитель музыки ОУ – музыкальный руководитель ДОУ – педагог доп. образования МБОУ ДОД «Большереческий ЦДТ», работающий на базе школы. Осталось продолжить цепочки взаимосвязей и грамотно встроить их в образовательный процесс в рамках выполнения программы развития комплекса. Здесь интересным является возможность предоставления платных услуг, например, по изучению  иностранных языков с дошкольного возраста, обучение чтению по развивающим программам и т.д.

Таким образом, не расширяя штат работников, грамотно используя социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, мы выходим на реализацию единой программы развития с возможностью оказания платных образовательных услуг.

Объединение ресурсов и возможностей будет работать на разрешение вышеобозначенных проблем, т.е. нам представляется, что  создание единого образовательного пространства в сельском поселении посредством комплекса, увеличение количества образовательных услуг, создание комфортной среды позволит развивать следующие направления образовательной деятельности:

  • решение проблем преемственности «детский сад – школа»;
  • улучшение подготовки 5-6-летних детей к школе;
  • обеспечение естественного перехода из ДОУ в ОУ;
  • углубление интереса у старших дошкольников к жизни в школе;
  • организация совместной деятельности учителей и воспитателей (семинары, тренинги, круглые столы, педагогические советы, взаимопосещение занятий и т.д.);
  • диагностика готовности детей к образованию на ранних этапах развития;
  • раннее знакомство родителей с учителями, взаимодействие органов ГОУ;
  • общность целей, воспитательных задач и путей их достижения;
  • психолого-педагогическая помощь семье на ранних этапах становления ребёнка;
  • раннее включение в систему дополнительного образования и др.

Очевидно, что такое создание образовательного комплекса расширит наши функциональные возможности, будут скооперированы всевозможные ресурсы на решение образовательных проблем всего населения Ингалинского сельского поселения, тем самым будет достигнута наивысшая эффективность средств, находящихся в нашем управлении.