Цель:
- Вызвать интерес к углубленному изучению отечественной культуры;
- Повторить ранее изученный материал по архитектуре Древней Руси.
Задачи:
- Научить понимать преемственность традиций в развитии архитектуры: Киев — Владимир — Москва;
- Воссоздать образ человека Средневековой Руси через игровую ситуацию.
Приложение 1 Музыкальный материал
- «Рассвет на Москва-реке». М. П. Мусоргский.
- «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
- «Прогулка». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
- Московский Кремль времен Иоанна III. А. М. Васнецов
- Золотые ворота во Владимире.
- Успенский собор во Владимире.
- Икона Владимирской Богоматери.
- Дмитриевский собор во Владимире.
- Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.
- Церковь Покрова не реке Нерль.
- Успенский собор Московского Кремля.
- Внутренний вид Успенского собора в Москве.
Развитие личности учащихся в процессе работы над театральной постановкой:
- освоение элементов актерского мастерства;
- формирование навыков конструктивного общения;
- преодоление боязни публичного выступления;
- раскрепощение перед аудиторией;
- формирование «чувства локтя» и взаимопомощи;
Действие I (в палатах Иоанна III)
Картина 1.
Приложение 1 №1 «Рассвет
на Москва-реке» М. П. Мусоргский
Приложение 2 №1.
Московский Кремль времён Иоанна III. А. М. Васнецов
Выходят два боярина
Боярин 1:
Горе-то, горе какое...
Государь наш еще и с заутрени не вернулся, а тут
вести такие.
Боярин 2:
Да-а... Кабы не попасть под горячую руку ненароком.
Боярин 1: (крестится на икону) Господи!
За что напасти такие шлешь?
Боярин 2: Чу, шаги заслышались...
Боярин 1: (крестится) Ну, Господи, не
оставляй раба твоего, Петра.
Входит Государь, Иоанн III (бояре
кланяются ему)
Бояре: Доброго здоровья! Да хранит Вас
Господь, Великий княже.
Иоанн III: Ох и хорошо на заутрене.
Благодать... Здорово и вам, бояре. Что так рано
пожаловали? Ну, сказывайте, что нового на земле
русской деется?
Да, смотрите, все без утайки. (Бояре молчат,
мнутся, переглядываются...)
Иоанн III: Чего мнетесь, бояре? Аль
приключилось что, аль беда какая? Сказывайте, чем
наш люд православный печалится?
Боярин 1: Ох, батюшка, по грехам нашим
посылает Господь наказание.
Иоанн III: Да говори же!
Боярин 2: Давеча на Москве трясун
случился...
Иоанн III: (Крестится) Спасе,
помилуй нас, грешных.
Боярин 2: … да и рухнул Успенский
собор...
Иоанн III: Как так рухнул? Как так
рухнул!? (в гневе) Что ж это на земле русской
перевелись уж умельцы да мастера спорые!? Коли у
нас храмы Божии будут рушиться на радость врагам нашим,
как же устоит государство целое?
Картина 2
Входит Княгиня (Софья Палеолог)
Бояре: (кланяются) Почтение,
матушка, великое.
Княгиня: И вам, бояре (кланяется
государю)
Соколик мой ясный, что тут у вас за крики
спозаранку приключились?
Чем опечален, Государь наш, что за кручина тебя
снедает?
Иоанн III: (В отчаянии) Нет, нет на
земле русской более величия, нет мастеров спорых,
нет голов разумных...(хватается за голову)
Боярин 1: (обращается к княгине) Вчера,
числа 20, месяца мая, лета 1474 от Рождества Христова
трясуном храм Успения разрушился...
Княгиня: Да он же почти до куполов уж
был возведен...(воскликнула княгиня)
Иоанн III: (Тихо) Казню всех. (Смотрит
на бояр, гневно) Всех казню!!!
Княгиня: (Мягко) Да, беда большая. Но
не будем сетовать, да на бояр да зодчих гневаться.
Надобно сначала Богу помолиться, да с людьми
знающими сговориться. Государь наш, поручи
псковским мастерам во всем разобраться, о
причине дознаться. А пока, батюшка, вели отроков
наших позвать, проверим, исправно ли учатся, да
как науки почитают.
Иоанн III: (Вздыхает) И то правда, матушка. (Боярам)
Позвать отроков!
Картина 3
Входят отроки, делают земной поклон.
Боярин 1: Вот, Государь-батюшка, отроки,
они у летописца обучаются.
Иоанн III: Вот и проверим.
Поспрашивайте-ка, бояре да матушка княгиня, что в
каком годе на Москве происходило?
Княгиня: А скажите, отроки, когда
впервые о Москве в летописи прописали?
Отрок 1: Впервые про нашу Москву в
летописях прописали в 1147 годе.
Боярин 1: А чем славен 1156 год?
Отрок 2: В этом годе, при князе Юрии
Долгоруком, были возведены первые деревянные
городские укрепления.
Боярин 2: Так-так, хорошо. А что произошло
в 1237 годе?
Отрок 3: В этом годе большая печаль
случилась. Батый сжег Москву и захватил в плен
князя Владимира Юрьевича.
Иоанн III: Да-а, тяжелые были времена.
Боярин 1: Однако, Москва быстро
отстроилась заново.
(Отрокам) Ну, теперь, следующий ответь нам, а
когда белокаменные соборы соборы появились на
Москве?
Отрок 4: При Иване-Калите, Государь. В
первой половине 14 века были построены четыре
белокаменных собора: Успенский, Архангельский, …
Архангельский...(не может вспомнить,
оглядывается на отроков, один из отроков
подсказывает)...
(продолжает говорить неуверенно) Иоанна
Лествичника и Спаса на Бору.
Иоанн III: Тогда же, отроки, соорудили и
дубовый Кремль — в 1339 годе. А ты, отрок, учись
лучше, а то велю розгами отходить.
Княгиня: Батюшка, спроси вон того
отрока, (показывает на отрока, тянущего руку) ишь
как руку тянет.
Иоанн III: Говори, отрок.
Отрок 5: Хочу сказать, Государь, что в 1367
годе, Дмитрий Донской построил белокаменный
Кремль, взамен деревянного.
Иоанн III: Молодец, отрок! Любо-дорого
смотреть. Учитесь и далее исправно.
(Отроки кланяются и уходят)
(Иоанн самому себе) Да, когда-то был
белокаменным, а стал весь в деревянных заплатках.(Боярину)
Ну что, Петре, что, псковские зодчие разобрались
от чего рухнул собор?
Боярин 2: Так мастер уж давно дожидается.
Картина 4
Входит псковский мастер, кланяется.
Мастер: Почтение вам,
Государь-батюшка, и вам, славная
государыня-матушка и вам бояре.
Позвольте с докладом Вам (разворачивает
свиток, читает)
«Как постановила на до следствии наша комиссия
причиной стала неисправно поставленная
лестница, ибо зодчие внутрь стены ее устроили, и
тем самым стену-то и ослабили, да и раствор был
жидкий, не имел нужной клейкости.»
Иоанн III: Где ж мастера то прежние?
Мастер: Да кто где, Государь-батюшка, а
больше то всего в полон татарский поуводили.
Иоанн III: Ну не бывать тому, чтоб Москва
без соборного храма стояла!
Княгиня: Успокойся, сокол мой, не
гневайся. А что как поставить храм итальянцев
позвать?
Они мастера изрядные. Я в Италии насмотрелась на
их умение. Пусть-ка и нам построят...
Иоанн III: И то правда, матушка. (Боярам) Позвать
сюда «фрязина»!
Картина 5
Входит архитектор Альберти Фиораванти, размахивает шляпой, здоровается на европейский манер.
Фиораванти: Вот перед вами не профан, я
архитектор Альбертан.
Иоанн III: (Княгине) Вот кривляка,
Господи помилуй!
(Фиораванти) Ну, здравствуй, здравствуй,
«фрязин»
Фиораванти: Я, Альберти Фиораванти! (Обиженно)
Иоанн III: Да это все равно. Хочу великое
дело тебе поручить, чтобы ты поновлением храма
Успенского заправлять стал, отстроил бы его
величию Руси соответственно. Так как прежде у нас
мастера ставили в Киеве да во Владимире. Как,
осилишь?
Фиораванти: Что за сомненья, Государь! Я
— архитектор в третьем поколенье!
Я дожам венецианским отстраивал дворцы, я строил
крепости, я лил колокола.
Да вся Италия — моих рук дело!!! Да-да! Я так
отстрою храм, что вы Москвы своей не узнаете,
вторая Флоренция или Рим...
Иоанн III: (Грозно поднимает руку,
останавливает болтовню)
Не надобно нам Италии твоей, ишь что удумал! У нас
что ль не на что равняться и смотреть?
Поезжай во Владимир, да посмотри, как строили
наши старые мастера. А по возвращении посмотрим,
чего ты стоишь! (Все уходят. Архитектор один).
Фиораванти: (Себе) Чтоб я,
потомственный архитектор, учился у
невежественных мужиков? Ха-ха, смешно. Да делать
нечего, придется ехать.
Действие II(во Владимире)
Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
Приложение 2 №2. Золотые ворота во Владимире
Фиораванти: (Оглядывается) Где это я?
Приложение 1 №2 «Прогулка».
Пять владимирцев (два мужчины и три
женщины) прогуливаются, замечают чужестранца, с
удивлением разглядывают его.
1-й: Вы, уважаемый чужестранец, в
стольном граде Владимире (все кланяются
Фиораванти). А вы откуда к нам пожаловали?
Фиораванти: Я, Альберти Фиораванти,
из Болоньи, что в Италии. Великий Государь Иоанн
III поручил мне строить главный собор на Москве. Да
прежде велел посмотреть на ваши храмы, хотя мне
не чему учиться!
2-й: А вы все же посмотрите, раз Государь
велел. Войдемте же в ворота.
Приложение 2 №3. Успенский собор во Владимире.
2-й: Вот наш главный храм всей
Северо-Восточной Руси — Успенский собор.
Он видел и ее величие, и разорение ордами Батыя. В
соборе возводились на великое княжение
замечательные полководцы — Александр Невский да
Дмитрий Донской. Тут летописи составляли,
благословляли на ратные подвиги храбрые
владимирские полки...
А заложили его по велению князя Андрея
Боголюбского в 1158 году. В летописи писано: «Бог
привел мастеров со всех земель для его
постройки».
Фиораванти: Место красивое.
3-й: И красивое и на редкость удачное —
на вершине 50-метрового холма, что над рекой
Клязьмой. Но не сразу собор стал таким... Сперва то
он был одноглавый, простоял почти 30 лет да и
случился пожар.
4-й: А в те года правил князь Всеволод
Большое Гнездо, он то и велел его перестроить.
Храм обнесли новыми стенами, большими по
периметру, в старых пробили широкие арочные
проемы, по углам поставили еще четыре купола.
Так вот и получился пятиглавый собор.
5-й: Это самая высокая постройка на Руси
12 века, даже выше Софийского собора в Киеве.
А посмотрите, каким нарядным декором украшен
храм. На фасадах кое-где появились резные
каменные изображения — женские головки, морды
львов.
По вертикали стену расчленили тонкие
полуколонки, а по горизонтали —
аркатурно-колончатый пояс (непрерывная цепь
декоративных арочек, опирающихся на колонки).
1-й: А уж внутри как оформлен: стены
расписаны фресками, гениального Андрея Рублева
да Даниила Черного. Полы выложены цветной
майоликовой плиткой.
Но главная ценность — это наша заступница —
святой образ Богоматери со Младенцем.
Приложение 2 №4. Икона Владимирской Богоматери.
2-й: Наш князь, Андрей Боголюбский, сын
киевского князя Юрия Долгорукого, увез ее из
Киева, и когда достигли нашей земли, кони встали,
сколь их не понукали, не били, но сдвинуть не
смогли. Так она тут и осталась и стала зваться
Владимирской.
Фиораванти: Да собор хорош, но в Италии я
и не такое строил. Ну да ладно, теперь можно и
ехать.
Приложение 2 №5. Дмитриевский собор во Владимире.
3-й: Ну что вы, господин чужестранец. Вы
еще не все увидели. Посмотрите на этот собор. Он
напоминает могучий уступ скалы. Поставлен
был в конце 12 века в честь святого Дмитрия
Солунского, покровителя князя Всеволода III.
4-й: Стены, закомары, барабан
Дмитриевского собора сплошь покрывает каменная
резьба. Тут фигуры людей, птиц, зверей,
фантастических существ, неведомые растения,
орнаменты — более 500 скульптурных изображений.
Приложение 2 №6. Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.
На западном фасаде изображены Христос,
Богоматерь и четыре евангелиста.
На южном — первые русские святые Борис и Глеб.
На северном, в левой закомаре — сидящий на троне
князь Всеволод с сыновьями.
На противоположном, южном фасаде, в правой
закомаре — вознесение Александра Македонского
на небо.
Фиораванти: Да-а, таких рельефов я еще не
видел...
4-й: И не уведите, они уникальны, только у
нас во Владимире и есть.
Фиораванти: Благодарю вас,
уважаемые, я выполнил приказ царя и могу
возвращаться в Москву.
5-й: Нет, нет! Если вы не увидите это
белокаменное чудо, значит вы ничего не видели во
Владимирской земле.
Фиораванти: Что еще за чудо?
5-й: Это церковь Покрова Богородицы на
реке Нерль.
Фиораванти: Какое странное название.
Я знаю, что в Византии не было такого праздника...
Покрова Богоматери...
5-й: Да, он появился на Руси в 12 веке. Тут
такая история вышла. Константинополь, по нашему
Царь-град, был осажден арабами, и вот как-то раз,
во время службы в одном из храмов, нашим русским
паломникам Андрею Юродивому и его ученику
Епифанию привиделась Богоматерь. Она
распростерла над собравшимися свое покрывало и
молилась об избавлении народа от бедствий.
Поначалу Покров стал одним из главных праздников
владимирских земель, а затем и всей Руси.
Приложение 2 № 7.
Церковь Покрова не реке Нерль.
Приложение 1 №1.
«Рассвет на Москва-реке».
Фиораванти: О...! Эта церковь волшебна,
воплощение женского изящества!
Она как невеста в подвенечном платье. Велики
русские мастера!!!
Как же достигается такая легкость, почти
невесомость?
1-й: Дело в том, что после возведения
фундамента на него сначала поставили не само
здание, а белокаменный постамент, засыпанный
землей. Получился своеобразный искусственный
холм. Кроме того, церковь визуально разделена на
две части аркатурно-колончатым поясом. Это-то и
придает ей такую легкость.
Фиораванти: Спасибо, уважаемые
владимирцы, теперь я могу возвращаться.
Действительно увидел я красоту русских храмов.
Приложение 1 №2 «Прогулка». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
Действие III(в Москве, палаты Иоанна III)
Иоанн прохаживается с Боярином 2 (входит Боярин 1)
Боярин 1: Государь! Итальянец вернулся.
Иоанн III: Зови, зови. Чего-то он нам
скажет?
Входит Фиораванти: Великий государь!
Воочию увидел я красоту русских храмов. Есть чему
дивиться и учиться.
Иоанн III: Ну то-то же. Иди и строй
по-русски! Величию Государства Московского
подобающе! (Все уходят).
Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский
Приложение 2 №8. Успенский собор Московского Кремля.
Эпилог.
(Боярские палаты. Четыре девушки занимаются рукоделием, входит матушка.)
Матушка: Вот дела-то на Москве
развернулись! Какой собор «фрязин» этот
отстроил.
Белоснежный, величественный. Красотища! Четыре
года строили...
1-я девушка: Да не фрязин он, матушка, а
Аристотель, батюшка сказывал, что так его
прозвали за талант и знания. Строил он в «кружало
да в правило».
Матушка: Это как это?
1-я девушка: Да с помощью циркуля да
линейки.
2-я девушка: Наши то мастера все секреты
за ним подмечали: и как глубокий фундамент
заложил, и известь особенной крепости
замешивал...
3-я девушка: А для подъема тяжестей
лебедки применял.
Матушка: Вы то откуда про все про это
знаете? Дома в светлице сидите.
4-я девушка: А как в церковь ходили так
батюшка нам все и рассказывал. И как государь наш
приказал итальянцу построить собор, как раньше
на Руси строили. Вот он и построил по подобию
Успенского собора во Владимире.
Матушка: А... то-то я смотрю что он так
схож со владимирским.
1-я девушка: Да, матушка, много схожего в
убранстве: и пятиглавие, и позакомарное
перекрытие...
2-я девушка: И аркатурно-колончатый пояс,
и перспективные порталы.
3-я девушка: А стены и своды выложили из
кирпича...
Матушка: Что-то я не видела никакого
кирпича.
4-я девушка: Так у нашего собора стены
облицевали белым камнем, в подражании
владимирскому, вот кирпича вы и не увидели.
1-я девушка: А батюшка сказывал, что у
нашего собора есть отличие — почти не видно
апсид. Их спрятали за выступ стены, и поэтому
южный фасад почти симметричен.
Приложение 2 №9. Внутренний вид Успенского собора в Москве.
2-я девушка: А уж внутри то, как
красиво... Колонны круглые, а не четырехугольные
столбы-пилоны, хор нет и поэтому собор такой
просторный.
Матушка: То-то все видно отовсюду.
4-я девушка: А я видела что летописец
записывал о новом храме, я даже себе попросила
его написать, чтоб вам прочитать: «Бысть же
та церковь чюдна велми величеством своим и
высотою, светлостью и зъвоностью и
пространством, такова же прежде того не бывала в
Руси, опроче Владимирской церкви!»