Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие по ХМАО – Югре"

Разделы: Математика


Цели:

  • развивать интуицию, сообразительность, эрудицию и умение применять свои знания к практической ситуации;
  • развивать умение общаться, ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • прививать навыки самостоятельного поиска решения задач;
  • пробудить математическую любознательность;
  • развивать устойчивый интерес к математике;
  • формировать чувство собственного достоинства, уважения к интеллектуальному труду;
  • развивать чувство патриотизма, любви к малой родине.

Оборудование урока: Презентация, карточки с заданиями, на доске макеты контроля по второму заданию, фломастеры, листы бумаги и ручки каждому участнику.

Форма проведения мероприятия: путешествие по округу.

Участники: ученики 6А, 6Б, 7А и7Б классов, составляющие разновозрастные группы.

ХОД МЕРОРОИЯТИЯ

Звучит песня об округе «Югра моя».

1 ведущий: Холантаты! Холантаты!
Там хатль мун айкелат китлюв Ханты-Мансийск.
Нивальминт школа эверт.
Юхтанты номастион пиринты юнта,мата ут тохатман Ханты-Мансийский округ Хатьянт вет ола.

2 ведущий: Внимание! Внимание! Сегодня мы совершим с вами путешествие по нашему любимому Ханты-Мансийскому округу. Но это не обычное путешествие! В это путешествие отправляются две команды, которым придется преодолевать трудности, используя все полученные знания на уроках математики. Какая из команд будет лучше, определит жюри.

1 ведущий: Жюри уже на месте и готово к работе.

2 ведущий: Представим членов жюри:

1)
2)
3)

3 ведущий: Почему торжественно вокруг Слышите как быстро смолкла речь Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня речь Не случайно ей такой почет Это ей дано давать ответы Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты Есть о математике молва Что она в порядок ум приводит Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе Ты нам математика даешь Для победы трудностей закалку Учится с тобою молодежь Развивать и волю и смекалку И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов

2 ведущий: Настала пора дать слово нашим участникам. Итак, первая команда.

Выступление первой команды:

Наша команда: «Математики».

Наш девиз: «Чтоб врачом, моряком или летчиком стать, нужно прежде всего математику знать!».

Наше приветствие:

«Числа целые и дробные изучает математика.
Потруднее биологии, но полегче, чем грамматика.
И хитрить нам с ней бессмысленно, и ругать ее беспочвенно.
Королева – Математика помогает в жизни очень нам.
Без конца твердят нам в школе: «Математика важна!
На заводе, в классе, в поле математика нужна!».

1 ведущий: Спасибо ребята. Вспомнились слова французского ученого Паскаля о том, что предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.

2 ведущий: Что мы и делаем.

1 ведущий: Мы приглашаем вторую команду.

Выступление второй команды.

Наша команда: «Нулики»

Наш девиз:

«Всем десяткам, сотням очень нужен он
Без него не будет жив и миллион
Тут как не считай ты и как не крутись,
Без него нам всем не обойтись».

Наше приветствие:

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И, как не странно, полагали
Что нуль совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит,
Он сам составил чисел класс.
О всех его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тот час получаешь
Опять то самое число.
Попав, как множитель средь чисел,
Он сводит мигом всех на нет.
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья,

Во-первых нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем столь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком делении
Противоречье в нем самом.
И впрямь, какое из извесных
Число за четное нам взять,
Когда с нулем в произведении
Все числа нуль лишь могут дать?
«А», в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
Но глубоко бы тот ошибся,.
Кто это вздумал доказать».

3 ведущий: команды поприветствовали друг друга и теперь отправляются в путь.

1 ведущий: 10 декабря постановление ВЦИК Остяко-Вогульский национальный округ в селе Самарово был образован в Ханты-Мансийский автономный округ. А какое историческое название округа? (Югра)
Сейчас командам нужно определить в каком году был образован ХМАО. Возьмите карточки №1 и выполните задание.
Вам дается на выполнение задания 5 минут. Начали.

2 ведущий: Пока участники соревнуются, мы определим, кто из болельщиков знает пословицы и поговорки. Победит тот, кто последним назовет пословицу и поговорку, в которой встречаются числа. (Проводиться конкурс поговорок).

(слайд появляется после того как назван победитель).

Для друга семь верст не околица.
Добрый друг лучше ста родственников.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Все за одного и один за всех.
Двое одного не ждут.
Один в поле не воин.
Один, да дорог – не надо и сорок.
Семеро одного не ждут.
Семеро пойдут – Сибирь возьмут.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без десятка и счета нет.
Раз, два и обчелся.
Семь бед – один ответ.

3 ведущий: Наши участники готовы дать свои ответы. Первая команда. Спасибо. Вторая команда. Спасибо.

Правильный ответ – 1930 год. Жюри учитывает ответы команд.

1 ведущий: Сейчас командам предстоит определить расстояние от Ханты-Мансийска до Москвы и это они сделают, выполнив задание на карточке № 2. Время 5 минут.

(На досках листы ватмана с рисунками горы, участники поднимаются вверх, последовательно выполняя задания, результат записывается в пустые прямоугольники).

2 ведущий: Итак, расстояние от Ханты-Мансийска до Москвы составляет 2040 км.
3 ведущий: Округ расположен в пределах одной природной зоны – лесной. Основную часть территории округа занимают сильно заболоченная тайга. Среди болот и лесов расположено более 25 тысяч озёр. Участникам команд предлагается справиться с задачей – шуткой, карточка №3. На выполнение задания дается 3 минуты. (на слайде текст для зрителей). В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 5 самых заболоченных участков нашего округа: Северо-Сосьвинского района, Казымского района, Обь-Кондинского района, Лямин-Вахского и Обь-Иртышского. На первом болоте было 33 кочек, на втором – 2% на третьем – 35, на четвертом – 72, и на пятом – 21°.
На каждой кочке сидело по 6 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках своей царевны? (2112 лягушек)

1 ведущий: На территории округа с юга на север протекают крупнейшие реки России – Обь и Иртыш. Кроме того, наиболее значительными реками округа являются 12 притоков:притоки Оби: Вах, Большой Юган, Большой Салым, Северная Сосьва; притоки Иртыша: Конда, Согом.

1 ведущий: Наши реки богаты рыбными запасами. В водоемах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сейчас путешественников мы приглашаем на рыбалку. Каждый участник ловит рыбу и выполняет задание, которое помещено на пойманной рыбе. Жюри оценивает количество пойманной рыбы и правильность выполненного задания. Каждому участнику дается две попытки, на то, чтобы поймать улов. Время на рыбалку 7 минут.

2 ведущий: Конкурс закончен. (обращение к слайдам)
На территории округа проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп.
Западно-Сибирская равнина, где живут ханты и манси – одна из величайших в мире. Возраст ее формирования – несколько десятков миллионов лет. Западная Сибирь – это кладовая полезных ископаемых (нефти, газа, торфа, угля, добывается россыпное золото).
Если на Западной Сибирью пролететь на самолете, то поражает необъятность просторов тайги. Она кажется безбрежной. Тайга...
Это старое тюркское слово, означающее темнохвойный лес в горах, здесь можно встретить пихту, ель, сосну, кедр. Территория округа составляет 37% от территории всей Тюменской области, что составляв 534,8 тыс.кв.км. В тайге много зверя. Можно встретить медведя, лося, бурундука, бобра, горностая, соболя, зайца, белку, лису, волка, рысь – единственного представителя в таежной фауне семейства кошачьих. Люди живущие в тайге занимаются охотой, рыболовством, сбором ягод: клюквы, брусники, черники, голубики, морошки, рябины, орехов, съедобных корней. Женщины шьют и украшают одежду и обувь из звериных шкур, слагают сказки и легенды.

1 ведущий: Вот и нашим участникам предстоит побывать в лесу и собрать грибы, которые им встретятся, но условие такое: участники первой команды собирают грибы с примерами в ответах которых будут отрицательные числа, а участники второй команды собирают только те грибы, где в примерах получатся только положительные ответы. Время 5 минут. Команды встали на исходные позиции. Начали.

1 ведущий: Итак, наше путешествие подошло к концу и жюри подводит итоги. А со всеми участниками и болельщиками мы еще раз вспомним чем славится наш Ханты _ Мансийский округ...
(выслушать ответы).

1 ведущий: Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – территория постоянного проживания, активно и динамично развивающаяся. Облик населенных пунктов отличается современной архитектурой. Югра активно строится. Возводятся школы, детские сады, стадионы, хорошеют улицы и все это создается для комфорта и удобства людей, живущих в округе Округ лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

1 место – по добыче нефти;
1 место – по производству электроэнергии;
1 место – по объему промышленного производства;
1 место – по объему газа;
2 место – по объему инвестиций в основной капитал;
2 место – по поступлению налогов в бюджетную сферу.

2 ведущий: А теперь слово жюри. (Награждение участников путешествия)

Литература:

  1. Край родной: Азбука краеведения. – Екатеринбург. СВ-96,2001.
  2. Математика в профессиях Тюменского Севера. Абрамов А.В., Евсюков Е.В. и др. – Екатеринбург. Изд. Урал. ун-та, Нижневартовск. Изд.НПИ 1993.
  3. Сказания о земле Югорской. Фотоальбом.– Верона, Италия, 2005.
  4. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 2007 год, диск.

Самоанализ внеклассного мероприятия

Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
Форма занятия: нетрадиционная – «Путешествие».
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной и воспитательной деятельности, обеспечивает работу всех групп, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
И для шестиклассников, и для семиклассников – играть – это важно! По мнению врачей и психологов, здоровый ребенок – это ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошо...играет. Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра, соревнование, путешествия, раскрытие тайн – это своеобразный способ общения с внешним миром.

Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.

В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения.

При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к предмету математики, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой мероприятия.
Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия, развивать устойчивый интерес к предмету.

Задачи: создание условий для:

  • формирования уважения к интеллектуальному труду, для обобщения и систематизации знаний из области математики и краеведения;
  • развития памяти, внимания, творческого мышления, эрудиции ;
  • воспитания стремления к самостоятельному поиску пути решения через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
  • способствования объедению учащихся разных возрастных групп.

Выбранные нами методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.

Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.

В ходе «Путешествия» учащиеся получили информацию об округе, обобщили и систематизировали знания, полученные на уроках математики.

На каждом этапе мероприятия у учеников формировалось мотивирование своих действий, критичность по отношению к себе и другим, рефлексия, самоответственность. Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.

Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Путешествие дало детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.

Приложение 1