Семейное воспитание и дошкольное образование

Разделы: Работа с дошкольниками


 «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».

А.В. Сухомлинский

Жизнь шагает вперед. Современные дети требуют к себе особого внимания и понимания. Взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей. Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности семьи и образовательного учреждения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.

На современном этапе мы, педагоги, стараемся вовлекать родителей в деятельность дошкольных учреждений, то есть предлагаем родителям активно участвовать в работе ДОУ. Это оказывает влияние на развитие и функционирование учреждения. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Наши педагоги придумывают все новые формы вовлечения в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, конференции, беседы, семинары, практикумы, консультации. Нам, педагогам, необходимо пересмотреть основы взаимодействия с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях, состоянии и поступках.

В условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в семье в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию. Нужно учитывать, что влияние семьи на ребенка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает ребенка не только, когда родители осуществляют свою педагогическую деятельность. На ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений между членами семьи, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми, как радуются или печалятся, как они общаются с друзьями и врагами, как смеются, читают и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих любопытных внимательных глаз ребенка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно еще своему ребенку помочь воспринимать правильно окружающий мир. Родительская любовь к детям и ответные чувства детей к маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам помогает взрослым преодолеть ряд трудностей (бытовых, педагогических), создать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все способствует выполнению главной задачи воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь, повседневный быт, игру и труд. Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Взаимоотношения, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых условиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Другой фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель, например, научить ребенка что-нибудь мастерить, пересказать сказку, решить задачу) и стихийно по дороге в детский сад отец рассказывает поучительную историю. Третий фактор семейного воспитания – возможность естественного включения ребенка в совместную со взрослым деятельность (наведение порядка в квартире, уход за растениями).

Говоря с родителями о трудовом воспитании детей, мы обращаем внимание на то, что в данной семье имеются возможности разнообразного и систематического совместного труда взрослых и детей. В совместном труде ребенок подражает добросовестной работе, учится у старших необходимым умениям, приобретает ценные навыки и привычки. У него формируется желание делать не только для себя, но для других.

Педагоги нашего коллектива строят свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей, убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего – родители, семья.

Педагогический коллектив нашего детского сада проводит планомерную работу с родителями по созданию единого образовательного, оздоровительного пространства «детский сад – семья». Ежегодно педагогами составляется перспективный план, в начале учебного года проводят собрания, на которых знакомят родителей с задачами воспитания и обучения на данный год. В группах оформляются уголки для родителей, проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, дни открытых дверей, организуются фотовыставки. Наиболее популярными являются мероприятия, где участвуют и дети, и родители. Это конкурсы рисунков, поделок, музыкальные и физкультурные праздники.

С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. По словам Асмолова А.Г., стандарт – это по сути дела определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Поддержка разнообразия детей через создание условий социальной ситуации, содействие взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка является ключевой установкой стандарта. Обязательным требованием к разработке образовательной программы является взаимодействие с родителями.
Коллективом нашего детского сада разработан план («Дорожная карта») по внедрению ФГОС в образовательный процесс. Также педколлективом разрабатывается новая образовательная программа с учетом федеральных государственных образовательных требований совместно с родителями.  

Таким образом, чем лучше налажено общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.

Библиография:

  1. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – С.41-44; №2. – С.44-49
  2. Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции7-9.12-2011. – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. – 240 с.
  3. https://urok.1sept.ru/preschool/
  4. http://stranadetstva.ru/semejnoe-vospitanie-v-detskom-sadu