Методическая разработка "Методика социально-образовательного проекта"

Разделы: Общепедагогические технологии


1. ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом общий объем информации, получаемый современным обществом, набирает невероятный темп роста. Эта информационная революция стала неотъемлемой частью современного мира, мира в котором предстоит жить современным школьникам, когда профессиональная карьера зависит от готовности использовать нестандартные способы решения от стремления получать новые знания и пользоваться инновациями, от умения выстроить продуктивный диалог с людьми разных социальных, этнических и конфессиональных групп.

На современном этапе развития образования перед школой стоит задача не просто сообщать школьникам готовые знания, а научить их добывать нужную информацию, используя все доступные ресурсы. Понимание важности и смысла общего образования для современного школьника приводит к необходимости выбора учителем таких форм обучения, при которых ученик может интеллектуально развиваться, а сами получаемые знания будут входить в активный арсенал эрудированности зрелого человека.

Для того чтобы развить у  детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить» школьника в окружающий мир во всем его многообразии, дать им возможность познакомиться с этими навыками  и ценностями на практике.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в неурочной деятельности.

Позитивной чертой технологии социального проектирования является его универсальность:  данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, классных часов), так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования, общественных, детских и молодежных объединениях. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.

Значимость социального проектирования для формирования важнейших компетентностей  школьников отражается целым рядом характеристик:

– проектирование дает возможность учащимся получить первый опыт  влияния и контроля над общественной проблемой, и создание собственного варианта ращения;
– оно ориентировано на экспериментальное деятельностное изучение различных аспектов  социума и является средством вовлечения учащихся в общественную практику;
– оно соотносит проблемы местного сообщества с принципами деятельности закона и  различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами;
– оно представляет возможность учащимся на практике проверить свою принадлежность к местному сообществу, найти свое место в жизни, апробировать первый опыт гражданского участия.

Социальное проектирование в современных условиях – важнейшая для формирования гражданского общества деятельность учащихся,  самостоятельная и направленная  на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование,  во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательных учреждениях Российской Федерации методики проекта «Гражданин» и развертывания на его базе Всероссийских акций «Я – гражданин России».

Являясь постоянным участником данной акции и имея позитивный опыт в реализации социальных проектов, я хотела бы рассмотреть все этапы работы в данном методическом пособии.

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Обилие информации – неотъемлемая часть современного общества, а это оказывает разностороннее влияние на формирование не только знаний подростка, но и его гражданской позиции. Изменение, происходящие в обществе,  диктуют определенные условия для адаптации в нем.  Для социализации учащимся необходимо иметь не только свою точку зрения, но и самостоятельно ее отстаивать, опираясь на собственный опыт, но для выполнения работы по созданию социального проекта  этого недостаточно.     
Как показывает опыт разработки и реализации социальных проектов, первая проблема, с которой сталкивается большинство проектных групп, – это ошибка в выборе проблемы. Дети не могут понять, что является главным при решении социальной проблемы, с чего действительно необходимо начать работу. Вторая проблема, возникающая при написании проекта, – трудности с содержательной частью работы, то есть подбор материала, который конкретно наполнит структуру проекта. Третья проблема, с которой школьники не могут справиться – это расположение материала (мыслей, идей, мнений) в работе.  На мой взгляд, эти часто возникающие трудности вполне преодолимы.

Разработанная методика есть результат  систематической работы с учащимися 10 класса при подготовке и реализации социальных проектов на протяжении 12 лет.

3. ТЕХНОЛОГИЯ  ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ПРОЕКТА

На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике  работы над социальным проектом. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

В ходе беседы, организованной учителем на занятии, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

Как показывает практика, в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ним работает весь класс или структура дополнительного образования. Возраст участников может колебаться от 12 до 16 лет. Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать трех месяцев.

В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами.

Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Школьный педагог же выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений.

Следует объяснить учащимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами и широкая общественность – граждане государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью.

Для того, чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан необходима целенаправленная “общественная политика”, которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.

Свою работу учащиеся выполняют по определенному алгоритму действий:

1 этап. Выбор проблемы

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для местного сообщества и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона и школьники, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира.

Социальные проблемы могут носить постоянный характер:

  • социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.);
  • социальные отношения (отношения к старикам, инвалидам, молодежи, детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику и др.);
  • социальные институты (органы власти и управления, политические партии, больница, школа, вуз и др.);
  • социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и  обустройство, зданий, исторических объектов,  стадионов и др.);

Вполне уместным средством поиска тематики проекта может быть и домашнее задание для школьников:

а) обсудить с родителями, друзьями, жителями своей местности различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;
б) собрать компактную информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важной и требующей оперативного решения;
в) проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев:

– важность данной проблемы для региона (области, города, села…) с точки зрения всего сообщества;
– актуальность ее решения для определенных социальных групп;
– возможность ее реализации (полностью или частями) силами команды учащихся.

Выбор проблемы крайне важен для любой проектной группы. Поэтому решению этого вопроса можно отдать максимальное количество времени от 1 недели до 1 месяца. Крайне важно убедиться, что найденная проблема затрагивает каждого человека проектной группы и все готовы приложить максимальное количество сил на ее решение. После принятия решения изменить проблему и сам проект практически невозможно.

С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «Мозговой штурм». В классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных во время мозгового штурма.

В методическом пособии Пахомова В.П. «Методика социально- образовательного проекта «Гражданин». Самара. Изд-во ООО «НТУ»,2005 предлагается заполнить следующую форму.

Форма выявления и анализа проблемы

Фамилии членов группы ______________________________
Дата _______________________________________________
Проблема ___________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_____________________________________
Почему?_____________________________________________
_____________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?
____________________________________________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?
____________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
– какова ее эффективность? ____________________________
– каковы ее недостатки? _______________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?
____________________________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?
____________________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?
____________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, возможно проведение социологического опроса.

При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

  • посильность задачи для школьной команды;
  • ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
  • конституционность и реальность ее реализации в этой местности;
  • сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
  • ожидаемые результаты.

Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.

Рейтинговым голосованием учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом. Если на этом этапе работы будет допущена ошибка, то под вопросом будет оценка всей работы учащихся.

Сделаем основные выводы по данному этапу работы.

Постановка проблемы

Постановка проблемы должна обосновывать необходимость проекта.

Хорошая постановка проблемы дает уверенность что:

1. Проблема действительно существенна.
2. Ее необходимо решать, т.к. она не разрешится сама собой.
3. Анализ причин проблемы дает ключ к определению подходов к ее решению.

Формулировка проблемы:

  • сжато описывает ситуацию, которая требует   изменений;
  • очерчивает круг тех, кого она касается;
  • показывает, насколько существенна данная проблема, какое она оказывает влияние на целевые группы, дается количественная информация;
  • рассматривает следствия проблемы – что произойдет, если ничего не предпринимать;
  • рассматривает причины проблемы: почему существует данная проблема, сколько и какие причины вызывают данную проблему, связаны ли причины друг с другом;
  • показывает, кто и как вовлечен в данное время в работу по решению проблемы, почему и в чем их усилия недостаточны.

Типовые ошибки:

  • постановка проблемы отражает внутренние проблемы заявителя, а не проблемы в обществе, за решение которых берется группа;
  • проблема выделена не конкретно (например,  «плохая экологическая обстановка в регионе»);
  • путается проблема и способ ее решения; проблема формулируется как отсутствие структуры («нет очистительного утилизирующего мусор завода»), а не как то, что происходит с определенными целевыми группами;
  • проблема не обоснована – не ясно, насколько она серьезна, какое влияние и на кого оказывает, к каким последствиям приведет ее игнорирование.

2 этап. Сбор и анализ  информации.

После того, как учащиеся выбрали проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.
В рамках этой деятельности им предстоит собрать и проанализировать  разнородный спектр информации по заданной проблеме.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Вот примерный перечень различных источников информации:

Средства массовой информации

Изучая подшивки газет, сайты интернета, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике.

Библиотеки

Здесь нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи, имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.

Научные работники,  преподаватели ВУЗов, учителя

Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы

Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.

Административные органы

Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию.

Законодательные органы

Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.

Некоторые рекомендации по сбору документальной информации.
Обращаясь с письмом в организацию, или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую учащихся проблему, использовать для письма фирменный бланк школы со всеми реквизитами, письмо следует подписать всей группой, а руководителю сообщить контактный телефон.

Если же предполагается личная встреча с ответственным лицом или обращение к нему по телефону, то в методическом пособии Пахомова В.П. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Самара. Изд-во ООО «НТУ»,2005 предлагается заполнить следующую форму.

Представление себя

– Меня зовут (ваша фамилия, имя)_______________________
– Я ученик (…класса, школы №…..).
– Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе.
– Как они решаются органами управления?
– Как граждане могут повлиять на их решение?
– Проблема, которую изучает наш класс.______________________ _________________________________________________________
(коротко опишите проблему)
– Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
– Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз? С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?
– Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
(Если ученик звонит по телефону и получили подтверждающий ответ, то он должен передать этому лицу адрес своей школы).
После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в группе проектантов редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку  и анализ всего массива данных по проблеме.

3 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.

На этом этапе команде необходимо четко определить цель проекта, задачи и методы достижения цели. Необходимо еще раз остановиться на основных понятиях.

Цель – это желаемы конечный результат проекта. При постановке цели необходимо помнить.

  • Цель должна быть максимально четкая, описана как конкретный достижимый результат данного проекта.
  • Цель должна быть измеримой с помощью конкретных цифр.
  • Цель должна быть четко определена во времени.

Задачи – это конкретные и поддающиеся измерению результаты проекта. Они должны быть конкретизированы максимально, реалистичны и выполнимы. Задачи прямо вытекают из цели. Задача – это действие, которое мы предпринимаем, чтобы достичь цели проекта. Конкретность и обозримость результата – отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

Методы решения задач

Продумывая методы решения задач, задайте себе следующие вопросы: когда, кто и каким образом будет делать то, что предусмотрено в поставленных задачах и почему именно так.
Методы – наиболее важный раздел проекта. Найти и обосновать проблему, выделить цель и поставить задачи может практически любой человек. Грамотно подобрать и описать методы решения задач сможет только тот, кто реально работает с проблемой, и знает не только, что сложная ситуация существует, но и как её решить.

При разработке этого раздела проекта необходимо:

  • Подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта,
  • Обдумать роль каждого ученика, который будет задействован в реализации проекта,
  • Определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий,
  • Хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач.

Сравним:

Цель – это желаемый конечный результат
Задача – действие, для достижения цели
Метод – способ выполнения действия.

Помните! Должна строго соблюдаться логика проекта:

План действий конкретной команды можно проиллюстрировать примером разработки учащимися акции «Победа в граффити».

Цель: проведение конкурсов  рисунков в стиле граффити, посвященному 65-летию победы на территории городского парка им Ю.А. Гагарина.

Задачи:

  • Собрать официальную и достоверную информацию о направлении молодежной субкультуры « Граффити» и о проведении конкурсов этого художественного направления как в России так и за рубежом.
  • Провести информационную кампанию для населения с привлечением сахалинских СМИ о этом молодежном направлении «Граффити» и проведения конкурса на территории городского парка.
  • На территории городского парка культуры и отдыха им Ю. Гагарина провести конкурс «Победа в граффити» с привлечением команд как из Южно – Сахалинска, так и Сахалинской области.

Методы реализации проекта:

  • Разработать положения о конкурсе «Победа в граффити» и критерии оценки участников.
  • Заключение договора с городским парком культуры и отдыха им Ю.Гагарина о проведении акции к дню 65-летия Победы 9 мая и 3 сентября 2010 года.
  • Проведение информационной акции о конкурсе в средствах массовой информации  с целью  привлечения групп молодежи для участия в конкурсе.
  • Проведения конкурсов эскизов, выбор лучших работ.
  • Подготовка площадки для проведения конкурса, закупка необходимых материалов.
  • Проведение конкурса. в мае и сентябре 2010 года
  • Освещение конкурса в средствах массовой информации.

Целевая аудитория проекта:

  • Молодые люди от 15 до 25 лет занимающиеся граффити,
  •  Молодежь города, интересующаяся этим направлением  культуры.
  • Жители  и гости нашего города и сахалинской области, посещающие городской парк
  • Представители общественности, а также ветераны ВОВ которые войдут в конкурсное жюри проекта

Ожидаемые результаты проекта:

  • На территории  городского парка будет проведено два мероприятия посвященных 65-летию победы в мае и сентябре 2010 года
  • В мероприятиях примет участие не менее 200 человек из города Южно – Сахалинска и других районов города.
  • Создание рабочая группа проекта в составе 20 волонтеров
  •  С итогами проекта ознакомлены жители города Южно – Сахалинска
  • Создано и распространено не менее 100 информационных буклетов
  • Изменение отношения молодежи к ВОВ в сторону боле эмоционального отклика на события 65 летней давности, усиление чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Распространение информации о проекте:

Подача информации о проекте в областные и городские газеты («Губернские ведомости», «Советский Сахалин», «Южно-Сахалинск сегодня»,)
Освещение мероприятий проекта на каналах сахалинского телевидения (ОТВ, ГТРК «Сахалин», АСТВ);
Дальнейшее развитие проекта:
Создание  в нашем городе площадки для творчества молодых художников, работающих  в стиле граффити и проведения конкурсов как российских, так и международных.

4 этап. Реализация плана действий команды учащихся

Данный этап, предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей и др.

Практика реализации проектов в гимназии№1 им А.С. Пушкина, дает немало примеров, когда учащиеся стали инициаторами и проводника целого ряда интересных дел.

Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность молодежи освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения функциональной грамотности.

Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.

5 этап. Подготовка к защите проекта

Весь собранный материал надо сгруппировать в два блока: демонстрационный и документальный. Если вы принимаете участие в акции «Я гражданин России» то вам стоит уделить особое внимание Демонстрационному разделу, а так же папке с документами..

Демонстрационный раздел состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

В это же время тщательно готовится папка документов.

1 раздел  (Актуальность и важность проблемы) содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.

В папку документов включаются материалы с наиболее важной и значимой информацией, которую собрали и использовали учащиеся в ходе определения и обоснования проблемы.
Здесь могут быть представлены:

  • подборки газетных и журнальных статей,
  • письменные обзоры интервью, проведенных школьниками среди населения,
  • материалы, полученные в процессе общения с представителями общественности и группами по интересам,
  • извлечения из официальных публикаций государственных органов.

Для представления документов и отчетов, которые содержат большое количество страниц, следует сделать копию титульной страницы, оглавления и дать резюме по этому документу на одной странице. Это резюме можно взять из самого документа или подготовить самостоятельно.

2 раздел (Сбор и анализ информации) – демонстрирует  наиболее выразительные данные  из разных источников информации, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы.

Здесь, в этом документальном массиве содержатся такие материалы как:

  • выдержки из юридических, нормативных документов (от  Конституции  страны до распоряжения глав местных администраций и устава школы),
  • данные социологических опросов граждан данной территории,
  • резюме материалов различных средств массовой информации (центральных и местных) по исследуемой проблеме,
  • результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.

3 раздел (Программа действий команды) поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками.

Он состоит из материалов, дающих наглядное представление о путях решения назревшей проблемы, которые имеют определенную поддержку большинства команды,  различных групп граждан, тех или иных ветвей власти или общественных формирований.

Здесь в блоке документации могут быть следующие материалы:

  • пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы,
  • проекты законодательных решений, вариантов строительства или реконструкции важных для социума объектов,
  • сметы и экономические расчеты реализации данного проекта в целом или частично,
  • планы привлечения различных социальных слоев, бизнесструктур, групп поддержки конструктивной совместной общественно-значимой деятельности и др.

4 раздел (Реализация) – представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.

В папке с документами данный этап продвижения проекта состоит из:

  • документальных свидетельств о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами законодательных органов,
  • составных элементов PR-компаний по продвижению проекта в обществе, расширению числа его сторонников,
  • деловой переписки с различными лицами из сферы законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций,
  • информации (текстовой и в фотографиях) о реальном вкладе участников школьной команды в реализацию своего проекта,
  • мнений известных и авторитетных людей о важности данной инициативы школьников для их территории, определенных групп граждан и др.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления группы из 4 – 5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.

На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления этой группы  учащихся,  проверять их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

6 этап. Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
В методическом пособии Пахомова В.П. «Методика социально- образовательного проекта «Гражданин». Самара. Изд-во ООО «НТУ»,2005 .

Презентация имеет четыре главных цели:

  • представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися в школе, городе, селе…,
  • объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы  так, чтобы собравшиеся могли понять преимущества и недостатки каждого из них,
  • объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы,
  • показать, как группа школьников может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители исполнительных,   законодательных, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации.

На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии:

Аргументированность

– Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?
– Напрямую ли предлагаемая программа связи с решением насущной проблемы?
– Объясняется ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект?

Практичность

– Насколько предлагаемая программа реалистична?
– Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?

Координация

– Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
– Как содержимое папки с документами подтверждает логику материалов стендов для показа?

На презентации представители команды в течение 10 минут демонстрируют концентрированную информацию о специфике своего проекта. В ходе презентации стоит обратить внимание на ряд важных условий:

  • выступление должно быть построено на основе материалов демонстрационного и документального разделов, но не должно читаться «слово в слово» с демонстрационного стенда,
  • группа должна использовать графические материалы стенда для объяснения отдельных пунктов проекта,
  • во время устной презентации можно использовать только те материалы, которые включены в портфолио.

Затем некоторое время отводится на вопросы членов жюри и представителей других школьных команд. Они могут попросить участников презентации:

  • объяснить более подробно или прояснить некоторые пункты проекта,
  • дать примеры по отдельным сюжетам данной презентации,
  • защитить некоторые утверждения или позиции,
  • дать ответы на вопросы о том, чему научились школьники, работая над проектом, какие сложности у них возникали?

При подготовке к выступлению на конкурсе проектов можно попросить родителей или педагогов, имеющих опыт в проведении презентаций, подготовить группу. Школьникам следует попрактиковаться в проведении устной презентации до выступления перед аудиторией. Ее можно вначале провести перед учащимися своего или другого класса. В процессе презентации и ответов на вопросы не должен доминировать один или два учащихся. Презентация должна продемонстрировать чему все научились в совместной работе при подготовке проекта. Следует выбирать самую важную информацию и доводы и представлять их своими словами. Ответы на вопросы не должны требовать обращения к заранее подготовленным записям или папке с документами. Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри такую матрицу.

В случае если вы не принимаете участия в конкурсе «Я гражданин России» то критерии устной презентации проекта необходимо выработать вместе с учащимися школы или класса.

7 этап. Рефлексия

Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.

Возможен такой перечень вопросов учащимся:

  • Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
  • Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?
  • Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
  • Каковы преимущества работы команды?
  • Что вами сделано хорошо?
  • В чем вы видите недоработки команды?
  • Что бы вы сделали по другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Обработанные материалы анкетирования наверняка дадут педагогу повод для совершенствования своей работы с учащимися по развитию у них  социальных компетенций  в ходе проектной деятельности.

Успешность и эффективность социального проектирования школьников зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

  • добровольность участия в проекте,
  • оптимальное распределение времени в работе над его стадиями,
  • эффективность распределения обязанностей между участниками проекта,
  • корректная позиция педагога,
  • поддержка проекта администрацией школы, руководством молодежной ассоциации,
  • заинтересованность в результатах молодежных социальных проектов органов власти.

Как для педагогов, так и учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации  школьников.

Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. Такое распределение может быть осуществлено уже на втором этапе, сразу после выбора проблемы и формулирования темы проекта. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.

Успешность работа над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работы, предполагающая, что педагог является руководителем проекта, а школьники – его исполнителями, не ведут к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются учащиеся.

Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества,  совместной деятельности. Вместе с тем, на разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости ожидания учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуации.

Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительна важна поддержка администрации, и, прежде всего, руководителей образовательных учреждений.

Предоставление школьных аудиторий и технического оборудования для работы над проектом, материалов для работы по оформлению портфолио и стендов, поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в проектной деятельности – таков лишь примерный перечень возможных форм поддержки проекта со стороны администрации образовательных учреждений.

Литература.

  1. Пахомов В.П. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». – [Текст]: Самара. Изд-во ООО «НТУ», 2005.
  2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тексты. – [Текст]:М.: Владос ПРЕСС, 2002.
  3. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – [Текст]: М., 2003
  4. Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – [Текст]: Самара, 2003.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров  – [Текст]: М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – [Текст]: М., 2003.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – [Текст]:М, Народное образование, 1998.
  8. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектом. – [Текст]: Ярославль: Академия развития, 2008.
  9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – [Текст]: М: Просвещение , 1996.