Методика конкретных ситуаций в процессе обучения и практической деятельности учащихся при новых технологиях (классы ККО)

Разделы: Коррекционная педагогика


Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации при переходе с младшей школы в среднее звено старшей школы. Причины трудностей в обучении и школьной дезадаптации учащихся в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены. Каковы могут быть причины школьной неуспеваемости? Их много, перечислю наиболее распространенные.

Низкий уровень умственного развития, который может быть обусловлен педагогической запущенностью; частыми заболеваниями и, как следствие, пропусками занятий; органическими нарушениями центральной нервной системы и головного мозга и т.д. Низкий уровень умственного развития проявляется в том, что ученик не умеет устанавливать причинно-следственные связи, учитывая все признаки предмета или явления, видеть общее…Естественно, что недостатки в развитии мышления будут проявляться в трудностях усвоения учебного материала, прежде всего по математике.

Несформированность учебных навыков: ребенок не умеет учиться, т.е. работать с текстом, выделять в нем главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия…

Дефицит внимания с гиперреактивностью, который характеризуется отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью…

Отсутствие познавательного интереса: оно может быть обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности. Поэтому такому ученику мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, предпочитает пустое времяпрепровождение.

Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает только то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Конфликтные отношения в классе со сверстниками или с учителем; отказ от усилий в учебной деятельности выступает как протестная реакция на сложившуюся ситуацию.

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Попробуем разобраться. Нестойкость усвоения знаний проявляется в следующем. Ученик понял материал, когда его объяснил учитель на уроке, и даже решил какие-то примеры и задачи, а через некоторое время он не помнит и не знает, как решать те задачи, с которыми справлялся раньше. И тем более он не сможет воспроизвести способ решения спустя достаточно длительный отрезок времени. Это часто вводит в заблуждение учителей, ведь они точно помнят, что этот ученик решал такие задачи. Чтобы знания таких учеников «не улетучились», для их закрепления необходимо более длительное время и больший объем решенных задач. Поэтому в работе с такими уч-ся необходимо время от времени повторять уже пройденный материал, как бы фиксируя его, а кроме этого, обязательно увязывать вновь усвоенные знания и навыки со старыми. Учитель для себя и для слабоуспевающего школьника должен четко сформировать необходимый минимум знаний и навыков, которые должны быть усвоены учеником, в конце какай-либо темы, в конце четверти, в конце года.

Низкий познавательный интерес. То, что не получается или требует больших эмоциональных, физических и интеллектуальных затрат, обесценивается, становится не интересным. Поэтому с неуспевающими учениками не срабатывают карательные меры. Такой ученик нуждается в поддержке, необходимо показать ему, что приложенные усилия не были напрасными, что они замечены и оценены педагогом; акцентировать другие его достижения и показать, что он состоятелен в других не учебных сферах деятельности. Также полезно включать в уроки «Эффект новизны» занимательные задачи, головоломки, интересные рассказы из жизни ученых.

Низкий уровень развития словесно – логического мышления. Решение задач у таких уч-ся основывается в большей степени на наглядно – образном мышлении. Поэтому с неуспевающими школьниками необходимо делать, большой упорна наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая тем самым реализацию принципа доступности учебного материала.

Низкая работоспособность. Она проявляется в утомляемости, неусидчивости, истощаемости, рассеянности, пресыщаемой, медленном темпе работы; Увеличении количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; в жалобах на головную боль или другие недомогания. Здесь желательно поменять вид деятельности и опять – таки соблюдение принципа необходимости и достаточности.

Во многих российских школах на помощь таким детям созданы коррекционно – развивающиеся классы. Как сказано в Положении о классах ККО, целью их организации является создание в общеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально – типологическими способностями, состоянием соматического и нервно – психологического здоровья.

Ряд педагогических коллективов осуществляя коррекционно – развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими трудностями в обучении в отдельные классы. Коррекционно – развивающая работа с ними проводится учителями, психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента и консультационных часов, организация разнообразной развивающей деятельности в различных кружках предметных и спортивных. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, обогащению и систематизации словаря, но могут иметь и предметную направленность в виде подготовки к восприятию трудных тем учебного материала, восполнению пробелов предшествующего обучения. Я считаю, что этот подход наиболее целесообразен, так как при его реализации сохраняются благоприятные условия адаптации ребенка в коллективе сверстников и срабатывает фактор взаимообучения. Не стоит забывать, что дети усваивают что-то не тогда, когда им объясняют взрослые, но и в процессе общения, взаимодействия со сверстниками. Если в классе собраны только слабые ученики, то нет ориентиров, куда и к чему стремиться, снижена учебная мотивация, ведь все учатся плохо, и на первое место выходят вне учебные мотивы.

Фрейд однажды сказал: «Личность – звено между мотивацией и ее реализацией». Мотивация – важнейших компонентов структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основой критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие» от самой деятельности. В классах ККО очень часто говорят: «Мне тогда все понятно, когда интересно!» Значит, ребенку должно быть комфортно и интересно на уроке, тогда и будут веселые глаза, заинтересованные лица. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Выделим условия, которые учителю необходимо соблюдать при формировании интереса:

– владение понятием мотивация обучения
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей
– содержание задачи (интересное её содержание, т.е. формулировка и путь её решения)
– трудность задачи (следует учитывать, что при достаточно высоком уровне сложности, интерес к решению задачи снижается)
– свойство локальной устойчивости задачи (интерес какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).

Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное формирование познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: формирование мотивации в обучении к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.

Перечислим основные требования, которым должна отвечать система задач, способствующая развитию повышения мотивации обучения к математике (принципы конструирования систем математических задач):

– система задач соответствует общей учебной цели ( под общей учебной целью понимаем формирование познавательного интереса к математике)
– система задач обеспечивает дифференцированное обучение (под принципом дифференцированного обучения понимают, создание соответствующих условий для формирования познавательного интереса к математике у учащихся различных типологических групп)
– система задач отвечает принципу активности (под принципом активности понимают, создание соответствующих условий для проявления познавательной активности каждым учащимся)
– система задач обеспечивает постепенное возрастание степени самостоятельности учащихся (под принципом постепенного возрастания степени самостоятельности учащихся понимаем переход от несамостоятельной деятельности учащихся, сопровождаемой помощью учителя, к самостоятельной индивидуальной деятельности)
– система задач формирует у учащихся способы самостоятельного приобретения знаний (принцип формирования способов самостоятельного приобретения знаний – принцип организации такой деятельности, что при решении интересной для учащихся задачи возникает интерес к похожим задачам).

Выделим условия, которые учителю необходимо соблюдать при формировании интереса:

– владение понятием мотивация обучения
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей
– содержание задачи (интересное её содержание, т.е. формулировка и путь её решения)
– трудность задачи (следует учитывать, что при достаточно высоком уровне сложности, интерес к решению задачи снижается)
– свойство локальной устойчивости задачи (интерес какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).

Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное формирование познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: формирование мотивации в обучении к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.

Перечислим основные требования, которым должна отвечать система задач, способствующая развитию повышения мотивации обучения к математике (принципы конструирования систем математических задач):

– система задач соответствует общей учебной цели ( под общей учебной целью понимаем формирование познавательного интереса к математике)
– система задач обеспечивает дифференцированное обучение (под принципом дифференцированного обучения понимают, создание соответствующих условий для формирования познавательного интереса к математике у учащихся различных типологических групп)
– система задач отвечает принципу активности (под принципом активности понимают, создание соответствующих условий для проявления познавательной активности каждым учащимся)
– система задач обеспечивает постепенное возрастание степени самостоятельности учащихся (под принципом постепенного возрастания степени самостоятельности учащихся понимаем переход от несамостоятельной деятельности учащихся, сопровождаемой помощью учителя, к самостоятельной индивидуальной деятельности)
– система задач формирует у учащихся способы самостоятельного приобретения знаний (принцип формирования способов самостоятельного приобретения знаний – принцип организации такой деятельности, что при решении интересной для учащихся задачи возникает интерес к похожим задачам).

Вот несколько примеров из своей практики: 6 класс. Тема «Координатная плоскость». Закрепление этого материала проходит при построении различных всевозможных фигур и сказочных персонажей. И только после этого мы переходим к материалу учебника: на заранее заготовленных координатных плоскостях, вложенных в файлы координаты точек, отрезки, треугольники, но делается это легко и со знанием дела.

9 класс, геометрия. Тема «Подобие фигур». Этот материал я прохожу по следующим ступеням:

1 ступень – Ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана гомотетия с равенством и симметрией относительно точки, при к=2, к=1, к=–1. Научить построению различных фигур, сказочных персонажей. Далее выполняют дети творческое задание «Фигура в моей фантазии».
2 ступень – научиться доказывать подобие треугольников (по образцу, с пропуском основных фраз, слов…, затем с доказательством теоремы), чаще всего я предлагаю это сделать для учащих по выбору.

3 ступень – научиться решать задачи разного достоинства, составлять пропорции.

При этом подходе каждый из учеников пройдет только тот путь, который ему по силам, поэтому работают все без исключения. Ребятам интересно тогда, когда много наглядности.

8 класс, геометрия. Тема «Преобразование Фигур». С начала я устраиваю выставку работ учеников, накопленных за эти годы. Эта выставка работ стимул, удар по самолюбию всех. Это один из приемов стимулирования деятельности учащихся.(Может быть и мои работы будут храниться и показываться другим учащимся.)
Поэтому на этом этапе дети очень стараются, лишний раз задают много вопросов, уточняя некоторые моменты своего творчества, и очень ждут похвалы.

9 класс, алгебра. Тема «Последовательности». Эта тема хорошо идет после предварительной работы, а именно, когда включен материал о легенде в шахматах, о глупом купце, и конечно о пирамидах, которые рано или поздно рушатся. Далее рассматривается материал учебника уже интереснее и нагляднее. А если он идет в сопоставлении понятий, определений, формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий – это дает хороший результат.

Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропускать его успех или неудачу, похвалив его или поддержав его в нужный момент. Подготовил самостоятельно теоретический материал – обязательно покажи его. Нашел другой способ доказательства – поделись им. Предложил оригинальный метод решения задачи – все приятные слова услышишь в свой адрес. Выгодский сказал: «Если ученик на уроке переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров само регуляции». Значит, каждый ученик свободен, принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти.

6 класс. Тема «Масштаб». Я объявляю конкурс на самый лучший план посадки фруктового сада, огорода дачника, разбивку клумбы на даче или около школьного участка. Вот тут фантазии хоть отбавляй. А лучшие проекты выставляются на обозрение взрослых.

Есть много других методов и способов работы в классах ККО.

Можно параллельно изучать темы «Равновеликие фигуры» и «Равные фигуры». Проходит это в виде практической работы. С помощью ножниц мы конструируем трапеции и параллелограммы из треугольников и четырехугольника, строим треугольники разных видов, и каждый раз проговариваем равновеликие фигуры.

8 класс, геометрия. Тема «Теорема Пифагора». На этой теме продолжаем конструировать. Проверить утверждение теоремы, можно разрезав квадраты, построенные на катетах данного прямоугольного треугольника на 7, 9 частей. Если еще указать, что может быть трапеций 2, треугольников 4, прямоугольников 4, квадратов еще больше и естественно все эти фигуры укладываются на самом большом квадрате, построенном на гипотенузе. Ребята довольны конструированием своим. Поэтому можно составить целую серию «Задач конструкторского бюро».

Много существует методов изучения и закрепления материала и теоретического и практического:

– арифметической и геометрической прогрессий;
– при повторении решений линейных и квадратичных неравенств;
– координатная прямая и координатная плоскость;
– признаки и свойства параллельных прямых и параллелограмма;
– свойства квадратичной функции с помощью серий заданий на сходства и различия графиков;
– равенства треугольников и подобие треугольников…

Перечисленные методы помогают развивать умение анализировать, логически мыслить, способствует интеллектуальному развитию личности.

Хочется остановиться на творческих домашних заданиях, так как работать дома можно больше времени, использовать дополнительные источники информации.

Начиная, с 5 класса ребятам предлагается выполнить домашнее задание в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные задачи с иллюстрациями, ребусы, кроссворды…Удачные и интересные используются дальше на уроках, предметных неделях. Такое внимание к авторам этих работ очень приятно. Дети именно этого возраста затрудняются при составлении задач с одним неизвестным (уравнений). Тогда им можно предложить: с начала самим составить задачу с одним неизвестным, нарисовать иллюстрацию и решить ее. Затем, увеличивая разновидность задач, ребенок начинает с ними справляться быстрее. Поражает большое разнообразие составленных ребятами задач. Это традиционные задачи про фрукты и овощи, и более современные темы о компьютерах и мобильных телефонах. Первые задачи своего творчества ребята решают уже на следующих уроках. В процессе творчества присоединяются и те ученики, которые до этого не проявляли особого интереса. Накапливается большое количество красочно оформленных задач, мы объединяем их в альбом.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры или их элементы, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению. Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и уч-ся с присущими ей элементами соревнований, непосредственности и неподдельного интереса. Мало знать теорию, необходимо продумать технологию игры, четко определять ее цели. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые и творческие.

Особое место занимают творческие и ролевые игры. Они требуют длительной подготовки. Например, «Изобретение игрушек из геометрических фигур». Распределяются роли так: директор фабрики; технолог; проектировщик; создатель рекламы и т.д.

В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. Знакомство с различными профессиями. В 5 классе дети хорошо играют в «Математический поезд»: начальник станции; машинисты; пассажиры разного класса.

Ребята различных классов любят игровые моменты на уроках.

Очень любят математическое лото, они его составляют сами, обмениваются ими, проверяют своих товарищей. Это лото может быть составлено на теорию по алгебре и геометрии, на применение теоретических знаний, на различные формулы по тригонометрии, формулы сокращенного умножения.

Дети средних способностей составляют для слабоуспевающих учащихся план схему решения задач и примеров, задания с пропусками по различным темам, тем самым, проверяя себя в решениях данных задач.

Оправдывают себя и алгоритмы, составленные учащимися при прохождении тем сложных для них.

В процессе изучения предмета выделяются уровни развития учащихся и уровни их познавательного интереса. Так у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают только поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью , активным участием на уроке. Рассмотрим наиболее эффективный путь формирования повышения мотивации
в обучении математики посредством задач.

Выделим условия, которые должен соблюдать учитель при формировании интереса:

– владения понятием мотивация обучения;
– учет возрастных особенностей и индивидуальных;
– содержание задачи (интересное ее содержание, т.е. формулировка и путь ее решения);
– трудность задания (к очень трудной задачи интерес снижается);
– свойство локальной устойчивости (интерес вызывается к похожим задачам);

Сформулированные условия являются необходимыми. Если их соблюдать, то возможно эффективное формирование познавательного интереса к математике. Формирование мотивации в обучении математики достигается соблюдением перечисленных условий. Принципы конструирования систем математических задач:

– система задач, соответствует, обшей учебной цели (формирование познавательного интереса);
– система задач обеспечивает дифференцированное обучение (создание соответствующих условий для формирования познавательного интереса у учащихся различных типовых групп);
– система задач отвечает принципу активности (создание соответствующих условий для проявления познавательного интереса каждым ребенком);
– система задач обеспечивает постепенное возрастание степени активности и самостоятельности учащихся (переход от несамостоятельной деятельности учащихся, сопровождаемой помощью учителя, к самостоятельной индивидуальной деятельности);
– система задач формирует у учащихся способы самостоятельного приобретения знаний (при решении интересной для учащегося задачи возникает интерес к похожим задачам).

Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести центр тяжести педагогического процесса на личность ученика, на развитие его творческих качеств.

Основная задача заключается в создании условий, побуждающих ученика к активной творческой деятельности и обеспечивающих его участие в ней. К таким условиям относятся: использование упражнений, формирующих действия, адекватные понятиям, определениям и теоремам. Реализация всех этапов решения задачи, особенно этапа поиска способа решения и заключительного этапа, характеризующегося поиском и обсуждением различных вариантов решения задачи, их оценкой, исследованием задачной ситуации, конструированием новых задач (задач – аналогов, задач – обобщений); усиленное внимание к эмоционально – мотивационной сфере учебной деятельности и ее эстетике.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые и творческие. На многих уроках провожу тренировочные игры: «Домино», «Лото»; составление и решение кроссвордов по различным темам или курсам; мини-конкурсы: «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Цепочка», «Карусель», «Ромашка» …

Использую их при отработке вычислительных навыков, свойств, определений, как в младших классах, так и в старших.

Например, при изучении темы «Решение уравнений» использую игру «Пограничник». При переносе членов из одной части уравнения в другую ученики обычно забывают сменить знак. Я напоминаю, что пограничник должен проверить наличие другого (сменного) заграничного паспорта, а мы с вами – сменить знак. Особенно это действует, когда напоминаешь о разведчиках и пограничниках, героев наших кинофильмов. Каждый ученик сразу становится ответственным за своих агентов и воинов и поэтому более внимателен при решении уравнений.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую также «Цифровые диктанты». Я читаю предложение, а учащиеся записывают ответ в виде цифр: 1 – верно, 0 – неверно. Получается закодированное число.

В 6-м классе при изучении темы «Действия с положительными и отрицательными числами» я также использую карточки-задания.

На доске записано задание, например: 80 * (-12). Я показываю карточки, на которых записано математическое действие («–», «+», «:», «+»), учащиеся подставляют этот знак вместо *, и называют ответ. Эта игра помогает в отработке навыков действий с положительными и отрицательными числами.

Тема «Координатная плоскость». Начинаю эту тему с построения на координатной плоскости всевозможных фигур (зайцев, домиков, цветов и т.д.). И только после этого мы переходим к учебному материалу: строим на заготовленных координатных плоскостях точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

Исходя из своего опыта, работы я считаю, что сегодня необходимо следить за новейшей педагогической и психологической, методической литературой не только в вопросах классов ККО, но и в любой сфере образовательного процесса. Меняются дети, их родители, меняется их отношение к школе, к учебно – воспитательному процессу. Так как из года в год расширяется и углубляется содержание образования, вступают в новые связи и поиски школьных педагогов.