"Гостевой этикет" на уроке светской этики

Разделы: Начальная школа


Основная цель урока: сформировать представление об этикете.

Цели:

  • Метапредметные:
    • тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений.
    • формировать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, выражать в речи результаты этих операций.
    • тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать.
  • Предметные:
    • формировать у младших школьников понятия «Этикет».
    • познакомить детей с правилами поведения в гостях.
    • развивать в детях чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
    • воспитывать в детях вежливость, доброту, отзывчивость.

Задачи:

  • Образовательные: овладеть  понятием «этикет», использовать для приобретения новых знаний дополнительной литературы и интернета.
  • Развивающие:
    • развивать  умения анализировать поступки и соотносить их со своими, делать выводы;
    • развивать речь, память, внимательность.
  • Воспитательные:
    • воспитывать и прививать тактичность, культуру поведения в обществе;
    • воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: компьютер,  презентация, текст  старой сказки, задание на карточке, словарь по этике, диафильм «Хрюк на елке» (отрывок).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Перед тем как начать нашу работу, я хочу, чтобы вы посмотрели своему соседу в глаза, улыбнулись ему и пожали друг другу руки. Пожелайте хорошей работы и отличного настроения! Ведь ДРУЖБА творит настоящие ЧУДЕСА! (Звучит песня о дружбе. Приложение 1)

– Ребята, давайте вспомним пословицы о ДРУЖБЕ.
Правду говорят, что тот, кто имеет друга – счастливый человек! А все ли умеют дружить? Какого бы вы хотели иметь друга? От вашего поведения, умения вести себя, от ваших качеств зависит, а выберут ли вас, захотят ли с вами дружить?

2. Сообщение темы урока

– Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте поговорим о том, как надо вести себя в гостях, о правилах этикета  (Презентация, слайд 1)

3. Объяснение нового материала

– Итак. Давайте сначала разберем значение слова «этикет». Обсудите со своим соседом по парте, как вы считаете, что такое «этикет»?

(Дети работают в паре 1 мин., заслушиваем ответы ребят – спорим – обсуждаем – дискуссируем.)

– Подведем первый итог, какая из пар ответила правильно. Давайте обратимся к «словарю по этике» и прочитаем значение этого слова.
(1 пара ребят работает со словарем, 2 пара ищет значение слова по интернету, находят слово «этикет» и читают его значение) Объявляем первых победителей.

«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения … Важную роль в этикете играет и наша речь.

Вывод: Что такое этикет? (слайд 2)

Этикет – часть нашей культуры; все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей.

Рассказ учителя о видах этикета (слайд 3)

Виды этикета:

– речевой этикет;
– свадебный этикет;
– гостевой этикет;
– столовый;
– траурный;
– этикет «выходного дня» (театральный);
– дипломатический;
– профессиональный;
– религиозный;
– служебный (медицинский);
– телефонный

– Сегодня мы поговорим о гостевом этикете (слайд 4)
Всем нам нравиться ходить в гости к друзьям и знакомым, ездить к родственникам, путешествовать. Как правило, радушные хозяева приглашают за стол, отведать угощение. А как вести себя за столом?

(Ребята работают в паре, через минуту заслушиваем ответы)

– Давайте представим, что 2-ая пара у нас сегодня вечером принимает гостей, т.е. вас, в гости. Как это будет происходить? Разыграем сценку. А мы поможем нашим «хозяевам» (слайд 5)

  1. Какая должна быть одежда? (Праздничная, выглаженная – этим мы выражаем свое уважение к пришедшим)
  2. Раздался звонок в дверь. Как надо встречать гостей, чтобы они почувствовали, что вы рады их приходу? (Встречать надо приветливо, с улыбкой)
  3. Гость вошел в квартиру. Твои действия? (Поухаживать за гостем, пригласить в комнату, гость проходит ПЕРВЫМ)
  4. Если в комнате уже есть гости, что ты должен сделать? (Познакомить). Если вошел взрослый? (Представить взрослому: «Это мой друг…»).

Вторая пара подводит итоги.

Вывод: принимая гостей, надо вести себя так, чтобы им было приятно у вас. Думать о них, а не о себе.

Предлагаем следующей паре разыграть сценку, когда пришел товарищ, с которым ты играешь в паре в компьютерную игру. Но пришли другие ребята. Что делать? (Нельзя, чтобы гости скучали, пока вы не наиграетесь) (слайд 6)

Вывод: желание гостей – для вас закон! (Если хотят послушать музыку – включи, танцевать – танцуйте все, посмотреть альбом – покажи).

Четвертой паре предлагаем разобраться с ситуацией, когда гости оставили беспорядок в комнате, которую ты убирал перед их приходом. Что делать? (Прибрать еще раз, когда разойдутся гости) (слайд 7)

Пятая пара решает, что делать: если гость разбил вашу любимую чашку? сломал игрушку? (Не подавать виду, что расстроен, утешать гостя, ему и так неудобно)   (слайд 8)

Шестая пара решает, как отреагировать на гостя, который совершил какую-нибудь неловкость (Не подавать вида, что заметили эту неловкость, если это мелкая оплошность. Но, если это серьезный проступок – не прощать даже своим близким друзьям. Обязательно честно указать на этот проступок) (слайд 9)

Седьмая пара решает, кто должен первым сесть за стол? (Хозяин! Но он не должен начинать есть, пока не предложит гостям угощение и они не приступят к еде.  Хозяин встает из-за стола последним, чтобы гости могли все отведать) (слайд 10)

Восьмая пора провожает гостей (слайд 11)

4. Физкультминутка

Учимся владеть мимикой лица   (слайд 12)

Изображаем радость, огорчение, сострадание, горе, счастье, равнодушие. Произносим: «Здравствуйте» с оттенком радости, огорчения, счастья, равнодушия.

Давайте обсудим, а как должны вести себя гости? Предлагаю посмотреть отрывок из диафильма «Хрюк на елке» и сделать свои выводы. (Приложение 2)

После просмотра диафильма обсуждаем поступки его героев  и подводим итог,  КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ В ГОСТЯХ: (слайд 13)

1. Перед тем как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице снег, отряхни шапку на лестнице.
2. Не входи в комнату, не постучавшись.
3 .Если вы пришли в гости вдвоем, предложи пройти раньше твоему спутнику.
4. Если пришел с девочкой, открой перед ней дверь и пропусти первой.
5. Если в комнате много гостей не надо здороваться с каждым, поздоровайся с хозяином, а остальным скажи: «Здравствуйте!»
6. Не садись за стол без приглашения.
7. Если в комнате взрослый, не садись, пока он не сядет за стол.
8. Если в комнату вошла девочка, встань, уступи свое место, а себе принеси другой стул.
9. Невежливо сидеть на стуле развалившись, держать руки в карманах.
10. Следи за своей речью, контролируй ее громкость. Находи темы для разговора, чтобы было интересно всем.
11. Постарайся держать руки свободно, а не складывать их на груди, подбочениваться.
12. Не сиди в гостях молча, участвуй во всех предложенных хозяином развлечениях.
13. Учись слушать собеседника внимательно, с интересом. Не перебивай рассказчика.
14. Будь вежлив.

– Ребята, в заключение, поговорим о подарке. Ведь вы идете в гости. С чем бы пошли вы? Как выбрать подарок?  Это легко будет сделать, прочитав старую сказку о двух сыновьях.

(Дети читают  сказку. Приложение 3)

– Как вы думаете, какой подарок был дороже матери? Какова основная мысль этой сказки?  (Не дорог подарок, а дорога ЛЮБОВЬ!)

5. Закрепление (индивидуальная работа на карточке). (Приложение 4)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– А теперь подведем итог работы. Какую цель ставили на уроке? Достигли ли вы ее? Обоснуйте свой ответ.
– Что из урока пригодиться тебе в жизни?
– Какие новые слова узнал сегодня?
– Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую «рожицу», если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую «рожицу».

 Ученики помещают выбранные ими «рожицы» на доску. Учитель делает вывод. Если много веселых «рожиц», значит можно двигаться дальше. Если больше задумчивых, то на следующем уроке необходимо будет вернуться к выполнению подобных заданий.

– Если вы захотите, то можете дома выполнить: 1 вариант:  нарисовать, как вы представляете радушного хозяина; 2 вариант – вежливого гостя.     Подумайте, с каким подарком вы пойдете в гости.

– Спасибо за урок! Поблагодарите своего соседа по парте за совместную работу   (слайд 14)