Роль дактилологии в предупреждении дисграфии

Разделы: Логопедия


Речь – это важная функция коры головного мозга. Поэтому в ее осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга. К таким отделам прежде всего относятся корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). В височной доли левого полушария происходит восприятие и дифференцировка слуховых раздражений, в ней же осуществляется сложный процесс понимания речи. Двигательная область (нижние лобные извилины левого полушария) осуществляет программу речевого высказывания, т.е. собственно моторную речь. В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и распознавание необходимых для письменной речи графических изображений.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при общении ребенка со взрослыми. При этом, ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него человеком.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на определенном уровне дошкольной готовности. При обучении в школе продолжают совершенствоваться и развиваться речевые навыки, которые ребенок приобрел до школы, в семье, в детском саду, и происходит усвоение и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи.

Эффективность обучения детей письму будет высокой только в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, звуковой анализ, основным звеном связывающий различные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо. Звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

Письмо является наиболее поздней в филогенезе высшей корковой функцией, которая формируется в процессе специального обучения.

Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих обучение. Большинство детей начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма .Причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев кисти рук быстро устают. Ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления, движения кисти руки становятся все более неточными.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Письмо – это сложный навык координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима  определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В чем же заключается взаимосвязь движения пальцев и речи? Движение пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения были жесты, постепенно они начали сочетаться с возгласами, криками. Прошли тысячелетия, пока произошло развитие словесной речи, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинает развиваться речь. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Около трети всей двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная в близости от речевой зоны.

Значительную часть коры головного мозга занимает представительство наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим, играем. У А.М. Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Развитие проходит по этапам: Руки – Голова – Снова руки.

Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движения пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Как правило если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим движению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, предупреждению появления дисграфии, и что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

У малышей от 4 до 5 лет, когда еще не все артикуляторные мышцы ловки и подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются, в этом случае говорят о физиологических нарушениях. Вся работа с ребенком в это время – профилактическая. Начинать надо с подражания животным и механическим звукам. В дальнейшем к произношению изолированных звуков, затем слогов и слов.

Вместе с ребенком необходимо делать артикуляционные упражнения, используя потешки, песенки, прибаутки, добавляя работу пальцев и кистей рук. Это является ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родного языка. Жесты ребенка трактуются многими исследователями как письмо в воздухе. Затем на основе уже имеющейся словесной речи этот жест фиксируется рисунком. Корни письма скрываются и в детских играх. Когда ребенок усваивает мысль, что может рисовать не только вещи, но и речь – он постигает сущность письма.

С каждым голом количество детей с речевыми нарушениями возрастает. Если на момент поступления в школу у ребенка остаются нарушения речи, то они будут влиять на правильное формирование письма и чтения. В начале это будут элементы ошибок графического характера, а в дальнейшем появятся и специфические ошибки во всех разделах и на всех уровнях письма и чтения. Для ошибок будет характерно то, что они связаны с общим состоянием здоровья школьника. Количество ошибок у ребенка резко возрастает с быстро наступающим утомлением.

Иногда в одной и той же работе может быть правильно написана более трудная фраза и неправильно более легкая. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть комплексной и включать в себя следующие направления:

1. Развитие моторики и графомоторных навыков.
2. Развитие зрительного восприятия.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие времени и пространства.
5. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Работу с детьми, в начальной школе надо строить как игру, при этом процесс запоминания материала будет идти гораздо быстрее. Ведь игра – это один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Еще классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные, воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов.» – писал К.Д.Ушинский. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не учиться. В первом классе дети испытывают колоссальную нагрузку. Отсюда «неврозы», «срывы», нежелание идти в школу. Чтобы этого избежать на логопедических занятиях используется много игровых моментов. Это стимулирует детей к выполнению заданий, к концентрации внимания, запоминанию материала. Вызывает интерес к букве, слогу, слову, предложению.

Изучая буквы, учащиеся часто с трудом запоминают букву, при написании путают элементы буквы. Одним из нетрадиционных методов на логопедическом занятии я использую дактилологию или дактильную речь, как форму словесной речи. Каждая буква передается определенными положениями пальцев одной руки или обеих рук. Посредством этих дактильных знаков, следующих друг за другом, может быть составлено любое слово. У детей поддерживается интерес, познавательная активность, повышается эффективность логопедической работы в целом.

Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует определенной единице устной речи. Это можно назвать письмом в воздухе. Для детей это игра. Игра, тренирующая движения пальцев рук, вырабатывающая ловкость, умение управлять своими движениями. Пальчиковая буква это зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук.

Данные упражнения направлены на развитие:

– речи, мелкой моторики, конструктивного воображения;
– зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки;
– фонематического анализа и синтеза;
– закрепление знаний русского алфавита;
– профилактику оптической дисграфии, фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Буква будет усвоена, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы ребенок не путал буквы сходные по начертанию, необходим оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Это возможно при развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется на основе способности  запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Дактилирование – один из эффективных способов развития мелкой моторики. Ребенок, проговаривая звук, слог, слово, сопровождает движениями пальцев рук. Это усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти. Ребенок воспринимает все как игру, с удовольствием выполняет задания. Это вызывает «живой» интерес у детей. Показывая буквы, используя пальцы (дактильно) проговаривая (артикулируя), дети быстро запоминают буквы. Возникший интерес рождает «цепочку» вопросов. Оказывается говорить можно используя и пальцы!

При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса языка. Дактильная речь подчиняется правилам письменной речи. При дактилировании происходит чтение ручных изображений буквенного состава слова.

С.А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникативной системы, определял дактильную речь, как исходную в процессе обучения глухих детей языку, аргументируя следующими положениями:

– дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова;
– она полностью контролируется самим говорящим;
– при дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее;
– между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи;
– дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

Анализ данных положений позволил предположить целесообразность использования элементов дактильной речи в работе со слышащими детьми.
Начинаем работу всегда с гласных, они четко артикулируются и дактилируются. Дети быстро запоминают дактилемы. Их также можно использовать на физкультурных минутках. Одни буквы дактильного алфавита имеет сходство с печатными знаками (Г,Л.М,О,С) другие является воспроизведением в воздухе письменных начертаний (Д,З), третьи включают отдельные признаки письменного и печатного алфавита (условно): Т,П,Щ,Ц,И,Й,Э и т.п.

На первом этапе работы дети дактилируют гласную букву, проговаривая ее, а затем записывают.

На втором этапе добавляются согласные. Обычно это согласные, которые изучаются первыми по программе первого класса (М,Н,Л и т.д.) Также дети дактилируют согласную букву, проговаривают и записывают.

На третьем этапе дактирируются слоги, проговариваются и записываются. Эта работа позволяет детям быстрее запоминать буквы, не путать их, следовательно не делать ошибок. Внимание к букве сохраняется до конца занятия.

На четвертом этапе учащиеся сначала с логопедом, а затем самостоятельно дактилируют слова, проговаривая и записывая. Это очень помогает в словарной работе, в работе над звуко-буквенным анализом слова.

На пятом этапе даклирируются целые предложения. Дети также их дактилируют, проговаривают и записывают. Учащиеся четко понимают количество слов в предложении.

Эта серьезная работа по профилактике дисграфии проходит в процессе игры, что необходимо детям в начальной школе.
Использование дактильной формы речи способствует лучшему восприятию морфологической и синтетической структуры устной и письменной речи.