Урок-проект "Мультфильм? Мультфильм по басням И.А.Крылова". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.

Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания; комплексное повторение; самостоятельная работа  (чтение басен Крылова, выбор произведения, по  которому будет создаваться мультфильм, определение морали басни, написание сценария, создание иллюстраций, подбор слов-надписей к каждому рисунку); групповая работа (совместное создание мультфильма, а также подготовка презентации-рекламы мультика); комментирование выставляемых оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь  применять навыки проектной деятельности в составе группы, знать особенности басенного жанра, характеризовать героев произведения, определять мораль басни.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно отбирать тексты, перерабатывать информацию, составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в  рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач при консультативной помощи учителя, уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; формирование навыков взаимодействия группе, вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Оборудование: бумага, краски, карандаши, клей, пластилин, компьютер, принтер, фотоаппарат, игрушки, «паспорта проектной работы».

Работа, предшествующая уроку

Класс делится на четыре группы, распределяются заранее роли (выбираются «мультипликаторы», «редактор», « сценарист», «пиар-менеджеры», которые будут рекламировать мультик.  В группе обсуждается, в какой технике будет создаваться мультик (в технике рисунка, пластилиновый мультфильм, аппликация (заранее подбираются картинки из старых журналов с нужными изображениями) или же кукольный (тогда необходимо принести из дома игрушки, фотоаппарат). Решается, за создание какого фрагмента будет отвечать каждый участник. Заполняется в каждой группе лист планирования.

Роли

Планируемая работа

Ответственные за выполнение работы

1. Главный редактор Руководит работой, решает спорные вопросы, оформляет паспорт проекта  
2. Сценарист Составляет сценарий мультфильма  
3. Мультипликаторы Каждый создает 1 кадр мультфильма  
4. Пиар-менеджеры Рекламируют мультфильм  

Создание мультфильмов по басням Крылова:

1 группа – «Стрекоза и муравей»
2 группа – «Свинья под дубом»
3 группа – «Волк и ягненок»
4 группа – «Волк на псарне»

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть басен И.И. Крылова

2. Актуализация опорных знаний

Работа в парах. (Вопросы записаны на доске. Ученики задают их друг другу по очереди и отвечают на них. Результаты обсуждают вместе).
– Что такое басня?
– Чем басня отличается от других жанров?
– К какому роду относится басня?
– Назовите известных баснописцев.
– Что такое аллегория?
– Какие пороки высмеивал и осуждал И.А. Крылов?

3. Постановка цели и задач урока, работа над проектом

1) Демонстрация отрывков из мультфильмов по мотивам  басен И.А. Крылова.  Отгадывание названий басен (не более 3 минут).

2) Слово учителя

Ребята, вы, конечно же, знаете, что И.А. Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около 200 басен, но не все знают, что Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер.
Один из знакомых Ивана Андреевича писал, что в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств. И.А. Крылов мог стать замечательным актером, выдающимся художником и музыкантом (он был музыкально одаренным человеком, прекрасно играл на скрипке) и очень  любил театр.
Поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуете себя в роли сценаристов, художников-мультипликаторов, редакторов и даже пиар-менеджеров. Попробуем приблизиться к творческому таланту знаменитого баснописца   и  постараемся создать мультики по мотивам его произведений.
– Скажите, ребята, актуальна ли такая работа в наши дни?
– Для чего мы это будем делать?
(Возможный ответ ученика: «Работа эта очень важна. Ведь все дети очень любят смотреть мультфильмы. Надеюсь, другие ребята, увидев наши работы, захотят взять книгу в руки и прочитать и другие басни Крылова!»)
Работаете вы в группах. Цель – создать свою неповторимую работу. Каждая группа трудится, используя разные техники создания мультфильмов. Кто-то лепит героев басен из пластилина и выполняет надписи к каждому кадру. Другая группа делает кукольный мультик. Они принесли игрушки, будут фотографировать и делать фильм на компьютере. Третья группа свой мультфильм будет рисовать. Накануне вы распределили обязанности и даже сделали некоторые заготовки для своих мультиков. Не забывайте о временных рамках! На выполнение проектной работы вам дается 15 минут, реклама мультфильмов-12 минут (по три минуты на каждую группу).

Под руководством учителя «редакторы» заполняют «Паспорт проектной работы» (Смотрите Приложение 1). 

5. Реклама мультфильмов

6. Рефлексия

Коллективное обсуждение, осмысление и оценка проекта. Возможно голосование за лучшую работу.
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
– Что вам больше всего понравилось на уроках, посвященных творчеству Крылова?
– Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?
– Оцените результат работы.

7. Домашнее задание

Прочитать сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Приложение 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «Мультфильм по басне И.А.Крылова «Волк и ягненок»».

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература, русский язык, технология, ИЗО.

3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.

4. Цель проекта: расширить свои знания по творчеству Крылова, уметь анализировать басню как жанр, понимать мораль басни. Воспитывать в себе любовь к Родине, чувство ответственности.

5. Задачи проекта:

  1. Для создания мультфильма выбрать басню и  изучить ее.
  2. Написать сценарий мультфильма.
  3. Создать иллюстрации к кадрам и выполнить надписи к ним.
  4. Подготовить рекламу мультфильма.

6. Руководитель проекта:

7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.

8. Аннотация проекта.

Данный проект ориентирован на расширение знаний о творчестве И.А. Крылова; способствует развитию интереса к предмету, чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление, подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса без исключения.

9. Предполагаемый продукт проекта – мультфильм.

10.  работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

11. Планирование работы. ( Используйте лист планирования).

12. Распределение обязанностей.

13.  проекта: работайте в группах по плану; совместно решайте возникающие проблемы, при необходимости воспользуйтесь консультацией учителя.

14. Презентация проекта: к намеченному сроку создайте мультфильм, подготовьте
и проведите презентацию своей творческой работы. Ответьте на вопросы слушателей.

15. Осмысление и оценка проекта

Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать. Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано.
Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?
Оцените результат работы.

16. Необходимое оборудование и ресурсы: бумага, краски, карандаши, клей, пластилин, компьютер, принтер, фотоаппарат, игрушки, «паспорта проектной работы».