Урок окружающего мира по теме: "Разнообразие природы нашей Родины". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели деятельности учителя

Создать условия для обобщения и проверки знаний учащихся по разделу «Природа России», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

развивающий контроль

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Устный опрос; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы

http://download8.proshkolu.ru
http://kosmos-x.net.ru/forum/12-345-1
https://urok.1sept.ru/articles/560868/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-klasse-tema-les-i-
http://www.profistart.ru/ps/blog/31333.html
http://www.menobr.ru/materials/1227/37084/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; запись музыки; рисунки и фотографии с изображением животных и растений, карта природных зон, таблица с задачей  о протяженности границ, правила поведения в лесу, таблица «В Красную книгу занесены», индивидуальные цифровые сигналы и перфокарты, грамзапись  песни  « С  чего  начинается  Родина»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия
на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный
контроль

I. Мотивация
(самоопределение учебной деятельности)
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
Под мелодию песни «С чего начинается Родина».

Читает стихотворение:

Необъятная страна

Если долго-долго-долго
В самолёте нам  лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

(Т. Бокова.)

– Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «Окружающий мир». Посмотрите на карту-план и скажите, какие города стоят на нашем пути

Слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация
опорных знаний
1. Игра-путешествие.
Работа по карточкам
Задание 1. На доске картинки с изображением животных: северного оленя, моржа, песца, белой совы.
– В какой природной зоне обитают эти животные? Кто из них «заблудился»?
– Кратко рассказать о природе этой зоны.
– Какие растения этой зоны вы знаете?
– Что здесь ещё есть интересного?

Задание 2. На доске записаны названия растений : морошка, полярная береза, ковыль, тюльпан, клен, липа, саксаул, верблюжья колючка.
Стрелкой укажите принадлежность каждого растения к определенной зоне (карточки с названием зоны расположены в столбик)
– Кратко расскажите о природе зоны, расположенной севернее тундры.

Выполняют задания.
Два ученика выходят к доске и соединяют карточки с помощью стрелок
Парная. Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения практических задач.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы,
карточки
2. Выполнение задания – Говорит ГМЦ (гидрометеоцентр)
– Анализ погоды текущего дня.
– Анализ погоды за прошедшую неделю.
– Какие изменения в неживой природе произошли за последние недели?
– Зависит ли вид осадков от температуры? Каким образом?
– Назовите основные признаки зимы?
– Почему на Земле происходит смена времен года?
– Что именно вызывает изменения в неживой и живой природе?
– Как изменения в неживой природе влияют на живую природу, на жизнь человека?
Отвечают на вопросы. Коллективная Устные ответы
3. Выполнение задания – Мы услышали сообщения о природе двух зон. В какой природной зоне расположен республика Татарстан, Спасский район?
– Отличается климат и природа нашего края от северных районов?
– Почему в направлении с севера на юг так заметно меняется климат, флора и фауна нашей Родины? (Это зависит от расположения природных зон по отношению к экватору и к Северному полюсу)
Отвечают на вопросы. Коллективная Устные ответы
4. Выполнение задания  

Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему?
Наша страна так велика, что когда на севере вьют метели и вьюги, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины.
Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17,1 млн. кв. км. На территории нашей страны могут поместиться почти

2 таких государства, как США
48 таких государств, как Германия
56 таких государств, как Италия
31 такое государство, как Франция
46 таких государств, как Япония

– Насколько велика протяженность границ России, вы узнаете, если решите небольшую задачу (плакат с текстом задачи на доске)
Протяженность сухопутных границ России 17000 км., это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы нашей страны?

17000 км  43000  км
+    26000 км                            17000  км   
43000  км                            60000 км

Протяженность границ России в 1,5 раза больше длины экватора.

Отвечают на вопросы. Коллективная Устные ответы
5. Игра «Письма из «прекрасного далека»
Выполнение задания
И везде живут люди…
Давайте на эту тему немного пофантазируем. Представьте себе, что я, ваша учительница, получила несколько писем из «прекрасного далёка». Эти письма от вас. Послушайте несколько отрывков из них, и постарайтесь догадаться, откуда пришли эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажите сигнал с номером природной зоны.
На доске плакат
Крайний север – 1
Тундра – 2
Лесная полоса – 3
Степь – 4
Пустыня – 5

1 письмо
… Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы. Как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…

2 письмо
..В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет Витя с Толиком…

3 письмо
… Какая ширь, какое раздолье! Ни гор, ни леса, куда не глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…

4 письмо.
… Здесь очень длинная, суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходиться ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться , то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы все равно сидеть не приходится…

5 письмо.
… Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемежку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Димой одна забота – сохранить это богатство от огня…

– Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех уголках нашей необъятной Родины.

Выполняют задания. Индивидуальная.
Коллективная.
Устные ответы, карточки
6. Физинутка        
7. Игра Перекличка природных зон» 1) Сел Егор между гор. Говорит:
– А ну-ка, горы, молодца везите в горы! (Верблюд)
– В какой природной зоне живёт это животное?
– Кто узнал о нём что-нибудь интересное?

Рассказ о верблюде.

– Какие еще животные обитают в этой зоне?

2) Слеп да тупорыл, всю землю изрыл.
Мороз пришел – в землю ушел. (Крот)

– Каких еще степных животных вы можете назвать? (Дрофа, хомяк, суслик, степной жаворонок, орёл- беркут, журавль – красавка, серая куропатка).

3) Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю
Пока по лесу гуляю. (Зайчиха)

– Эта зона нам роднее всего. Каких животных, наших земляков, вы знаете?

Послушайте сообщение о бобрах

4) Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж … (моржи)

– Назовите других жителей тундры. (Белая сова, песец, северные олени, лемминг, серые журавли).

– Послушайте сообщение о северном олене.

5) Мой брат в лесу глухом живет.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа. (Белый медведь)

– Назовите остальных представителей животного мира Крайнего Севера (Кайры, чайки, гопарка, тюлени)

Выполняют задания Коллективная  
  Эти загадки касались только зверей. Мы забыли о друзьях, помогающих нам сохранить лес – наше богатство. Посмотрим, хорошо ли вы знаете своих друзей. Если хорошо, то должны хором подсказать мне ответ.

Зимой на ветке яблоки,
Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ж… (снегири)

Все хлопочет и вертится,
Все свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется… (синица)

На окне дремала птица
– Галка! Галка! Что вам снится?
Отвечала птица сонно:
– Я не галка, я… (ворона)

Вкруг ствола большой сосны
Шишки на снегу видны.
Здесь, на кузнице, затратил
Много сил проворный … (дятел)

Эту птицу всякий знает
На шесте е дворец.
Червяков птенцам таскает
Да поет весь день… (скворец)

– Каких птиц вы еще можете назвать?
– Почему люди называют птиц своими друзьями?
– Как мы можем помочь нашим друзьям?

  Коллективная  
III. Практическая деятельность Проверочная работа с использованием перфокарт  – Мы с вами повторили все, что знаем о природных зонах нашей Родины.

1. В первой строке отметить животных, обитающих на Крайнем севере.

Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагара, морж.

2. Во второй строке отметить животных, которых можно встретить в тундре.

Чистик, белая куропатка, лимминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.

3. В третьей строке отметить животных лесной полосы.

Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобры, розовый скворец, дятел.

4. В четвертой строке отметить животных, встречающихся а степной полосе.

Олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок.

5. В пятой строке отметить животных пустыни.

Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа джейран, кобра, лиса, варан.

(Правильность ответа должна иметь следующий вид

хооххохх
оххоххох
хоххохох
охххоохх
оххоххох

Выполняют задания в перфокартах Фронтальная, индивидуальная Познавательные:осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выполнение письменного  задания
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– От чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны? (Ответы детей)
– А как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется?
– К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.
– Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
– Что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
– Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Вы всегда должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит, охранять Родину».
Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы