Обучение продуктивной речевой деятельности учащихся средней школы в контексте реализации требований ФГОС

Разделы: Русский язык


1. Общая характеристика программы

Программа «Обучение продуктивной речевой деятельности учащихся средней школы в контексте реализации требований ФГОС» разработана для использования на курсах повышения квалификации педагогических работников средних общеобразовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.01.2013г. № 10 « О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников». Представленный материал вариативного модуля рассчитан на 72 академических часа.

2. Актуальность учебной программы

Актуальность программы определяется приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания русского языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Данный этап развития российского образования характеризуется переходом на новые стандарты образования, обновлённый учебный план, совершенствованием содержания курса русского языка в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования, что требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка, постоянного повышения уровня их педагогической квалификации.Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявился коммуникативно-деятельностный подход к отбору содержания обучения русскому языку в школе, когда основной задачей учителя является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей. Задачей преподавателя русского языка на современном этапе становится, в первую очередь, речевое развитие ребёнка – формирование его коммуникативной компетенции. Реализация этой задачи невозможна без знаний учителем особенностей и этапов речевой деятельности, закономерностей развития речемыслительных механизмов – всего того, что изучает психолингвистика. Поэтому включение в школьный курс системы речеведческих понятий делает содержание и методы более адекватными цели обучения, что создаёт благоприятные условия для повышения эффективности обучения, для усиления практической направленности курса.
Основной целью данной программы является повышение профессиональной компетенции учителей русского языка с учётом новейших достижений современной науки в условиях реализации требований ФГОС ООО к результатам образовательной деятельности педагогов.
Учебный план программы включает в себя 3 основных раздела: «Основы речеведения. Речеведческие понятия – ключ к совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка», «Функциональная стилистика», «Культура речи. Критерии и нормативы оценки творческих работ».

3. Формы занятий

Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и слушателей курса.

В ходе курса предусмотрены следующие формы работы:

  • Лекции.
  • Практические и семинарские занятия.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа слушателей .

Формы итогового контроля: тестирование, контрольные работы, по окончании курсовой подготовки – защита итоговой практико-значимой работы.
Таким образом, к концу курса у слушателей накапливается материал, который поможет в дальнейшей работе: лекции, материалы практических и семинарский занятий, итоговые практико-значимые работы.

4. Ожидаемые результаты освоения программы (требования к уровню подготовки слушателей)

В результате освоения программы слушатели должны

знать:

  • государственные нормативные документы, определяющие общеобразовательную деятельность учителей-предметников в условиях реализации ФГОС ООО;
  • сущность современных интерактивных образовательных технологий;
  • основные направления и перспективы развития современной педагогики и психологии;
  • новейшие достижения в области русского языка и методики его преподавания;
  • основные принципы руководства учебно-воспитательным процессом при изучении русского языка;
  • сущность и содержание профессиональной культуры педагога;

уметь:

  • эффективно использовать теоретические профессиональные знания в практической деятельности;
  • анализировать и решать психолого – педагогические, лингвистические и методические задачи;
  • применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников;
  • использовать новые информационные технологии;
  • самостоятельно интерпретировать основные положения изученных тем;
  • оценивать значимость изученного материала, логику его построения, степень собственной активности на аудиторных занятиях и при самоподготовке; оценивать уровень освоения знаний;
  • проводить диагностику и мониторинг образовательного процесса;

владеть:

  • интерактивными образовательными технологиями;
  • содержанием курса русского языка в средней школе;
  • методикой преподавания русского языка в общеобразовательных учебных заведениях;
  • методами обучения связной речи школьников;
  • технологией проверки творческих работ;
  • методами изучения личности ребёнка;
  • определённым тезаурусом знаний и умений для практического совершенствования своей профессиональной педагогической культуры;
  • навыками участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
  • навыками публичной защиты собственного педагогического опыта.

5. Профессиональные компетенции учителей русского языка, формируемые в процессе реализации программы:

  • следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики в области русского языка и методики его преподавания;
  • проектировать образовательный процесс в целом и все его компоненты на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;
  • планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с учащимися средней школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам обучения;
  • обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
  • уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду.

6. Условия реализации программы

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение Программы включает учебные пособия и другие учебно-методические материалы, доступные слушателям и обеспечивающие достаточное качество подготовки по содержанию Программы (см. Список литературы).
Методическое обеспечение учебного процесса включает также разработки составителя программы: мультимедийные презентации и учебно-методические материалы для практических занятий.

Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Процесс реализации программы обеспечен необходимой материально-технической базой для проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом: лекционной, практической работы. Для эффективного проведения занятий предусмотрено использование современных технологических средств обучения – мультимедийного оборудования.

7. Система оценки качества освоения программы

Промежуточный контроль осуществляется в форме двух контрольных работ и теста. Контрольные работы и критерии их оценки изложены в Приложении 1-3 соответственно.
Итоговый контроль осуществляется в форме выполнения практико-значимой итоговой работы. Защита итоговой работы проходит в форме конференции. Примерные темы работ и критерии их оценки изложены в Приложении 5-7.

8. Перечень учебных модулей, дополняющих содержание данного модуля

Слушателям могут быть рекомендованы учебные модули, дополняющие содержание данного модуля:

  • «Связь работы по обогащению словарного запаса с изучением разделов науки о языке и с обучением связной речи»
  • «Инновационные методики обучения при создании речевого произведения учащимися средней школы»
  • «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность».

Программное содержание

Раздел I. Основы речеведения. Речеведческие понятия – ключ к совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка (28 час.)

Тема 1.1. Речеведение как область лингвистики, изучающая язык как средство общения

Лекция (2 час.) Речь как использование языка для общения людей. Условия, необходимые для речевого общения. Понятие о речевой ситуации. Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная.
Речь как процесс – речевая деятельность. Речь как продукт речевой деятельности – текст. Речевая деятельность, её структура, 4 фазы речевой деятельности:

  • ориентировка (в ситуации, в предмете речи);
  • планирование (составление программы высказывания);
  • реализация программы;
  • контроль.

Виды речевой деятельности: продуктивные – говорение, письмо, рецептивные – слушание, чтение.
Цели обучения – формирование трёх компетенций: лингвистической, языковой и коммуникативной.
Базовые речеведческие понятия: стили речи, типы речи, текст, культура речи.
Практическое занятие (2 час.) Повторение ключевых речеведческих понятий: язык и речь, речевая деятельность, её структура и основные виды. Коммуникативно-деятельностный подход как основа образовательного процесса. Ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Коммуникативная компетенция – высшая ступень в иерархии компетенций.

Тема 1.2. Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий

Лекция (4 час.) Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки. Актуальное членение предложения как отражение хода развития мысли говорящего. Способы и средства связи предложений в тексте. Текстоцентрический подход в методике преподавания русского языка. Разновидности анализа текста ( полный, частичный, комплексный).
Тема и рема («данное» и «новое») предложения как основа построения текста. Порядок слов в предложениях текста (прямой и обратный).
Текст как объект лингвистики. Признаки понятия:

  • членимость;
  • смысловая цельность: тема и основная мысль текста, микротема, план текста (простой и сложный), строение абзаца (зачин, средняя часть, концовка), основные смысловые отношения в абзаце: перечислительные, сопоставительные, противительные, причинно – следственные, обобщающе – конкретизирующие, пояснительные и др.
  • формальная связность: развитие мысли в тексте, актуальное членение предложений в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, способы связи предложений в тексте (последовательный и параллельный), средства связи предложений в тексте (повторы, местоимения, синонимы, антонимы, слова со значением «целое и его части», однокоренные слова; деепричастные обороты, придаточные времени, обстоятельства времени и места, союзы и др.);
  • относительная автономность высказывания.

Практическое занятие (4 час.) Семинар-практикум по теме: «Комплексная работа с текстом (отработка умений анализировать текст комплексно: композиционно, стилистически, лексически)».

Тема 1.3. Функционально-смысловые типы речи

Лекция (4час.) Функционально – смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание, в динамике – повествование, причинно – следственных и прочих логических связях – рассуждение. Их разновидности – типовые фрагменты текста (Г.А. Золотова): описание предмета, описание места, описание состояния окружающей среды, описание состояния человека; оценка действительности; повествование о действиях, повествование о меняющихся состояниях; рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление. Строение типовых фрагментов текста, способы выражения «данного» и «нового» в них. Соединение типовых фрагментов в целом («большом») тексте. Работа над сочинениями определённой тематики: сочинение – этюд, сочинение о животных, сочинение о природе, сочинение – описание места и др. Совершенствование речевых умений.
Жанры сочинений – рассуждений: отзыв, рецензия, эссе.
Задание с открытым развёрнутым ответом ( сочинение-рассуждение ),позволяющее со всей полнотой проверить состояние коммуникативной компетенции учащихся.
Практическое занятие (4 час.) Круглый стол по теме «Единый государственный экзамен: сочинение – рассуждение. Этапы выполнения задания части «С» ЕГЭ по русскому языку».

Контрольная работа №1 (Приложении 3).

Тема 1.4. Новые требования к методам и технологиям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ООО.

Самостоятельная внеаудиторная работа (8 час.) Изучение основных положений «Федерального государственного стандарта основного общего образования» по русскому языку 2010 года. Фундаментальное ядро содержания образования, его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов. Формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Коммуникативно-деятельностный подход как основа образовательного процесса. Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Раздел 2 . Функциональная стилистика ( 20 час.)

Тема 2.1. Стилистика как аспект преподавания родного языка и как один из разделов школьного курса.

Лекция (4 час.) Речь разговорная и книжная. Соотношение понятий разговорная и книжная речь – устная и письменная речь.
Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический; понятие о стилистически значимой речевой ситуации. Понятие стиля речи; признаки внеязыковые (сфера применения, условия общения, задача речи) и языковые. Жанры, присущие тому или иному стилю.
Стилистическая окраска средств языка: функционально-стилистическая (книжная и разговорная), эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Средства словесной образности.
Изобразительно-выразительные речевые средства.
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение.
Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Методика работы над понятием «стиль речи». Три ступени изучения стилистики в школе (концентрический подход). Методы обучения стилистике (теоретический и теоретико-практический).
Практическое занятие (2час.) Проведение семинара по теме « Методы обучения стилистически дифференцированной речи и их применение на уроках развития связной речи. Использование словарей и справочных пособий в работе по стилистике».

Тема 2.2. Типология стилистических упражнений

Лекция (2 час.) Основные виды стилистических упражнений и их место в общей системе упражнений по русскому языку:

  • стилистический анализ;
  • редактирование (усовершенствование написанного);
  • конструирование предложений, направляемое стилистическим заданием;
  • изложения – миниатюры со стилистическим заданием;
  • стилистические этюды.

Практическое занятие (4 час.) Методический семинар «Стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы на уроках развития речи. Творческий диктант как один из вариантов стилистического эксперимента».

Тест (Приложение 4 )

Тема 2.3.Система стилистических упражнений и её конкретная реализация в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку с точки зрения соблюдения преемственно - перспективных связей.

Самостоятельная внеаудиторная работа(8час.) Анализ действующих школьных учебников и программ по русскому языку (5- 9 классы) с точки зрения использования в них методов и приёмов обучения стилистике.

Раздел 3. Культура речи. Критерии и нормативы оценки творческих работ (24час.)

Тема 3.1. Культура речи, её предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

Лекция (2 час.) Основной критерий правильной речи – соответствие нормам литературного языка. Нормы орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, понятность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность речи.
Практическое занятие (2 час.) Круглый стол по теме « Стили языка и коммуникативные качества речи».

Тема 3.2. Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении. Культура речи учителя. Речевой этикет

Лекция (2час.) Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Этические нормы речевой культуры( речевой этикет). Культура речи и другие науки.

Практическое занятие(2час.) Просмотр и обсуждение презентаций ( в том числе фотопрезентаций) преподавателей по темам: « Культура речи и синтаксис», « Культура речи и морфология», « Культура речи и орфоэпия», « Культура речи и лексика», « Культура речи и фразеология» ( из опыта работы при подготовке к ЕГЭ ).

Тема 3.3. Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной методики.

Лекция ( 4час.) Новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов.

Функции и виды контроля.
Содержательная основа итогового контроля. Технология проверки, виды измерителей.
Задание с открытым развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
О расхождениях в экспертной оценке творческих работ. Классификация ошибок. Методика разграничения ошибок разного типа.
Практическое занятие (4 час.) Проведение семинара-практикума по теме: «Грамматические и речевые ошибки и их предупреждение». Методические рекомендации по проверке и оцениванию заданий с развёрнутым ответом (сочинений) части «С» ЕГЭ по русскому языку. Компетентностный подход в проверке.

Контрольная работа №2 (Приложение 5)

Тема 3.4. Современный урок развития речи. Позиция педагога и ученика в современном образовании.

Самостоятельная внеаудиторная работа (8 час.) Рассмотрение модели современного урока, характера взаимодействия «учитель-ученик» в современном образовании, сравнительная характеристика традиционного и современного уроков. Создание модели урока, направленного на формирование личностных, регулятивных, метапредметных и предметных результатов с использованием современных методов обучения и инновационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2014 году: Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2014. – 248 с.
  2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М: КноРус, 2009.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пос. для вузов. – М.: КноРус, 2014.
  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – М.: Феникс, 2012.
  5. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис - пресс, 2013.
  6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М. – Айрис-Пресс, 2010.
  7. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся // ФИПИ авторы-составители: Капинос В.И., Цыбулько И.П. – М.: Интеллект - Центр, 2009.
  8. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: КомКнига, 2010.
  9. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2012.
  12. Пахнова Т.М. Русский язык. 11 класс: Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: Айрис - пресс, 2014.
  13. Русский язык. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. ЕГЭ // Цыбулько И.П., Капинос В.И. и др. – Ч. 1-3. – М.: ФИПИ, 2012.
  14. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для подготовки экспертов к проверке части «С»/ автор-составитель: Фалина Т.М. – М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008.
  15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс, 2011.
  16. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта, Наука, 2009.
  17. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: В К, 2009.
  18. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьёва Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

Дополнительная литература

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уч. пос. для 10-11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2012.
  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис -пресс, 2009.
  3. Балашова Т.Ю. Стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы на уроках развития речи// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Сб. статей. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2009. – с. 390-395.
  4. Балашова Т.Ю. Обучение связной речи учащихся средней школы с опорой на речеведческие понятия // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Сборник статей. – М.: Издательство «Первое сентября», 2013. – с. 534-540 .
  5. Долинина Т.А. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрес - пресс, 2009.
  6. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Экзамен, 2011.
  7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2012.
  8. Нефедова И.Ю. Русский язык. Языковые нормы. – М.: АСТ, 2011.
  9. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  10. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел». – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  12. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: АСТ, 2012.
  13. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум. – М.: Флинта: Наука, 2009.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта: http://www.standart.edu.ru
  2. Сайт Министерства образования и науки: http://www.mon.gov.ru/pro/fgos
  3. Сайт Центра оценки качества образования РАО: http://www.centeroko.ru
  4. Федеральный Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru
  5. Сайт федерации интернет-образования, сетевое объединение методистов: http://www.som.fio.ru
  6. Российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru

Нормативно-правовые акты

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – Министерство образования и науки РФ. М., 2011.
  3. «О Федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2013 № 27609). Приказ Минобрнауки России от 15.01.2013 № 10.