Проектная деятельность на уроке английского языка. Песенный проект как средство формирования социокультурной компетенции учащихся

Разделы: Иностранные языки


Быстро меняющиеся условия жизни и труда предъявляют современно новые требования к уровню образованности, к личности учащегося. Современному обществу требуется человек, умеющий самостоятельно мыслить ставить перед собой социально-значимые задачи ,проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социо-культурной и будущей профессиональной сфере.

Цель данного музыкально-познавательного песенно-игрового проекта:

  • Формирование социокультурной компетенции учащихся ( расширение диапазона лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний о стране изучаемого языка).

Задачи:

  • Активизация познавательной деятельности и повышение мотивированной активности учащихся.
  • Снятие напряжения в коммуникативной среде посредством всестороннего и углублённого изучения английского языка в доступной и интересной для детей форме.
  • Формирование пассивно- потенциального словаря школьника наряду с активным.
  • Совершенствование произносительных навыков учащихся.
  • Совершенствование навыков языкового общения.
  • Приобретение положительного опыта совместной творческой работы в группах.

Данный проект в полной мере отвечает поставленной цели и способствует выполнению заявленных задач, прививая детям интерес к изучаемому языку. Умение говорить на языке в непринуждённой обстановке, петь и даже думать на нём способствует совершенствованию разговорных навыков, а также расширению представлений о традициях, культуре, искусстве стран изучаемого языка. К тому же, получая опыт успешной деятельности, дети раскрываются как личности, с присущей только им индивидуальностью.

Оборудование:

  • Компьютер и мультимедийный проектор с экраном. Фотографии и постеры с изображением членов группы “The Beatles”.
  • .Работа над проектом разделена на четыре этапа.

I. Начальный этап.

Выбирается и обсуждается песенный репертуар.Следует отметить, что выбор песни очень важен, зачастую именно этот момент, в конечном счёте, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Желательно чтобы песни были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне. Мы остановили свой выбор на легендарной группе “ The Beatles”, чьи песни уже давно стали классикой и по сей день остаются любимы миллионами поклонников.

II. Этап. Выполнение проекта.

Самый трудоёмкий и продолжительный по времени, но пожалуй , самый интересный этап работы . Это сбор информации.( История создания и становления группы “The Beatles”, история написания песни “Yesterday”). В процессе получения информации развивается познавательная деятельность и повышается мотивированная активность учащихся. Значительно расширяется диапозон их страноведческих знаний . Разучивается текст песни , корректируются при этом ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх произнести что-то неправильно, ошибиться, наоборот, значительно повышается интерес к иноязычной речи и культуре .А это дорогого стоит. Они лучше усваивают логическую систему английского языка. Работа подобного рода даёт возможность применить изученные грамматические явления и структуры в разговорной речи. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надёжнее закрепляются в памяти учащихся. Учащиеся так же осваивают технологию использования электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

III. Этап. Заключительный. Рефлексия.

Этап, на котором происходит процесс достижения цели, осмысленияучащимися полученных знаний.

Методика работы с песенным проектом:

  1. Сбор информации о группе и песни , в частности ( её характер, стиль, основное содержание, история создания).
  2. Первое музыкальное представление, знакомство с музыкальной стороной.
  3. Проверка понимания содержания( дословный перевод общими усилиями учащихся под руководством учителя).
  4. Фонетическая отработка текста песни.
  5. Повторное прослушивание.
  6. Чтение текста песни с тщательной отработкой звуков и интонации.
  7. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы.

На последующих втором и третьем занятии достаточно повторить песню 1-2 раза чтобы слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры, что существенно облегчает закрепление нового материала и использование его в соответствующих речевых ситуациях.

Ход работы

Teacher: Today we are going to speak about one of the most famous British groups “The Beatles”. What do we know about them?

Pupil 1: This famous British group was formed by four talented young musicians.The guitarists John Winston Lennon, October 9, 1940; James Paul McCartney, June 18, 1942; and George Harrison, February25, 1943; and the drummer Ringo Starr,Richard Starkley, July 7, 1940, were all born and raised in Liverpool.

Pupil 2: Lennon and McCartney had played in a group called The Quarrymen. With Harrison they formed their own group, The Silver Beatles, in1959, and Starr joined them in 1962.

Pupil 3: Their first recordings, “Love Me Do” (1962) and “Please Please Me (1963) quickly made them Britain's top rock group. Their early music was influenced by the American rock singers Chuck Berry and Elvis Presley, but they infused a hackneyed musical form with freshness, vitality, and wit.

Pupil 4: The release of “ I Want To Hold Your Hand” in 1964 marked the beginning of the “Beatlemania in the United States. Their concerts were scenes of mass worship, and their records sold in the millions.

Pupil 5: Experimenting with new musical forms, they produced an extraordinary variety of songs new electronic sounds.

Pupil 6: The group disbanded in 1970, after the release of their final album “Let It Be”, to pursue individual careers.On December 8,1980, John Lennon was fatally shot in New York City. In 1991 Paul McCartney's classical composition Liverpool Oratorio was performed to some acclaim in Britain and The United States.

Teacher : Thank you, children, you have told us everything in detail. And now answer some of my questions:

  • Are you fond of The Beatles?
  • Why do you like this group?
  • What their most popular songs do you know?
  • What is your favourite song?

Pupil 7 : The song “Yesterday” is the best song in the album “Help!”, which was released in 1965. It is the most popular Beatles song. “Yesterday” is a romantic ballad. What is the origin of this song? Every morning Paul sat at the piano and played his own music. The melody of “Yesterday” appeared one morning while Paul was cooking breakfast. That's why first he named the song “Scrambled eggs”. But he couldn’t think of words. Nice sad music didn’t agree with simple words. The words came after several days and they were charming.

Установка 1: No doubt, everyone has heard this one of the most popular The Beatle's song .. It is one of my favourite ones. I'm sure you'll enjoy it either . I'd like you to listen to it now. I think you 'll find it easy to understand and the words and the melody itself will impress you greatly. Now we are ready to start./звучит запись песни/.

I этап. Совершенствование навыков аудирования и развитие устной речи.

Teacher:

  • Did you like the song?
  • What do you feel listening to it?
  • What emotions does it evoke ?
  • What did this song attract their admirers by?

Teacher: The mood of the song is lyrical, it shows recollections about love which has gone away. But this melancholy is light and tender.

II этап. Развитие лексико-грамматических навыков. (учащимся раздаётся текст песни).

“Yesterday”

Yesterday,
All my troubles seemed so far away,
Now it looks as though they're here to stay
Oh, I believe in yesterday.
Suddenly
I'm not half the man I used to be,
There's a shadow hanging over me,
Oh, yesterday came suddenly.
Why she had to go
I don't know she wouldn't say
I said something wrong
Now I long for yesterday.
Yesterday,
Love was such an easy game to play,
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday.
Why she had to go
I don't know she wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday

Снятие языковых трудностей:( учащиеся с удовольствие осваивают технологию использования электронных версий англо-русских и русско-английских словарей).

  • acclaim заявлять, объявлять
  • pursue преследовать, гнаться
  • worship поклонение, почитание
  • infuse вселять
  • fatally неизбежно
  • hackneyed банальный,избитый
  • quarry каменоломня
  • release освобождать
  • hang over оставаться, продолжать страдать
  • as though так будто
  • evoke пробуждать ( о чувствах)
  • superb превосходный

Учащиеся читают текст, при этом переводят его дословно, обращая внимание на изученые ранее грамматические структуры (позже им в качестве грамматического задания будет предложено составить свои собственные предложения с тем или иным грамматическим явлением).

Установка 2: Find in the text the sentences used in the ( or with)

1. Past Simple (e.g. seemed, used to, came, said etc.)

2..Present Simple (e.g. looks, believe, long for, don't know etc.)

3. Subjunctive mood (e.g. wouldn't say )

4. Infinitive (e.g. to stay, to be, to go,to play, to hide)

5. Modal verbs (e.g. need, had to )

6. Participle I (e.g. hanging over)

Well done, thank you.

Установка 3: Think your own sentences using this or that grammar structure mentioned above.

(учащиеся по цепочке произносят предложения, анализируя их.

III этап. Совершенствование фонетических навыков.(после повторного прослушивания песни и тщательной отработки звуков и интонации, учащиеся пытаются воспроизвести песню).

Установка 4: Your singing is surperb! You did it perfectly ! Now let's try to translate the song.

IV этап. Развитие навыков литературного перевода. (учащимся предлагается для ознакомления один из вариантов перевода песни на русский язык ).

“Вчера”
(одна из версий).

"Я вчера
Огорчений и тревог не знал,
Я вчера ещё не понимал,
Что жизнь – нелёгкая игра.

Без тебя
Я не буду счастлив никогда,
И сегодня вспоминаю я
О том, что потерял вчера.

Нет, нам не найти,
Кто же прав, кого винить,
Нет к тебе пути,
Нам вчера не возвратить." 
(М. Подберёзовский)

Этап 5: Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание: Предложить учащимся выполнить свой вариант перевода данной песни

Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Разумеется, метод проектов не рассматривается как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.

В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Литература.

1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.-М: Дрофа,2014.

2. English through The Beatles. Видеокурс английского языка для тинэйджеров. Песни и диалоги.

3. English through the Beatles. Видеокурс английского языка для тинэйджеров. Фильм “All about The Beatles”.