Химико-биологическая олимпиада "На перекрестке двух наук"

Разделы: Химия


Химико-биологическая олимпиада “На перекрестке двух наук”

Цель проведения межпредметной олимпиады – повысить интерес учащихся к изучению химии и биологии, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор учащихся дополнительными знаниями, выходящими за рамки учебной программы, провести обобщение и систематизацию знаний о веществах, их составе, свойствах и изменениях, происходящих с ними. При подготовке подобных мероприятий я определяю ответственных студентов, продумываю формулировку и содержание вопросов и заданий, позволяющих актуализировать опорные знания студентов и направить их работу на творческое мышление. Под творческим мышлением понимается обобщенное качество, которое формируется на основе целого комплекса знаний и умений обучающегося в предметной области, например химии и биологии. Как известно, основными компонентами творческой деятельности являются способность к сотрудничеству, способность мыслить, находить пути к решению проблем, используя опыт и знания многих дисциплин. Формировать творческое химическое мышление обучающихся в современном обучении можно при использовании компетентностного подхода, где понятие “компетенция” понимается как готовность учащегося к использованию знаний и умений в конкретной жизненной ситуации. К этим компетенциям относят: информационную компетенцию (готовность к работе с информацией), коммуникативную компетенцию (готовность к общению) и проблемную компетенцию (готовность к решению проблем). Компетентностный подход ориентирован на получение самостоятельного подхода при решении проблем. Большие возможности по использованию компетентностного подхода открываются при организации заданий исследовательского характера на уроках химии или биологии, а также внеклассных мероприятий, таких как олимпиады, конкурсы, викторины. Олимпиада включает несколько этапов, по окончании которых определяем наиболее эрудированного студента, набравшего наибольшее количество баллов.

Вступительное слово преподавателя: Добрый день уважаемые участники химико-биологической олимпиады “На перекрестке двух наук”! Сегодня мы проводим состязание за право называться “Самым эрудированным студентом” в области химии и биологии. Все наши знания направим на решение задач и тематических вопросов во имя замечательных наук. Желаем всем успеха!

Этап 1 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ И ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

За каждый правильный ответ назначаем 1 балл, в случае одинакового результата студентам предлагаются дополнительные задания.

  1. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот)
  2. Какая кислота находится в желудке человека? (Соляная)
  3. В названии какого химического элемента входят названия животных? (Мышьяк)
  4. Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите название скошенной и высушенной травы. (Ксенон-сено)
  5. Добавьте одну букву в название элемента шестой группы и получите название парнокопытного животного. (Сера-серна)
  6. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (Уран-ушан)
  7. В название какого химического элемента входит название дерева? (Никель)
  8. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса? (Бор)
  9. В название какого гриба входит название химического элемента? (Боровик)
  10. В название какого важнейшего для жизни растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента? (Хлорофилл)
  11. Измените лишь букву в названии элемента четвертой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространённых в природе и являющихся главным источником энергии в организмах. (Углерод-углевод)
  12. В названия каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента. (Хромосомы)
  13. Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро-ребро)
  14. Отбросив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите название напитка пиратов. (Бром-ром)
  15. Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента. (Неон)
  16. Какой химический элемент был открыт в продуктах выщелачивания пепла морских водорослей? (Иод)
  17. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (Фтор)
  18. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? (Иод)
  19. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)
  20. Какое животное причастно к открытию йода? (Кот)

Дополнительные задания:

  1. Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (Водород.)
  2. Кто автор атомно-молекулярного учения? (М. В. Ломоносов.)
  3. Как называют соли угольной кислоты? (Карбонаты.)
  4. Какой металл “болеет чумой”? (Олово.)
  5. Как называется связь, возникающая между атомами посредством образования общих электронных пар? (Ковалентная)
  6. Как называют вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение молекул? (Изомеры.)
  7. Какой металл называют “летающим”? (Алюминий.)
  8. Как называют реакцию, протекающую между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода?(Реакция нейтрализации.)
  9. Какой металл обладает электро- и теплопроводностью - золото или алюминий? (Золото.)
  10. Назовите формулу едкого натра. (NaОН.)
  11. Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? (Синий.)
  12. Какую роль имеет хлорофилл в процессе фотосинтеза?(Катализатор)
  13. Какой тип реакций характерен для непредельных углеводородов? (Реакции присоединения.)
  14. Кто сформулировал периодический закон химических элементов? (Д.И. Менделеев.)
  15. Как называют заряженные частицы? (Ионы)
  16. Что стремились открыть древние алхимики? (Философский камень.)
  17. Назовите формулу мела (СаСОз.)
  18. .Как называются вещества, увеличивающие скорость реакции? (Катализаторы.)
  19. Какой газ обладает запахом тухлых яиц? (Сероводород.)
  20. Что является элементарной единицей организма? (Клетка)
  21. Какой процесс происходит при растворении соли в воде? (Диссоциация)

2 этап ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В этом этапе участникам по описанию свойств нужно отгадать элемент или вещество. За правильный ответ участники получают 1 балл.

  1. Химический элемент относится к биогенным элементам, входит в состав жизненно важных биополимеров, хотя при открытии получил название “безжизненный”. (Азот.)
  2. Это сложное вещество обладает необычными физическими свойствами: находится в трех агрегатных состояниях. При небольшой молекулярной массе оно имеет высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой - атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество - обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: “...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь”. (Вода.)
  3. Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Одно из аллотропных веществ - самое твердое в природе, другое используется при производстве карандашей. (Углерод.)
  4. Он родился 8 февраля (по новому стилю) в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и является автором докторской работы “Свойства спиртов”. (Д.И. Менделеев)
  5. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались “дешевыми” приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. (Алюминий)

3 этап ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При выполнении этого задания участники получают за правильный ответ – 1 балл.

1. Мельчайшей неделимой химической частицей вещества является... (атом).

2. Процесс распада вещества на ионы под действием внешних сил называют... (электролитической диссоциацией).

3. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками, называют... (кислотами).

4. Реакцию взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода, называют... (реакцией нейтрализации).

5. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке нарастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом, называют... (периодом).

6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называют... (электролитами).

7. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства, - это... (молекула).

8. Явление, при котором могут существовать вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение молекулы, называют... (изомерией).

9. Группа атомов, обусловливающая специфику свойств данной группы веществ, называется... (функциональной группой).

10. Мономерами нуклеиновых кислот ДНК и РНК являются... (нуклеотиды).

11. Процесс образования энергетически важного вещества из глюкозы в клетке без участия кислорода называется.... (гликолиз).

12. Процесс образования глюкозы из неорганических веществ называется... (фотосинтез).

13. Мономерами для молекул белка являются ... (аминокислоты).

14. Вода как растворитель обеспечивает протекание в клетке процессов... (обмена веществ).

4 этап РАССУЖДАЕМ, ДУМАЕМ, РЕШАЕМ...

На решение кроссворда отводится не более 10 минут. За каждое отгаданное слово - 1 балл.

Ключевое слово (по вертикали): Характерная особенность организма (признак).

По горизонтали:

  1. Совокупность генов организма.
  2. Случайные изменения генотипа.
  3. Способность организма приобретать новые качества.
  4. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

5 этап ШУТОЧНЫЕ ЗАГАДКИ

  1. Какой элемент всегда рад? РАДон
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? НЕОН
  3. Какой неметалл является лесом? БОР
  4. Какой химический элемент состоит из двух животных? МЫШЬ-ЯК
  5. Какой элемент вращается вокруг солнца? УРАН
  6. Какой элемент является настоящим гигантом? ТИТАН
  7. Какой химический элемент легко превратить в веселое зрелище? ЦИНК - ЦИРК
  8. В состав какого металла входит дерево? НикЕЛЬ
  9. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? ПлаТИНА
  10. Частью какого химического элемента любят играть на досуге и взрослые, и дети? зоЛОТО
  11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? бРОМ, хРОМ
  12. Какой химический элемент имеет отношение к табуну лошадей? ЦирКОНИй
  13. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? ТИТАН
  14. Какой металл VIII группы периодической системы может петь низким женским голосом? КобАЛЬТ
  15. Как объяснить явление листопада с точки зрения химии? Исчезает хлорофилл, который переходит в другие вещества хромопластов.
  16. Название какого органического вещество совпадает с видом грызунов? Белки.
  17. По результатам олимпиады определяется самый эрудированный студент.

Заключительное слово преподавателя:

О, химия! Природы осознанье!
Что значишь ты для нас?
“А без меня вы сможете дышать?
Иль в организме пищу расщеплять?
А сможете ль вы ехать без меня?
Все свойства знает только мой предмет,
Всё из моих на свете элементов.
Так что ж без химии весь белый свет?!
Химия! Не только на Земле,
Она во всей Вселенной воцарила,
Она планеты, звёзды озарила:
Земля, вода и воздух – это я!
От воды и камня до белка
И структуры сложной ДНК.
Химия – опора мирозданья,
Вот мой ответ Вам, жаждущим познанья.”

Клятва химиков

Мы рождены, чтоб вылить. что не льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Табличку долго помнить нам придется
И вечно, вечно химию любить!
(Клянусь!)

Используемые источники

  1. Власов Л., Трифонов Д. Занимательная химия. – М.; Молодая гвардия, 1968
  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград “Химия”, 1987
  3. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Книга для учащихся, 1990
  4. “Химия в школе”: Журнал, 2013, №2