Звучит колокол. Зажигается свеча перед образом святого прп.Сергия Радонежского.
Выходят два учителя. Садятся справа и слева от сцены. Исполняют песню «Вьюн над водой…»
После окончания песни, один из учителей говорит вступительное слово, посвященное 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Затем на сцену выходит ученица с рассказом о родителях Сергия Радонежского, о их детях.
Следующая ученица рассказывает об учебе отрока Варфоломея, о встрече его со старцем, о просьбе мальчика помолиться за него.
Выходит третья ученица, читает стихи:
«Уходит день, прозрачный, как хрусталь,
Листы осин без ветра шелестят.
Смеркается, чуть розовеет даль,
Долина прячет пропавших жеребят».
Пятеро учениц в русских сарафанах исполняют танец, затем садятся на край сцены и разыгрывают сценку: «Смотрите, вон Варфоломеюшка идет!
– А «веди» то он не ведает, «глаголы» то он не
глаголет!
– Иди, иди, ищи своих жеребятушек!
– Теряха-растеряха, теряха-растеряха!» (Смех).
На сцену выходит ученик в образе Сергия:
«Скажи мне, отрок, чем ты опечален
Веселием не светится твой взгляд.
Ты в чистом поле ищешь жеребят?
О них не беспокойся, их найдешь
И в стойло жеребяток приведешь».
На сцену выходит отрок:
«Грущу я оттого,монах святой,
Что не дается мне совсем ученье.
Отцу и матери приходит огорченье,
Что не умею бегло я читать.
Вот Петр, мой брат, хотя еще и мал,
Из букв слова умеет составлять.
Я от него в учении отстал».
Ученик, в образе Сергия:
«Я низко перед Господом склонюсь
И за тебя с надеждой помолюсь.
Кусочек дам святой просфоры
И грамоту ты разумеешь скоро».
Уходят.
Выходит ученик, рассказывая о том, как изменилась учеба отрока Варфоломея после этой встречи.
Следующий ученик рассказывает о том, как Варфоломей став взрослым, захотел покинуть этот мир и стать монахом.
Выходит на сцену ученик, читая стихи:
«Дремучий лес – защита и твердыня,
Его прозвали матерью пустыни.
И шли спасаться под его покров
От бед, междуусобиц и врагов,
И от житейских тягот и грехов.
Здесь в глухомани средь берез и елей
Поставил Сергий церковку и келью.
Душа его в молитве долго зрела,
Великое ей предстояло дело».
Выходит на сцену ученица, рассказывая о том, как нашли братья Варфоломей и Стефан в дремучем лесу гору Маковец и построили церковь во имя святой Троицы и кельи.
Следующая ученица выходит на сцену со стихами:
«Увитый тонкой стружкой золотой,
Пропахший ароматною смолой,
Мне дорог Сергий плотник и святой.
Неутомимый труженик, работник,
Не расставался с топором, пилой,
Ведь и Господь наш был искусный плотник.
Угодно Богу это ремесло.
Господь благословляет созиданье
И помогает всякому старанью,
В котором есть сердечное тепло».
На сцену выходит ученица с рассказом о том, как жил прп.Сергий после ухода брата в дремучем лесу. Боялись ли его звери и он зверей?
Следующая затем ученица выступает с рассказом об образовании Троицкого монастыря, о том,как трудились монахи, как трудился сам Сергий, показывая всем пример.
Рассказ ученицы о чудесном случае в Троицком монастыре, когда у монахов не было хлеба, но по молитвам прп. Сергия был привезен хлеб, но неизвестно откуда и кем этот хлеб был привезен.
Следующая ученица рассказывает о случае с крестьянином, который хотел увидеть прославленного игумена Сергия, но не признал его сначала, видя его убогое одеяние и простой крестьянский труд, но потом узнает его.
Другая ученица рассказывает о случае с умершим мальчиком, и воскрешенным по молитвам преподобного Сергия.
Рассказ ученицы о видении Сергием множества птиц.
Затем следуют стихи:
«А Русь жила неслышно исподволь,
Разлив в душе отчаянье и боль.
И укреплялось тайное стремленье
Тяжелое стряхнуть оцепененье,
Освободить детей от ига злого,
И Сергия подвижника святого
Возвысилось и зазвучало слово».
Рассказ ученицы о приезде к преподобному Сергию князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой, о монахах-воинах Александре Пересвете и Андрее Ослябе.
Ученик читает стихи:
«Над светлою, широкой луговиной
Вставали сосен богатырских кряжи.
И словно Богородицына пряжа
На солнце золотилась паутина».
Другой ученик читает стихи:
«Прохладный свет струился между сосен,
В полях уже брела монашка-осень,
А Дмитрий – боголюбивый князь с дружиной
Приехал к Сергию просить благословенья
Перед большим, решающим сраженьем».
Сценка. Ее участники: двое учеников, в образе преподобного Сергия и Димитрия Донского.
Сергий:
«Скажи мне, князь, сулили супостату
Казны богатой, серебра и злата?
Стояли перед ним, склоняя выю»?
И князь ответил с горечью:
«Сулили, но не сговорчив и силен Мамай
Несметную собрал в Орде он рать,
Чтоб разорить и сжечь дотла наш край
И веру православную попрать».
Сергий:
«Тогда иди, и да поможет Бог
Очистить нашу землю от врагов».
Слова автора:
«Окинул Сергий мудрым взором,
Везде лишь шлемы, латы, да кольчуги.
И он подумал: «Дорогие други, богатыри лихие, удальцы!
Полягут многие за Русь на бранном поле,
Сыра земля зальется кровью,
Плетутся вам небесные венцы».
Слова автора:
«На Дмитрия он ласково взглянул,
Обнял его и на ухо шепнул.
Сергий: «Склонюсь я перед Господом с мольбой,
Ободрись, князь, победа за тобой!»
Мальчики-ученики, среди них мальчики, играющие Димитрия Донского и Александра Пересвета и Андрея Ослябю исполняют песню:
«Шло на поле бранное,
Презирая страх,
Войско православное
С клятвою в сердцах».
Припев:
«Только за Святую Русь,
Умереть я не боюсь,
Не пущу врага я на порог,
Потому что с нами Бог!»
Затем ученик исполняет стихи:
«Рать выступила рано на рассвете.
Шли впереди Ослябя с Пересветом.
Два воина, два инока-монаха,
За Русь святую шли не зная страха
В одеждах черных с белыми крестами,
И трепетало княжеское знамя.
Суровый лик Спасителя на нем
Горел на солнце золотым огнем!»
Ученица читает стихи:
«На Дон пришли 8 сентября
Вставала яркая, холодная заря,
Но одолели Дмитрия сомненья,
И осторожно старые князья
Советовали ждать здесь пополненья».
Слова автора:
«Но тут пришло от Сергия посланье:
«Не бойся ничего, иди вперед
Тебя Святая Троица спасет».
Чтение стиха:
«Князь Дмитрий – молодой России гений,
Неудержимый чувствуя полет,
Отбросил колебанья и сомненья,
И реку перешел с войсками вброд».
Ученица рассказывает о том, чем закончилась Куликовская битва.
Далее выходит ученик и рассказывает о чуде видения Сергию Пресвятой Богородицы.
Вслед за ним другой ученик рассказывает об учениках прп.Сергия и основанных ими монастырях.
Рассказ о Троице-Сергиевой лавре и вопрос к зрителям: «Кто из присутствующих был в Троице-Сергиевой лавре?» Радостно то, что многие подняли руки.
Выходит ученица, рассказывая о чуде, которое произошло в наше время по молитвам к преподобному Сергию.
Затем читаются стихи:
«Эй,братья – русичи, славяне!
Все, в ком душа еще жива,–
Неужто с вами мы завянем,
Как прошлогодняя трава?
Я верю, верю –
Невозможно
Таких и нынче перечесть
Кто любит Родину не ложно,
В ком честь и совестливость есть!
И возродить нам хватит силы,
Соединившись на краю,
Из разроссиенной России
Россию кровную свою!
После стихотворения показ слайдов о Сергии Радонежском в музыкальном сопровождении.
После показа слайдов на сцену выходит ученица со словами:
«За Русь святую поднял старец крест
Радетель наш, заступник и учитель
И отступил глухой, суровый лес
И до сих пор жива его обитель!».
В заключение две ученицы 6-го класса исполняют песню «Вижу Бога каждый день…»
Примечание. Видеоматериал данного мероприятия спрашивайте у автора статьи.