Урок-мастерская по теме "Мир поэзии М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Русский язык


Цель мастерской: избегая собственно анализа литературных текстов, способствовать творческому восприятию школьниками мира художественных образов и созданию собственных.

Задачи мастерской:

  • познакомить учеников с некоторыми стихотворениями М.Ю.Лермонтова, обеспечить понимание идейной нагрузки текстов;
  • активизировать творческое начало в детях через создание и презентацию собственных художественных (изобразительных) произведений;
  • формировать и развивать в школьниках речевую, коммуникативную (диалоговую) культуру, а также культуру посещения художественных выставок и музеев.

Оборудование мастерской:

  • листы А4 по количеству участников;
  • карточки 3x3 дважды по количеству участников;
  • листы черновой бумаги;
  • инструменты для рисования (краски, карандаши, мелки, др.);
  • средства для крепления бумаги на разные поверхности (скотч, булавки, магниты, др.);
  • ножницы;
  • атласная лента;
  • длинная полоса бумаги (для оформления названия галереи);
  • маркеры;
  • держатель для бумаги, листы А4 (для создания "книги отзывов");
  • указка;
  • доска;
  • особая расстановка мебели (так, чтобы участники могли свободно перемещаться в пространстве помещения и в то же время не испытывать дискомфорта при создании собственного рисунка);
  • тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова ("Парус", "Ночевала тучка золотая…", "На севере диком стоит одиноко…", "Три пальмы", "Утес").

Время работы: 3 академических часа.

Количество участников не ограничено.

Пояснительная записка.

Урок был проведён в классе, изучающем литературу по УМК под редакцией Коровиной В.Я. Авторы учебника предлагают ученикам погрузиться в мир указанных стихотворений М.Ю.Лермонтова и найти прямое соответствие пафоса текстов мироощущению поэта. Ранее ученики уже успешно справлялись с ситуацией творческого решения проблемы (при создании групповых краткосрочных проектов), что позволило учителю рассчитывать на адекватное восприятие детьми нетрадиционности урока. Предварительно ученикам было дано задание принести тот материал для рисования, который им наиболее удобен.

(P.S. Примечательно, что, получив задание, некоторые ученики высказали свой заведомый отказ от предстоящей работы, объясняя это неумением рисовать. Учителю следует ожидать подобную реакцию и никак не комментировать будущее содержание урока. Впоследствии, непосредственно в ходе работы по созданию рисунка, более вдумчиво и ответственно к заданию отнеслись именно те ребята, которые изначально выражали свою внутреннюю неготовность к рисованию.)

Перед уроком учитель продумывает меблировку помещения и вариант посадки учеников. Идеальным вариантом будет не учебная аудитория, где за долгое время выработался определённый стереотип учебного поведения, а какое-либо иное помещение, не ассоциирующееся с уроком: небольшая рекреация, фойе, актовый зал, др. Особое внимание следует обратить на посадку учеников. Она должна быть свободной, позволяющей придумывать, созидать, сочинять без участия соседа; помимо этого, участники мастерской должны свободно перемещаться в пространстве, и рабочие места не должны тому препятствовать. До начала урока на столах лежит всё необходимое для работы: тексты, инструменты и бумага для рисования, карточки, крепёжные материалы. Центральное место в помещении (в учебной аудитории это может быть доска) оформлено яркой лентой, о назначении которой ученикам пока не сообщается.

Особая роль на данном уроке принадлежит учителю-ведущему. Первое и безусловное требование к нему – отказ от роли лидера и способность наблюдать, не вмешиваясь в ход работы детей (за исключением организационных моментов), принимать их позицию и быть равноправным участником, не довлеющим или навязывающим своё мнение, пусть даже и трижды правильное. Опытным учителям порой именно это оказывается не под силу.

И последнее. Жанр мастерской предписан этому уроку не формально. В нём действительно соблюдены её этапы (от индукции до рефлексии) и – самое важное – представлен уникальный конечный продукт творческой деятельности участников, в силу чего по типологии М.Г.Ермолаевой данная мастерская является мастерской ценностных ориентаций, коих столь мало в современной образовательной практике.

Ход мастерской

1. Приветствуя детей, учитель эмоционально, настраивая на творческий лад, начинает урок литературы обозначением его нетипичности, неожиданности. Помимо традиционной работы с текстом (с этой целью на столах лежат учебники) и обращения к фактам биографии поэта, ученикам предстоит стать участниками и свидетелями уникального события, о сути которого скажем чуть позже. А в начале урока, на этапе погружения, дети просто читают предложенный в учебнике материал об авторе и стихотворения М.Ю.Лермонтова. Никаких проблемных и наводящих вопросов, никакого классического анализа стихотворения в виде поиска тропов, рифм и определения пафоса. Итак, первые 25-30 минут урока посвящены чтению вслух.

(P.S. Увлекаясь технологическими изысками, мы порой забываем о первоочередной задаче курса литературы в средней школе – формировать читателя, имеющего собственное мнение о прочитанном, умеющего думать и чувствовать. Теория литературы, безусловно, необходима, но не как самоцель, а как подспорье, и никак не ранее 7-8 классов. И потому чтение вслух на уроке, с поминутными остановками для обмена эмоциями или сплошь, с комментариями или без, – это не потеря времени, а грамотное его распределение с устремлённостью в будущее.)

Далее учитель просит детей поделиться впечатлениями от прочитанного, ориентируя их на выражение эмоций, а не обмен полученными знаниями. Важно при этом никак не комментировать услышанное, оставляя за детьми право на собственное восприятие художественного текста и его интерпретацию, что, как известно, есть процесс неизбежно субъективный. На данном этапе реплики учеников никак не фиксируются.

2. Учитель обращает внимание учеников на карточки, лежащие на столах, и предлагает задание: записать ассоциацию, возникшую при чтении стихотворений и обмене впечатлениями, в виде одного слова. Заполненные карточки сдаются учителю, а тот по окончании работы всех учеников записывает получившийся набор слов на доске (для удобства прочтения - в столбик), исключая повторы и обобщая однотипные понятия.

(P.S. Для ведущего ответы участников оказались неожиданными. С учётом возрастных особенностей шестиклассников, ожидаемыми были бы конкретные наименования: парус, сосна, море, пальма, туча, др. Но ученики предложили насыщенный ряд абстракций: волнение, трагичность, одиночество, печаль, вдохновение, восхищение, красота, душевность, - что свидетельствует не о поверхностном восприятии текстов и попытке формулировки собственного оценочного мнения о стихотворениях М.Лермонтова.)

3. Прочтя полученный коллективный ответ на предыдущее задание, учитель объявляет о самой задумке урока: совместными усилиями создать тематическую картинную галерею, авторами и зрителями которой станут сами участники мастерской. Для её создания необходимо следующее: на листах формата А4 создать рисунок, композиционно объединяющий максимально возможное число записанных на доске ассоциаций, и придумать ему название, указав его карандашом на оборотной стороне листа. При этом нужно быть готовым собственный художественный замысел суметь объяснить зрителям. Пользоваться можно любыми принадлежностями для рисования, удобными каждому. На выполнение задания отводится 20 минут.

(P.S.  Для ведущего эти 20 минут представляют богатейший материал для наблюдений. Интересна динамика состояний большинства учеников – от возбуждённо-суетливых в начале работы до погружённо-сосредоточенных на завершающем этапе. Помимо этого, видны самостоятельность детей, мера их аккуратности, усердия, полноты выполнения заданий. А беспокойство учителя относительно "неудобного" ассоциативного ряда не оправдались: школьники творчески справились и с абстракциями.)

4. По истечении заданного времени учитель просит учеников встать со своих мест, взяв с собой ручку или карандаш, и объявляет следующее задание: в течение 20 минут познакомиться с неподписанными рисунками других участников, почувствовать настроение картин и попытаться озаглавить чужие работы, записывая свои варианты названий на листах черновой бумаги, лежащих рядом. После этого необходимо вернуться к своему рисунку и дать ему окончательное название, используя предложенные варианты или оставляя собственный первоначальный замысел. Готовый вариант названия указывается на лицевой стороне листа вместе с именем автора.

(P.S. На данном этапе работы мастерской чётко обозначились две характеристики, достойные внимания педагога. Во-первых, некоторые участники заведомо выражали сопротивление изменению первоначального замысла названия рисунка и даже не читали предложенные одноклассниками, признавая только собственный вариант единственно верным. Были и такие, кто выбором названия выражал приязнь к тому или иному авторитетному лицу. В целом – очень красочный срез межличностных отношений. Во-вторых, к удивлению ведущего, дети в большинстве своём растерялись в ситуации подписи рисунка, просто не зная, как это делается. Учителю пришлось вмешаться и показать образец, традиционно закреплённый за произведениями профессиональной живописи. Возможно, для многих детей это был первый опыт такого рассмотрения картины.)

5. На следующем этапе участникам предлагается приступить к собственно оформлению галереи. Каждый автор, используя различные крепёжные материалы, выбирает место, где бы хотел расположить свой рисунок. Учитель никоим образом не ограничивает выбор детей, даже если это место крайне экстравагантно; при этом важно, чтобы ученики самостоятельно и выбирали место, и прикрепляли рисунок.

(P.S. Учителю на этом этапе предоставляется возможность либо подтвердиться в собственном знании психолого-педагогической характеристики класса, либо открыть новые проявления детских личностных новообразований. Подобный же опыт наблюдений получает ведущий и в случае работы в абсолютно новой, незнакомой аудитории.)

6. Итак, для торжественного открытия галереи почти всё готово: произведения заняли свои места, авторы и зрители, волнуясь, ждут посещения. Осталось придумать уникальной галерее уникальное же название, отвечающее внутренним ощущениям участников. Всем ученикам даётся задание написать свой вариант названия галереи на карточке. Далее работа напоминает второй этап мастерской, с той лишь разницей, что из всех предложенных вариантов следует путём обсуждений выбрать один, достойный стать названием галереи. По завершении обсуждения утверждённый вариант названия заносится учеником на длинную полосу бумаги, заранее приготовленную, и крепится поверх ленты.

(P.S. Этот этап стал для учителя настоящим испытанием на соответствие статусу ведущего мастерской. По закону жанра ведущий не имеет права на вмешательство в содержание работы, он может лишь корректировать его и следить за соблюдением организационных требований. Однако ситуация сложилась крайне неоднозначная. Во-первых, дети в большинстве своём предлагали варианты, неудобные, по мнению учителя, для окончательного названия галереи в силу их громоздкости, речевой неуклюжести и неспособности выразить идею мастерской (например, "Картины к произведениям М.Ю.Лермонтова", "Классные художники", "Общий небосвод", "Образы в стихах М.Ю.Лермонтова", "Одиночество и мрак"). Во-вторых, ученики категорически не соглашались идти на компромиссное решение при выборе названия и заменили обсуждение отстаиванием собственного варианта. В связи с этим ведущий, соблюдая временные и организационные требования, принял решение вмешаться на правах не участника, а учителя, демонстрирующего образец рассуждения и поведения в подобных ситуациях (что, однако, было адекватно воспринято детьми, не владеющими законами мастерской как формы работы). Данный эпизод оказался очень поучительным и для учеников, и для учителя.)

7. Для создания атмосферы торжественности, подчёркивая исключительность происходящего, ведущий предлагает участникам произнести приветственное слово на церемонии открытия галереи. Важно, чтобы этот этап прошёл пафосно и искренне, чтобы прозвучали слова, отражающие идеи мастерской – совместное движение в поисках ценностных ориентаций. По завершении поздравительных речей происходит торжественное разрезание парадной ленточки.

(P.S. В нашем случае слова приветствия и поздравления произносили гости урока – преподаватели, однако новые педагогические смыслы можно обнаружить и в участии детей.)

8. Кульминационным моментом мастерской можно считать организацию экскурсии по галерее, где у каждого участника появляется возможность предстать в роли и зрителя, и автора. Ведущий организует передвижение группы от одного рисунка к другому, а автор каждого комментирует свой замысел, объясняя зрителям то, что, возможно, оказалось слишком метафорично изображено. Каждый комментарий ограничен 2-3 предложениями, в то время как у зрителей есть право задавать автору вопросы по увиденному.

(P.S. На данном этапе обозначилась желательность малого количества участников: 26 шестиклассников организованно передвигались по залу лишь первые минуты, далее этот процесс приобрёл стихийный характер, класс разбился на группы, несколько человек предпочли одиночество в рассматривании выставки. При этом, вне зависимости от внешней стороны участия, все дети действительно совершали экскурсию, повторно знакомясь с рисунками одноклассников, не испытывая дискомфорта (в отличие от учителя) от отсутствия единой группы. Таким образом, мы опять столкнулись с проблемой ролевого участия ведущего, которому столь тяжело отказаться от требований академического урока.

Что касается самих высказываний детей, то они приятно удивили отсутствием шаблонности, искренностью и порой смелостью предположений и взглядов.)

9. Заключительным этапом посещения галереи является создание книги отзывов, где каждый участник может оставить собственные комментарии мастерской в целом и своего участия в частности, поделиться впечатлениями от проведённого урока, оставить пожелания ведущему и участникам. По завершении оформления книги ведущий зачитывает записи и выражает благодарность всем участникам мастерской.

(P.S. При оформлении книги отзывов ученики были откровенно эмоциональны, что объясняется погружённостью в материал, увлечённостью творческой работой. Записи детей касались обозначения предпочтений, выражения эмоций от увиденного, а также пожеланий повторить мастерскую на другом материале.)

Все материалы мастерской, и в первую очередь детские рисунки, являются невероятно ценными для педагогов, работающих в данном ученическом коллективе. Детское творчество способно подарить ищущему учителю поле для осмыслений и переосмыслений теоретических основ современного образовательного процесса, направить профессиональную деятельность по пути именно развития ребёнка, а не формальной передачи предметных знаний.